Новости

Режиссер Рустам Мосафир (СКИФ): "Насилие — это всего лишь инструмент"

ИнтервьюЭксклюзивКиноКомментарии: 5

Отечественные кинематографисты способны снимать отличное кино. Жаль только, далеко не каждый хороший российский фильм получает достойную рекламную поддержку - куда как чаще зрителям "впаривают" бездарный шлак вроде "Викинга"... Картину "Скиф", кстати, с "Викингом" сравнивают постоянно - и это можно даже использовать как критерий оценки непредвзятости критиков: если эти фильмы ставят в один ряд, то знайте - критик чем-то обижен, предвзят... или просто идиот. "Скиф" - это образец того, как НАДО снимать подобного рода кино, "Викинг" - образец того, как снимать кино в принципе нельзя.

Нам удалось поговорить с режиссером фильма Рустамом Мосафиром - запомните его имя. Вангуем - у этого режиссера большое будущее. Ведь он совсем еще молод (1985 года рождения), но свое дело знает лучше многих "заслуженных" ветеранов кинематографа.

Приветствую, Рустам! Во-первых, спасибо за фильм — мы пошли на него с женой и оба получили большое удовольствие во время просмотра. Знаешь, была эта редкая, но где-то уже типичная реакция, которая бывает в тех случаях, когда отечественные кинематографисты снимают действительно хорошее кино: «Ведь могут же, если захотят!».

Приветствую! Спасибо за отзыв. Это важно, что бы кино находило зрителя, а зритель получал эмоциональный отклик от кино. Мы делали этот фильм со всей душой, кровью и потом, в физическом и метафизическом смысле :)

Конечно, кого-то покоробит обилие крови и насилия в «Скифе», но мы, как ценители жесткого кино с рейтингом R или «18+», были всем этим, напротив, приятно удивлены. Такой градус «жести» для российского фильма большая редкость, а еще реже бывает, когда все это смотрится органично, как надо. Читал в одном из твоих интервью, что вдохновлялся ты «Конаном-варваром»… А как вообще пришла в голову идея снять такое кино — полу-историческое фэнтези с натурализмом, кровью, отрубанием голов и все такое?

Нужно понимать, что насилие в кино — это всего лишь инструмент. Если этот инструмент используется плохо — результат будет ужасен. Если используется правильно, это может быть очень интересно. Но, по сути, это всего лишь инструмент. И нужно уметь им пользоваться. В «Скифе» насилие не ради насилия, это все-таки не слэшер или сплаттерпанк. Насилие в фильме осмысленное и эстетизированное, оно — часть мира и мировоззрения.
И, конечно же, все родом из детства и юности. Я сильно увлекался книгами Роберта Говарда. Это будоражило меня. И «Конан - Варвар» Милиуса — отличный пример точной экранизации, передающей дух произведений Говарда, мускулинность и дикость которых всегда будоражила меня.
Я всегда любил жанровое кино, от старых B-movie до азиатского экстрима и японской тямбары. В них есть свобода и возможность самовыражения. Много культовых режиссеров начинали именно с «бэх».
Что касается «Скифа» — я всегда хотел сделать жанровую картину, основанную на нашей исторической фактуре и мифологии. И сделать его именно таким. Скиф ближе всего к самурайским боевикам и вестернам. По сути, это древнерусский степь-панк-истерн :)

Ты ведь начинал как актер, да? А также имел опыт сценариста, оператора, продюсера. Этот опыт, знание нюансов ремесла тебе сильно помогли в работе над «Скифом»?

