Раздвоение - рецензия на мистический триллер «Жажда страсти» (1991 г.)
Фильм поставлен по циклам рассказов Валерия Брюсова, объединенных названием "Земная ось": "В зеркале", "Мраморная головка", "Теперь, когда я проснулся" и др. У героини нет имени. Она — сама страсть, материализованная в своем больном воображении. Поддавшись воле своей пациентки, врач вначале влюбляется в нее, а затем становится ее убийцей.
Чисто жанровый, можно сказать даже коммерческий хоррор создает в 1991 году актер и режиссер Андрей Харитонов. "Жажда страсти" — это, пожалуй, лучший фильм ужасов девяностых годов и, наверно после "Вия", второй самый страшный наш фильм. Третьей удачей советского мистического кинематографа я бы назвал "Прикосновение" 1992 года.
Хотя фильм Харитонова снят во многом в голливудской манере, в нем все же, несмотря на национальный колорит, без труда прочитываются цитаты из таких же подобных американских фильмов, но в нем много удивительных режиссерских находок, присущих именно нашему кино. Визуальный ряд и спецэффекты для того времени на удивление хороши, но главное достоинство фильма в том, что он держит в напряжении от начала и до конца и вполне выдерживает многократные пересмотры.
Главная удача фильма в том, что в финальной битве со злом герой все же обращается не к каким-то абстрактным силам, а к самому Богу; это в те годы было даже модно, чтобы герои побеждали силой молитвы и креста. По поводу людей в черном; они по-настоящему жуткие, а один из них настоящий вурдалак, от него мороз просто по коже. В предшествующих же "Пьющих кровь" вурдалаки были почти неотличимы от людей, потому и не было так страшно.
Этот фильм наглядно убедил меня в том, что зло чаще всего вершится там, где богатство и власть. И как бы не был красив и знатен замок, где живет пара, показанная в фильме, хочется бежать от него без оглядки. Места, где царит ненависть, тучами притягивают скопище нечисти и отвратных демонов, это мы наглядно видим в фильме. Я так полагаю, что к героине являлась сама Лилит; в древнехристианских мифах прародительница всего мирового зла, и ох как бы плохо пришлось героине, если бы не доктор с его достаточно крепкой верой в Бога. Ведь демоница испугалась как бы вовсе не креста, она испугалась веры, которая была в сердце доктора. А без веры нечего и думать сражаться с такими исчадиями ада, сотрут в порошок хоть с крестом, хоть без него. Финальная сцена фильма — одна из лучших по силе воздействия в нашем мистическом кино.
Да, финальная битва со злом так врезается в память! Кажется, ничего лучше в нашем мистическом кино и не сделали. "Изыди, Сатана! — кричит герой. — Власть твоя безгранична, но не дано тебе владеть душою человека! Изыди!" — и перед силой подобной веры зло отступает, бессильное. Вообще я заметил: во многих наших ужастиках девяностых годов зло побеждается силой веры, креста и молитвы. Не то, что в нынешних ("Юленька", например, где зло всесильно торжествует).
К слову: специально искал хорошую копию этого фильма… бесполезно! Везде бледная калька с телеканала РТР чуть ли не двадцатилетней давности. А ведь фильм явно заслуживает реставрации, издания на хороших DVD-носителях или даже блюрее. Ведь это же классика наших киноужасов! Любые "Ночные дозоры" отдыхают. Вот так мы относимся к нашему наследию. Что немало удивило и порадовало в фильме, снятом в начале девяностых годов, это наличие неплохих спецэффектов, а ведь компьютерной графики не было и в помине! Не представляю, как были сняты вылетающие из рук демоницы молнии, электрическая буря над замком, летающий демон, но смотрится до сих пор неплохо.
Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!
Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)
На Голливуд очень мало похоже, а вот Бавой и Ардженто отдает весьма ощутимо. И да, я согласен, что вместе с "Вием" и "Прикосновением" этот фильм входит в "золотую тройку".
В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!