Новости

Самое страшное - думать!

РецензииКнигиКомментарии: 15

Во-первых, оговорюсь, что я был в таргет-группе отбора и читал все отправленные на конкурс работы. Во-вторых, "Самая страшная книга 2015", безусловно, заметное явление в российской литературе в целом, но рвите мне жилы - она слабее "Самой страшной книги 2014", и тем ожидаемее для меня "Самая страшная книга 2016". В-третьих, боюсь вызвать гнев коренных хоррорзоновцев. Простите братья и сестры, я Вас всех, Вы же знаете!

Если касаться объективных вещей, любую следующую антологию "ССК", так или иначе, будет преследовать призрак, и призрак этот зовется ]"Навек исчезнув в бездне под Мессиной"лучший хоррор-рассказ, который я когда-либо читал из отечественных! Да и из зарубежных с ходу назову "И пришел Бука" Кинга, "Призрак 20 века" Хилла и "Те глаза, что и во сне страшно встретить" Симмонса. Так вот, по силе мало кто смог приблизиться к Владимиру Кузнецову, да и крепкие зачётники проиграли сами себе!Ну к делу!

25 рассказов "ССК 2015", на мой взгляд, расположены неправильно, поэтому в рецензии одну вещь я поменяю - начнем с "Маргариты" Вадима Громова Этот не самый выдающийся рассказ хорош тем, что достоин открыть книгу. Проникновение в природу мести и становление маньяка - то что нужно для затравки, но кто-то решил начать с "Никогда" и закончить "Навсегда". О "Маргарите" больше не буду, нечего о ней говорить... А вот теперь "Никогда" Женевского - забавный стилизованный рассказ, своим послесловием оставляющий пищу для размышлений о бытии кайданов бюргерского разлива. При отборе понравившихся рассказов у меня была принципиальная позиция - выбрать тринадцать наиболее зацепивших, что касается Никогда, он просто оказался четырнадцатым.

Ряд рассказов антологии можно отнести к разряду несколько сумбурных. И, вроде, жив и здоров, и, вроде, жить не тужить, но печаль по прочтению откуда то взялась. К таковым можно отнести "Карта памяти заполнена" Елены Щетининой и "Черная церковь" Максима Кабира. В первом случае нагромождение казахских суеверий и игры с фотографией обещают главному герою интересный квест, но в итоге все сводится к подобию "Астрала" вперемешку с "Твин Пикс" и невнятной концовке из серии "это и так понятно, зачем так утрировать?!". При общем неплохом исполнении оценку снижает мифолого-кинематографический винегрет. Кабир, в этом плане, автор более маститый: у него и сюжет стройнее и логика сильнее. Проблема его рассказа в другом - им не наедаешься. Вместо глубинного погружения в природу необычной цитадели зла читатель получает ностальгические мотивы, историю человеческих предназначений и довольно картонных Шуриков, вот только пришедших не тосты в трех экземплярах изучать, а смертушку лютую искать.

А теперь легкий налет Руси-Матушки и ее темной стороны. Дмитрий Тихонов и его "Беспросветные", как и Женевский, чуть-чуть не дотянул до моего топа. Как много кинофильмов на разные лады говорит нам о том, что война никогда не отпускает человека: "Лестница Якова", "Взвод" или даже добротные отечественные "Брат" и "Кавказская рулетка". Какая разница, что при этом преследует бойца: злобный сержант, лицемерие мирной жизни, совесть или сама смерть - герои или часть их души остаются там, на поле боя, и все чаще души становится мало! К сожалению, второй рассказ Дмитрия "Книга скорби" никаких эмоций у меня не вызвал. О "Дне, когда цветет папоротник" Дмитрия Лазарева сказать столько хорошего не могу. Язычники, истуканы, поворот не туда, (не)влюбленная пара, дендроид-солдат... Простите, товарищи, я скоро такие вещи просто дочитывать не стану - смысла нет.

Аттракционы Татьяны Томах - наконец, рассказ за который я голосовал и ни на секунду об этом не жалею. У меня давно складывается впечатление, что истинными альтруистами в любви, познавшими ее истинную сущность, являются, разве что, персонажи не нашей реальности, такие как Джо Блэк или Кинг Конг, а прочие наши с Вами собратья - законченные эгоисты. Можно ли любить и отпустить? Вопрос зависает. Автор подарит Вам еще одну версию любовной игры, в которой, как верно подметил Атос, победителю достается смерть.