Режиссер — главнокомандующий, генерал армии. Режиссер — руководит другими. У него нет никаких признаков творческой работы. Художник работает кистью, скульптор — резцом, писатель и композитор имеют дело с нотами, актер располагает собственным голосом и телом. У режиссера нет ничего. Тем не менее работа режиссера, и особенно в кинематографе, — это важнейшая и самая высокая ступень специализации. Он доносит свое истолкование, свое видение и слышание до всего отряда исполнителей. Он дает художнику и оператору точку зрения на визуальное оформление и эстетику картины, прорабатывает с каждым из них отдельно его область работы. С художником он работает над общей формой декораций, над их цветом, над планировкой, над характером костюмов. С оператором — над характером света, движением камеры, над композицией этих кадров, над всем операторским решением картины. С актерами режиссер репетирует, то есть вкладывает в них свое видение, сочетая его с индивидуальностями актеров. Композитору он дает установку в отношении музыки: где она должна звучать, какой у нее должен быть характер и стиль. Картина состоит из отдельных кадриков. Монтаж — это сложнейшее дело. Над этим режиссер работает вместе с монтажером. Он работает еще и со звукорежиссером, организуя звуковую часть картины, работает с десятками людей. В качестве орудия производства в руке у него не кисть и палитра, не мрамор и резец, не перо и бумага, а живые люди. И, конечно, чем больше познаний и навыков в смежных профессиях, тем лучше для работы и для картины.
Моя команда - это настоящие профессионалы, крутые и самоотверженные.

Грим, спецэффекты, актерская игра, сценарий — в «Скифе», кажется, все выполнено на высоком уровне и при этом за вменяемые деньги. Но нельзя не отметить прекрасную операторскую работу. Постановка боевых сцен впечатляет! Я до сих пор не понимаю, как удалось снять ту сцену, в которой одному персонажу (не будем говорить, какому, чтобы избежать спойлеров) отрубают руку, а он какое-то время еще продолжает биться. Расскажи о том, как снимались такие эпизоды.

Обычно пишут «животные не пострадали» или что-то в этом духе. У нас как раз страдали и животные, и люди. Кино наше создавалось через боль. %)
С оператором-постановщиком Дмитрием Карначиком и постановщиком боевой хореографии Федором Старых мы сначала определили стиль, в котором будет снят экшен. Мы хотели сделать очень динамичные, живые и по-хорошему грязные драки. В духе лучших представителей азиатского кино. В плане динамики, конечно, а не стиля единоборств. Но при этом сохранить в сражениях драматургию, что бы все не превратилось в “мечемахание”. И нам это удалось. Была придумана сложная и интересная хореография, для которой нужно было такое же необычное исполнение и визуализация. Мы снимали часто одним кадром, где оператор и камера должны повторять всю хореографию и крутится на 360 градусов. Это высший кинематографический пилотаж. В таком стиле очень сложно себе представить дублера и все драки сделаны актерами, в том числе и я сам делал все свои боевые сцены. Мы все всё время были в мелких ссадинах и рассечениях. Это требовало серьезной физической подготовки как от исполнителей, так и от оператора. Было тяжело, так как погода и условия были против нас. Но с поставленными задачами мы справились.

Скифы, Берендей, древние боги и верования — в фильме многое основано на фольклоре и преданиях, хотя он и не претендует на некий «исторический реализм». Каким образом прорабатывались эти детали? Проводились какие-то специальные исследования?

Конечно, любая фантазия основывается на культурном базисе. Меня всегда будоражила древность — своей тайной, загадками и первозданностью человеческих страстей и отношений. И, в хорошем смысле, дикостью. Но кино — художественный образ, я использовал знания и реально существовавшие факты для создания собственного мира. Как я говорил, всегда была идея создать историческую фантазию на базе нашего фольклора и мифов. Например, берендеи - кто знает, какими они были, могли быть? В сказке Островского «Снегурочка» - они добрые и хорошие. У нас антитеза Островскому :)). Хотя, в «Скифе» я бы не назвал их злодеями, просто это такой уклад их жизни, для них это в порядке вещей. Как, например, для некоторых африканских племен в порядке вещей каннибализм.
Вот берендеи - это как раз одно из таких переосмыслений нашего культурного наследия, и литературного, и исторического.
В этом плане меня также с детства вдохновлял создатель Конана, Роберт Говард, я зачитывался его книгами (не только о Конане).

