ПРОКЛЯТИЕ

Новости

Рецензия на роман Питера Страуба "Коко"

КнигиРецензииКомментарии: 2

Писатель Питер Страуб гораздо менее известен нашим читателям, нежели его коллега (и пару раз - соавтор) Стивен Кинг, хотя, например, премий Брэма Стокера от Horror Writers Association в копилке у Страуба больше - он вообще является рекордсменом этой премии и становился ее лауреатом чаще чем кто бы то ни было другой, опережая не только Короля Ужасов, но и многих других всемирно известных хоррор-писателей (МакКаммона, Кунца и иже с ними). Связано это, думается, не столько с тем, что Страуб гораздо менее плодовитый, нежели Кинг, автор, сколько с особенностями его авторского стиля. Допустим, если вы читали написанную Страубом и Кингом совместно книгу "Черный дом", то знайте, что ее начало - тяжелое, мрачное, многословное, написанное как бы наблюдателем со стороны, бесстрастно фиксирующее грязь, мрак и немыслимую жестокость - это стиль Страуба. Творческую манеру писателя можно сравнить, например, с творчеством Достоевского - детальное погружение в мыслительный и чувственный процесс персонажей, болезненный интерес к мрачным сторонам психики, философские размышления о природе насилия и безумия, все это присутствует у Страуба в полной мере. В отличие от русского классика, однако, Страуб еще и любит недосазанность. Не секрет, что читать Достоевского для многих весьма тяжело, а представьте еще, что вам придется не только думать над прочитанным, но и многое додумывать за автора.

К тому же Страуб - большой поклонник джаза вообще и джазовой импровизации в частности и нередко его письмо напоминает этакую литературную форму джазовой импровизации: в нем длительные погружения в воспоминания героев перемежаются быстрыми и яркими диалогами или мрачными, очень мрачными сценами, внутренним взором персонажи выхватывают какие-то незначительные детали из окружающего мира, которые, встраиваясь в повествование, предают ему черты фантасмагории и создают особую мистическую пугающую атмосферу даже в тех произведениях автора, где мистики как таковой нет или почти нет.

Одним из таких, практически лишенных сверхъестественного начала произведений Страуба является роман 1988 года "Коко". Надо сказать, что в литературе Страуб начинал со стихов и элитарного мэйнстрима, пока один из друзей не подсказал ему попробовать себя в жанре "хоррор". И первые работы Страуба в ужасах были наполнены мистикой - романы "Обитель теней", "Парящий дракон", "Джулия" и особенно хорошо известный роман "История с привидениями", являющийся для отечественного читателя фактически визитной карточкой писателя. "Коко" в этом смысле является шагом в сторону для автора, потому что если конкретизировать жанр этого произведения, то это не мистические ужасы, а мрачный психологический триллер. Страуб начал этот путь с повести "Голубая роза" (Blue Rose, 1985), а продолжил романами "Тайна" (Mystery, 1989) и "Глотка" (The Throat, 1993) - оба издавались на русском языке. Вместе они образуют своеобразный цикл "Голубая роза" или "Убийства Голубой розы", перекликаются сюжетно, порой прямо упоминаются в текстах друг друга, имеются там и сквозные персонажи - такие как писатель Тим Андерхилл, в иных произведениях выступающий героем, в других - литературная игра Страуба - автором или соавтором.Коко

"Коко" рассказывает историю о том, как несколько ветеранов Вьетнамской войны (сильно отягощенных общими воспоминаниями о вьетконговском аде) собираются вместе спустя много лет, чтобы разобраться в серии жестоких убийств, совершенных, как они подозревают, их военным товарищем в далеком Сингапуре - и первоначально они подозревают что убийца этот как раз Тим Андерхилл. Убийца выкалывает глаза своим жертвам и отрезает уши, а в рот убитым вкладывает игральную карту с надписью "Коко". Коко - это слово, которое знакомо всем им и которое вызывает у героев книги совершенно четкую ассоциацию, связанную с событиями времен их службы в армии, с убийствами детей и женщин, совершенными солдатами США в одной из вьетнамских деревень.

Каждый из героев по-своему переживает те давние события: кто-то видит их в ночных кошмарах, тяготится ими, а кто-то - воспринимает все тогда произошедшее вполне спокойно. И мы понимаем, насколько разные люди собрались в этой компании. Главный герой книги - врач-педиатр Майкл Пул, брак которого трещит по всем швам после того, как несколько лет назад умер его сын, болевший раком. Среди его компаньонов мы находим владельца ресторана тайской кухни, которого больше всего на свете волнуют проблемы с тараканами на кухне его ресторана и странные отношения с китаянкой Мэгги Ла, которую он любит, но с которой не может долгое время быть вместе (словно наказывая тем самым себя за грехи солдатской юности); работягу-столяра, который излишне налегает на спиртное; бывшего сержанта, аморального эгоиста, жена которого дала ему развод, не в силах больше "спать в одной постели с этим человеком". Для последнего история с убийствами Коко - мечта о богатстве, в своих грезах бывший командир видит, как эта история принесет ему славу и миллионы в его новой жизни.

Собравшись вместе, мужчины отправляются в Сингапур (за исключением владельца ресторана), чтоб разыскать там Андерхилла, но очень скоро понимают, что, во-первых, убийства Коко совершил вовсе не Андерхилл, а другой из бывший сослуживец, а во-вторых, что сингапурские убийства были лишь началом, потому что Коко уже сам вылетает в США и конечная его цель - сами герои книги.

Если вы прорветесь через первые страниц этак пятьдесят произведения - а оно того стоит, поверьте мне на слово, - то обнаружите, что роман этот обладает впечатляюще закрученным сюжетом, сравниться с которым способны лишь немногие триллеры о серийных убийцах. Вас ждет сразу несколько очень напряженных сцен, сразу несколько нежданных поворотов сюжета и - один из самых безумных и ловких маньяков в истории литературы. Автор достигает особых высот в тех моментах, когда погружает читателя в мир злодея, когда кровавое и мрачное безумие становится почти осязаемо и мы буквально чуем запах пота и крови и черного, нечеловеческого сумасшествия. Что замечательно и специфически коррелирует с долгими "вьетнамскими" военными воспоминаниями. Страуб не говорит этого прямо (как написано в начале рецензии, он вообще не любит говорить что-либо "в лоб"), но умный читатель сам додумается, что Коко - это своего рода демон безумия, порожденный не войной, но возродившийся именно там и тогда. Умный читатель поймет, что каждый из персонажей книги таит в себе толику этого демона и то, что маньяк Коко преследует их - лишь следствие его собственной потаенной жажды смерти.

Мрачная, источающая скорбь и ужас книга, которую часто тяжело читать, но вовсе не потому что она плохо написана, а скорее даже наоборот - потому что написана она слишком хорошо.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 2 RSS

  • Давно пора!

    На Nightmares.ru такой раздел был с самого начала.

    Рецензия же великолепна. Хочу заметить, что этот роман сильно напомнил мне драму Майкла Чимино "Охотник на оленей".

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!