В виду далеко неоднозначного отношения к творчеству Олега Кожина, вновь нарушу хронологию и объединю два его рассказа в одном абзаце. Вот вечно у этого талантливого автора все не по Станиславскому. И язык у него хороший, и стелет он мягко, да только ощущение какое-то пресное в конце постоянно. Что касается рассказов: "Сученыш" получше, хуже "Родительского дня" я у Олега не читал ничего, но и лучший вариант кроме гнетущего одиночества и простой житейской драмы (прекрасно выписанных) не оставляет ничего. И не смотря ни на что, Кожин является завсегдатаем всевозможных конкурсов и антологий. Лично я объясняю это себе отточенным умением Олега работать с текстом. Он прекрасный литератор, но как автор историй ужасов, по мне, глубоко средний.

Два рассказа, о которых, скажу с разным объемом сдержанности. О "Сучьем объекте" Майка Гелприна, с Вашего позволения, говорить не буду ничего. Люди проголосовали, рассказ отобрали - значит все справедливо!В период отбора мне он не понравился. А анализировать в нем мне особо и нечего. Андрей Таран "Пиявки" - это уже ласточка апокалипсиса! Начало рассказа меня сильно вдохновило, напомнив столь понравившуюся мне книгу Михаила Кликина "Три легенды", но вот потом полилось как из канализационной трубы. Рассказ превратился в фарс, хорошо прописанные судьбы героев отправились в известную плюшкинскую прореху, концовка аля антисоциальная реклама вообще озадачила. Как рассказ прошел сито отбора я решительно не понимаю!

Юрий Погуляй "Лето пришло" - вот тут я вообще потерялся в логике предыдущей рецензентки. Дело в том, что мне хотелось бы извиниться перед Юрием за то, что во время отбора я каким-то образом просто пропустил этот рассказ. Хвала всему, войти в антологию ему это не помешало. Юрий Погуляй в своем рассказе умудрился смешать мотивы "Что-то страшное грядет" с "Милыми костями" и уже упоминавшейся мной нетленкой Дэна Симмонса "Те глаза, что и во сне страшно встретить". Вдумайтесь, так ли далека смерть от Вашего безоблачного детства? Чем похожи самые яркие и самое последнее воспоминание человека? Детская боль и детский страх в хорроре (при достаточном уровне таланта автора) всегда цепляет. Боитесь уже не Вы, а тот маленький мальчик или маленькая девочка в Вашем сознании, которая никогда не оставляет Вас в течении жизни. Юрию удалось испугать именно их!

И вот тяжелый отрезок рецензии. Как своеобразный член жюри я читал абсолютно анонимные рассказы, поэтому в предвзятости выбора меня обвинить нельзя. Так что, тот факт, что я голосовал за следующие три рассказа назовем справедливостью. Мария Артемьева "Фермой" продолжает показывать свой высокий уровень. И пускай это не самое сильное ее произведение, но к таковым оно приближается. Мотивы веры во что-либо всегда играют на тоненького. Если есть божество, то ведь его роль не сводится только к милому парню в стиле Деда Мороза, оно также становится козлом отпущения, ведь люди склонны винить кого-то стороннего в бедах, порожденных как собственной слабостью, так и внешними обстоятельствами. Зачастую природу этого божества и познавать то не хочется - пусть будет виновен и все! А вообще посмотрите относительно новую киноэкранизационную дристню "Бегущий в лабиринте" и почитайте "Ферму" - кто талантливее будет?! Давно задаюсь вопросом: "Маша, почему ты до сих пор не создала мировой бестселлер?".

Из рецензии в рецензию я намекаю, но пора признаться: я просто влюблен в творчество Александра Подольского! Из-за его "Забытых чертом" я даже отложил семейную прогулку. Подольский - это всегда драйв, мощь, жесть и крутая концовка. Пожалуй, "Пазл" и "Хозяин туннелей" у Александра сильнее, но у него вообще плохо со слабыми вещами - я их тупо не знаю! История про зомби в районе БАМ, выгодную рабочую силу закручивается в кровавую спираль с лихим непредсказуемым финалом. Подольскому удалось создать живых персонажей, действующих согласно обстоятельствам и "человеческому, слишком человеческому". Здесь нет Вуди Харельсонов из известной зомби-комедии, люди сражаются и умирают, люди ссутся от страха и блюют, и продолжают сражаться. Попробуйте хотя бы так в их ситуации. Надеюсь, не понадобится!