Ты сам сыграл в «Скифе» второстепенного персонажа, злодея — ханского сынка Кумая. Если не секрет, тебя специально гримировали так, чтобы Кумай смахивал на Капитана Джека-воробья? :)

Ну, это какой-то слишком поверхностный взгляд и слишком очевидный. Возможно внешне я чем-то похож на Деппа, с бородой и размалеванными глазами, но истоки образа совсем другие. Почему бы не вспомнить KISS или Элиса Купера, а так же раскрас готических и блэкметал музыкантов. В детстве я увлекался блэком, дэтом, затем готикой. Все это оттуда. И, кстати, образ Деппа в пиратах - он списан с Ричардса из «Роллинг Стоунз». Так, что все глубже, всё это рок-н-рол :)
И, кстати, Кумай не то чтобы злодей, он вообще-то в оскорбленных чувствах — это во-первых. И, во-вторых, он «официально» ловит «объявленного в розыск» Лютобора. Он — горячий парень :)

Финал картины поднимает «Скиф» над уровнем просто развлекательного кино. Меня он по-хорошему удивил своей… достоверностью. Прямо об этом не говорится, но фактически этот финал показывает нам, почему древняя Русь попала под татаро-монгольское иго. Так и было задумано или это не более чем мои домыслы?

Если сцена или кино вызывает домыслы — это прекрасно, значит задача выполнена. Конечно, всегда вкладываются определенные смыслы, второй план. Иначе кино будет просто фантиком, красивой оберткой. Сейчас в кинематографе редко работают со смыслами, все смысловое изгоняется в маргинальную область и остается только один смысл - заработать как можно больше. Но мне хотелось наполнить картину смыслом, что бы о ней можно было сказать не только «что это», но и «про что это». Несмотря на крепкую жанровую составляющую — это драма. Такое кино можно назвать даже экзистенциальным, оно заставляет переживать пограничные ситуации. Настоящее кино заставляет что-то менять в жизни, углубляет видение мира, провоцирует на размышления о собственной жизни.
Финал, конечно сделан осознано именно таким и имеет некий социально-нравственный подтекст. Но пусть каждый воспримет его по своему. Это самое ценное.

Еще можно усмотреть в таком финале задел для потенциального сиквела. Мысли о том, чтобы снять продолжение «Скифа», посещали?

Конечно, есть идеи. Весьма конкретные. Но все будет зависеть от прокатной судьбы картины. Так, как кино — дело затратное и всё упирается в финансирование.

Тебя прочат в режиссеры и сценаристы сразу двух фильмов о Коловрате. Связаны ли эти проекты с блокбастером «Легенда о Коловрате» или ты хочешь создать что-то иное?

Это старая новость. Я часто ее рассказываю и можно найти историю в сети. Собственно, «Скиф» - это то, каким мог бы быть мой «Коловрат» по эстетике, стилистике и подходу.

Слышал, что ты хочешь снять фильм ужасов. Учитывая, сколько жутких образов и кровавых сцен в «Скифе», лично сразу говорю, что готов пойти в кино на хоррор от Рустама Мусафира. Есть ли какая-то конкретика, какие-то планы на сей счет? Что это будет (или мог бы быть) за фильм?

Да, у меня есть несколько задумок. Уже давно не было по-настоящему годного фильма страха — даже в мировом кино, не говоря уже про наше. Сейчас мало стоящих картин, которые бы работали с такой эмоцией, как страх. Я склоняюсь к психологическому хоррору. Что-то в духе «А теперь не смотри» или «Лестницы Иакова». И из нескольких вариантов развития управления страхом — выбираю постулат «страшно только то, что не понятно». Страшным является то, что нарушает естественный характер вещей, является инородным как в окружающем мире, так и в нашем сознании. Армии живых мертвецов и вурдалаков не будет, это не пугает. :)

Спасибо за интервью! Будем болеть за «Скифа» в российском прокате!

Спасибо! Кино, конечно, не червонец, чтобы нравится всем, но надеюсь, «Скиф» найдет своего зрителя и даст ему тот эмоциональный опыт, которой и призвано дарить Настоящее Кино.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1395.

Комментариев: 5 RSS

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!