ТРЕТЬЯ ВОЛНА ЗОМБИ

Новости

Рождение хоррора из духа вестерна: "Нечто" Говарда Хоукса и Джона Карпентера

КиноРецензииКомментарии: 1

Две версии фильма "Нечто" - 1951 и 1982 года соответственно - соотносятся между собой примерно так же, как две версии "Вторжения похитителей тел". Собственно, фильм Карпентера явно отсылает нас к фильму Кауфмана: превратившийся в человека монстр кричит точно так же, как и во "Вторжении", да и в принципе монстры смоделированы явно с оглядкой на "Похитителей тел". Сравните:

Версия "Нечто" 1982, как и "Вторжение" 1978 года, гораздо более натуралистичная и психотичная, с более богатым киноязыком (такие же крупные планы, разнообразная смена ракурсов и точек зрения, подвижная ручная камера). По сравнению с ней фильм Хоукса 1951 года смотрится как телеспектакль. Однако, в этот раз я хотел бы сказать не о различиях, а о сходстве и взаимосвязях.

Говард Хоукс - режиссер, известный прежде всего своими нуарами и вестернами, например "Рио Браво", ремейком которого, как я уже писал, является "Нападение на 13 участок" Карпентера. В фильме "Нечто" Карпентер продолжает игру с вестерном.

Начнем с того, что "Нечто из другого мира" Хоукса - это тоже по сути вестерн. Просто действие здесь происходит не на Диком Западе, а на Аляске, но по сути это тот же самый фронтир. Как и в большинстве фильмов Хоукса, в т.ч. в "Рио Браво", здесь есть хоуксовская женщина - нежная, игривая, но в то же время смелая и самостоятельная. Как и в классических вестернах, ведется стрельба в разбитое окно. Офицеры проводят время как ковбои в салунах - за выпивкой и картами. И самое главное - идеология сильных белых мужчин, побеждающих зло, но на сей раз не индейцев или бандитов, а морковку-франкештейна из открытого космоса. Военные в фильме Хоукса явно противопоставляются ученым и журналисту, для Хоукса важно подчеркнуть: сила и безопасность Америки важнее свободы слова и опасного любопытства ученых. Чем это не идеология фронтира, где сила важнее закона?

Карпентер начинает фильм, как кажется, в духе научной фантастики 50-х: со смешной летающей тарелки, переливающейся огоньками, как новогодняя елка. Но дальше и он начинает работать в жанре вестерна. Главный герой, сыгранный Куртом Расселом, носит ковбойскую шляпу. Правда, перевернутую, что намекает на переосмысление жанра: действительно, здесь уже нет сильных белых мужчин, а есть сходящие с ума параноики, у некоторых из которых черный цвет кожи (отсылка к "Нападению на 13 участок"); нет здесь и женщины, в фильме Хоукса разбавлявшей ощущение клаустрофобии, которое так важно в фильме Карпентера. На вестерн намекает и выбор Эннио Морриконе в качестве композитора: ведь прежде всего он писал музыку к спагетти-вестернам, в т.ч. к знаменитым фильмам Леоне (кстати, таким же ревизионистским, как и фильм Карпентера). Конечно, сама музыка, совершенно потрясающая, вовсе не вестерновская, а скорее похожа на саундтрек к "Нападению на 13 участок", но все же выбор композитора показателен. Вообще говоря, фильм Карпентера, с одной стороны, отсылает к версии Хоукса (скажем, видеозапись взрыва термитных бомб, которую смотрят персонажи фильма Карпентера - это по сути воспроизведение взрыва из фильма Хоукса). С другой стороны, он отсылает к "Нападению на 13 участок": мотив осажденного пространства здесь гораздо сильнее, чем в фильме Хоукса. С третьей стороны, самая главная отсылка - к самому жанру вестерна как таковому, а также к тому переосмыслению этого жанра, которое уже было сделано в "Нападении на 13 участок". Зачем это надо Карпентеру? А зачем нужны цитаты из классических вестернов в "Логане"? Фиг его знает.

В заключении хочу сказать немного не о жанровых особенностях, а об эстетике фильма. С этой точки зрения фильм совершенно гениально начинается. Ведь в чем состоит главная тема любого фильма ужасов? - в диалектике отношений палача и жертвы. А с чего начинается "Нечто" Карпентера? - с погони за собакой на вертолете. В этой погоне мы то видим собаку в прицеле ружья (позиция палача), то видим, как из ружья стреляют прямо в зрителя (позиция жертвы). И кажется, что жертвой является именно собачка. Но, как мы знаем, все как раз наоборот, и эта сюжетная зацепка-обманка тоже по-своему гениальна.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 729.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!