А вот чудесный постапокалипсис удался Парфенову М.С.. "Конец пути" - это дуэль двух главных героев, двух позиций и двух взглядов на жизнь. Стоит ли оставаться человеком, если человечества уже нет, ведь основной биологический девайс человека - приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Порою сделать такой сложный выбор помогает, казалось бы, незначительный предмет. Или не сделать выбор, а отпустить себе грехи... А кто ж его до конца разберет этого чертяку Парфенова! Очень сильная вещь!

Николай Иванов "Тишина в дождевой капле" вновь поднимает тему детства и страхов оного. К этому примешивается древняя легенда, выписанная на достаточно высоком уровне и некие сюрреалистические скачки разума во времени, навевающие воспоминания от "Нулевого варианта" Джорджа Р.Р. Мартина. Рассказ мою 13-ку не вошел, но твердо засел на расширенном подиуме. А вот и темя детской мести да еще с религиозным подтекстом - Илья Объедков и "Встань и иди". Интересное продолжение библейской легенды, но на мой взгляд, Объедкову не удалось станцевать на тонком льду апокрифов. Вообще после Сартра и, уж тем более, Сарамаго там делать особо нечего. Но если воспринимать "Встань и иди" как часть антологии типа "Детских игр", получится вполне занятное произведение.

Вновь Елена Щетинина. Не стал я объединять рассказ "Вверх и наружу" с более слабым "Карта памяти заполнена". Повествование о злоключениях героя в непонятно куда движущемся лифте представляется комической версией скандинавского хоррор-сюрреализма "Темные уровни". Конечно фантазии наглухо обкуренного Дали северянам удались куда наглядней (на то это и кинематограф), но и наша девушка здесь не подвела. Немного сюрреализма в смеси с психологизмом мы находим и у Игоря Крома в "Оставайтесь на связи". Долго я думал, включать ли его в свой топ и, по непонятной мне сейчас причине, отдал предпочтение некому "Чучельнику", который так и булькнул в Лету. После повторного прочтения при написании рецензии я бы назвал данный труд едва ли не лучшим в антологии. Несколько реальностей, потусторонние сущности-поводыри, карнавал чистого безумия. Написано четко, точно, в общем крайне талантливо. Кром вводит нас в сознание безумца, оставляя вопрос о степени безумия безумия. Так ли далеки от реальности сумасшедшие? Или они просто видят больше нас...

Как бы скептически я не относился к творчеству Ильи Пивоварова после впустую потраченного времени на его опус в "Темной стороне дороги", если у человека есть талант - он себя проявит. Дело в том, что "Вирусный контент" - первый рассказ, который я включил в топ без относительно прочитанного в дальнейшем. Никаких подтекстов (я не считаю намеков на излишнюю увлеченность детей гаджетами), никаких нравоучений и никаких новых идей, но Илья на обмусоленном поле взрастил динамичный и жесткий триллер о битве человека с техникой. Так держать, автор!

Коротко о "Волчьей квинте" Галины Евдокимовой и "Отличном способе скрыть убийство" Игоря Кременцова. За первый рассказ я голосовал. Видно, что написан он человеком далеко не чуждом музыке. Мягкое текучее повествование в духе эпоса о "Лорелеи" порадует литературных эстетов, а большего и не ждите, да и незачем это! Кременцов, видимо, развлекался. Тошнотненький рассказик, но и оригинальненький в том числе. Голосовать за подобный кич, я конечно не стал, но коли людям нравится - пусть будет.

"На холме" и Дмитрий Мордас. Рассказ-атмосфера, рассказ-потаенный страх. Я всегда поражался умением создателей "Сайлент Хилл" нагнетать атмосферу при помощи обычных, казалось бы, вещей: детская игрушка, инвалидная коляска, карусель... Мордасу удалось при отсутствии визуального воплощения рассказа, визуализировать его в воображении читателя. Ох уж эти куртки на ветру! А ведь они и правда похожи на людей. Оставленные старые вещи, как символ необратимости и, если хотите, человеческой старости и умирания. Не важно, куда уходят любимые люди: во всепоглощающую бездну или просто в никуда - они уходят, оставляя шрамы на сердце и старые вещи, которые не дают забыться, возвращая человека назад снова и снова. Очень не хотелось бы пройти по дороге из такихвоспоминаний старых вещей!

"... I paid the fare, what more can I say?

It's just one way (only one way)...

