ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Новости

Семиологический хоррор: "Понтипул" (2008)

РецензииКиноКомментарии: 0

Сюжет прост. Маленький городок Понтипул охвачен паникой - людей поражает вирус и превращает их в зомби. Вирус передается через язык, через слова и их значения. Как бороться с таким вирусом? Молчать? Но это спасет только тебя, а не других. Разговаривать на иностранном языке? Если ты его знаешь. Главный герой находит другой способ - лишить слова их привычного значения и "перекодировать" их смыслы.

Итак, главным монстром в этом фильме является язык. Вернее, означаемое. Подобно тому, как в фильме "Чужой" чудовище поселяется внутри человека и затем вырывается наружу через его тело, означаемое поселяется в означающем, смысл - в слове, и поскольку язык и мышление суть одно и то же, означаемое вселяется в сознание и превращает человека в ходячего мертвеца. Можно объяснить это по-простому: все слова, которые мы используем, имеют смысл, придуманный не нами; следовательно наши слова одержимы чужими смыслами; следовательно наше сознание одержимо чужим сознанием (идеологией, мифами).

Можно выразить ту же мысль сложнее? словами французского семиолога Ролана Барта, визуализацией теории которого и является данный фильм:

Миф - это язык, не желающий умирать; питаясь чужими смыслами, он благодаря им незаметно продлевает свою ущербную жизнь...он превращает их в ходячие трупы.

В самом фильме эта идея формулируется зловещим закадровым рефреном: "Signifier is a liar" (означающее - это лжец).

В конце фильма главный герой - ведущий радио-программы - находит способ борьбы с языковым зомби-вирусом. Он переворачивает значения слов: "Убить - значит целовать; небо - это человек; друзья - это глаголы". По сути, он превращает обычные слова в поэтические. И это опять же иллюстрация идей Ролана Барта:

Существует еще один язык, который изо всех сил противится мифу, - это язык нашей поэзии.

На уровне содержания фильм рассказывает об одержимости означающего означаемым и освобождении от нее с помощью поэзии. Как говорить о том, о чем нельзя говорить? С помощью поэтического языка.

На уровне формы то же самое происходит в фильме с изображением: нам показывают то, что невозможно показать. Мы не видим зомби почти до самого конца. Все действие происходит в радио-студии, в которую поступают сообщения от разных людей. Мы не видим ужас, а слышим его. График эквалайзера ритмично монтируется с крупными планами ведущих радио-студии: речь становится еще одним персонажем. Мы лишь слышим о происходящем, нам его не показывают. Вернее, нам его показывает не режиссер, а наше воображение (конечно же, управляемое режиссером, подобно тому, как означаемое управляет означающим, - такая вот режиссерская ирония). В каком-то смысле весь фильм - это оммаж классическим радио-передачам в жанре хоррор, которые были популярны в США в 30е-40е годы прошлого века и постепенно сошли на нет, уступив место телевидению и кинематографу.

Странновато. Местами скучно. Возможно, слишком метафорично и философично. Постструктрализм и все такое. Но и идея, и способ ее выражения очень интересны. Ну и, как заявлено в названии, можно говорить о рождении нового поджанра - семиологического или лингвистического хоррора.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 283.


    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!