БЛИЗНЕЦЫ

Фэнзона

Сценарная драматургия в хоррор жанре

РецензииКомментарии: 5

Случилось мне разжиться халявным сертификатом Amazon на пару сотен баксов и, выбирая между недорогими часами и ботинками, я приобрел восемь книг на английском языке по сценарному ремеслу в жанре хоррор. Половину прочел, чем и спешу поделиться в виде серии коротких отзывов. Забегая вперед, лучше бы я купил часы…

1. "Откуда приходят кошмары: искусство рассказа историй в жанре хоррор"

В мягкой обложке собраны эссе авторов разной степени известности (н-р, есть Баркер и Кэмпбелл) о писательском ремесле в темном жанре. Наиболее близкими по духу, наверное, будут недавний публицистический сборник С. Кинга "Секретные окна" и его же "Пляска смерти". Двоякое впечатление: с одной стороны, есть занимательные мысли из отдельных статей, но с другой, на выходе ничего полезного вынести для себя не смог. Короче, на любителя и для фанатов.

2. "Как писать фильм ужасов"

Существенная часть пособия посвящена истории жанра, типизации направлений, расхожим рассуждениям о драматургии фильма, а также интервью со сценаристами второй категории. Все это, естественно, почти исключительно в контексте американского кино. Ряд фактических ошибок (Брюс Дикинсон указан в качестве фронтмена Judas Priest, а режиссура "Деревни проклятых" приписана Крейвену вместо Карпентера) очень сильно подрывает доверие к добросовестности составителей пособия. Впрочем, есть и весьма интересные замечания по психологии жанра, а также байки от известных авторов, как например переписка Э. Рота с американскими солдатами в Ираке, из которой режиссер узнал, что его "Хостел" очень популярен на фронте, а на закономерный вопрос "разве вам не хватает ужасов в реальной жизни на поле боя?" - ему разъяснили, что во время боевых действий солдатам приходится всеми силами подавлять эмоциональные проявления, чтобы профессионально выполнять свою работу, а вот на отдыхе хоррор дает возможность реализовывать подавленные эмоции вроде страха. Общее впечатление от книги - "солянка от стороннего человека", которое только подтверждает раздел "об авторе", где таковой указан как "известный" комик и автор нескольких пособий "как создать…" для разных кино-жанров - по-моему, весьма сомнительное достижение. Не рекомендую.

3. "Кинодраматургия ужасов: природа страха"

Не смотря на претенциозное название, это, пожалуй, самое бестолковое руководство из всего прочитанного. Автор - основатель известного он-лайн сообщества для начинающих сценаристов и большой, по собственному утверждению, фанат жанра. После традиционных уже разделов по истории хоррора и общих рассуждений о структуре фильма, он берет, по всей видимости, один из собственных нереализованных сценариев, выдает его частями, каждую из которых сопровождает абсолютно банальными комментариями. К слову, сам сценарий - заурядная подделка под "Нечто" (справедливости ради, почти любой фильм ужасов с местом действия на одном из полюсов сегодня рискует получить ярлык "недо-нечто"). В конце приводится кучка советов по структурированию писательской деятельности и продвижению написанного. Верните мои не потраченные деньги!

4. "Руководство Дэна О'Бэннона по структуре сценария"

Ныне почивший автор "Чужого", "Вспомнить все" и "Возвращение живых мертвецов" делится авторским методом по созданию киносценария. Из приводимого здесь списка, это самое цельное и осмысленное пособие. Откровений нет: О'Бэннон, придерживаясь трехактной классики, описывает собственную наработку, которую он называет "динамическая структура". По сути, все сводится к своеобразной интерпретации основополагающих элементов драматургии с фокусом на темпо-ритм истории для эффективной стимуляции зрительских эмоций. Кратко и внятно описываются хорошо известные сценарные парадигмы Филда, Макки, Воглера, а также менее известные формулы, разбираются фильмы, даются практические задания, приводятся воспоминания. По-настоящему ценным является большое количество приемов из профессионального опыта. В частности, мне показались очень интересными наблюдения о важности баланса между надеждой и страхом в хорроре, умеренности в разработке персонажей (сложные персонажи, по мнению автора и вопреки общей теории, вредят хоррору), сравнение манипуляций зрительским вниманием с половым актом и стимуляцией эрогенных зон и многие другое, вкл., конечно большое количество отсылок к истории создания «Чужого» (а ведь действительно, Чужой ведет себя абсолютно в логике попавшего в западню животного и прячется, а не нападает, лишь обороняясь от пытающихся поймать его людишек).

По остальным книгам отпишусь как прочитаю…

Просмотры: 505

Комментариев: 5 RSS

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!