Ticket to the moon"

Великие Electric Light Orchestra - вот, что приходит мне в голову при прочтении и перечтении "Навсегда" Александра Матюхина - лучшего, с мой точки зрения рассказа антологии. Снова тема детства, первой любви и того, что может лишить Вас этого. Джеймс Сандерленд получает письмо из Сайлент Хилл от умершей жены, чтобы отправиться туда и осознать всю тяжесть вины перед супругой. Герой Матюхина получает письмо от умершего детства, чтобы отправиться в родной город и осознать всю тяжесть вины... Тут умолчим. Об этом рассказе и вещах его населяющих я могу говорить часами, но оставлю удовольствие Вам. Задайтесь лишь вопросом, а какой выбор сделали бы Вы на месте центрального персонажа "Трупа невесты" Тима Бертона?

Я тут излил на головы авторов много критики, но на самом деле книга мне нравится. Об этом можно судить хотя бы потому, что ни одну рецензию я не писал неделю, матерясь, переписывая и перечитывая отдельные рассказы. Практически все рассказы антологии достойны вдумчивого читателя (оставим Вельзевулу труд Кременцова и закроем глаза на массовое помешательство вокруг "Пиявок"). Как я и сказал вначале - не хватает действительно великолепных рассказов, как то: стоящий особняком "Навек исчезнув в бездне по Мессиной", "Никта" или "10 фунтов" (того же Кременцова между прочим!). Не совсем мне понятно, чем людям не приглянулись "Белая барышня", "Тело" или, как мне кажется, просто прекрасный "Бессмертный мир", если в пул попадает ничем не примечательный "День, когда цветет папоротник"? Но в целом - мы на правильном пути! Сборник дарит читателю ряд интересных рассказов и несколько крепких пугалок. Верим в "ССК 2015" в продаже и в "ССК 2016" в перспективе! Спасибо за внимание!

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 15 RSS

  • При отборе понравившихся рассказов у меня была принципиальная позиция - выбрать тринадцать наиболее зацепивших

    Поразительно, что люди сами себе за каким-то хреном ставили рамки, условия дополнительные вводили, ограничения, когда их просили без всяких ограничений отметить что понравилось - и все.

  • Ну а в целом впечатление от рецензии недоумевающее. "Этот не самый выдающийся рассказ хорош тем, что достоин открыть книгу" - достоин чем? Чем он достойнее другого? "Слабее чем ССК 2014" - слабее чем?.. Непоняток и недомолвок много что-то.

    • Ну с рамками это я зря навыдумывал, не спорю! По поводу слабее - нет настолько выдающихся рассказов. Просто кроме пары вещей ничего сильно не задело в отличии от прошлой книги, хотя суммарно уровень, пожалуй выше! "Маргарита" как вход в сознание маньяка, а с ним и в мир ужаса, который и признана продемонстрировать "ССК 2015".

      • А "Никогда" - это страшная сказка, что тоже было весьма хорошо для начала, плюс красиво зеркалило с "Навсегда" в конце.

        Что касается "выдающихся", то в первой ССК было больше рассказов НЕ выдающихся, на фоне которых действительно классные вещи смотрелись ярче. В этот раз антология стала ровнее, средний уровень выше, так что классные вещи не так выделяются - их просто больше, в среднем.

        • хотя суммарно уровень, пожалуй выше

          Я и не спорю с этим, вот же цитата! Вот уж не думал, что рецензию посчитают негативной! Теперь недоумение в высшей степени у меня!

          • Ну, на фоне всех остальных отзывов и рецензий (см. не только в ЗУ, но на других сайтах тоже, их хватает - на фантлабе, лайвлибе, на озоне, лабиринте и т.д.) твоя выглядит реально негативной)

            • Жаль, я надеялся более вдумчивой! Не хотелось оставить ни один рассказ без пристального внимания!

  • Можно было бы написать просто рецензию на хороший сборник, да еще и российский, а я решил поглубже повозиться - в итоге это воспринимается негативом. Хорошо.

    • Ну, негативом воспринимаются скорее отдельные реплики: что книга хуже первой, например. Сам я первую считаю еще очень далекой от совершенства и цель была вторую сделать ровнее и выше классом. Если хуже - то это провал)

  • А мне рецензия не показалась негативной. Наоборот, было очень интересно прочитать, потому что это взгляд с иного ракурса. Спасибо за ваш анализ книги, Александр) Мой экземпляр ССК-2015 еще в пути, но, думаю, что после прочтения книги я еще вернусь к этой рецензии, чтобы сравнить с моим собственным мнением.

  • Никого не слушайте. Хорошая рецензия.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!