БЛИЗНЕЦЫ

Новости

СКЕЛЕТЫ: Не все шкафы остаются запертыми (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКнигиКомментарии: 1

Молодой для постсоветских земель жанр ужасов быстро оперился, утвердился и завоевал признание тысячи читателей в России и за ее пределами. Доказательством тому выступают множественные обзорные статьи, полноценное фэн-комьюнити, авторские блоги и фэнзины, и – естественно – тематические книги, выпускаемые как путем самиздата, так и в рамках серий аки «Самая страшная книга».

Авторы мега-проекта «Самая страшная книга» преодолели тернистый путь от заурядных эпигонств Кингу/Блоху/Маккамону/Кэмпбеллу (нужный вариант подчеркнуть или вставить) к лаврам творцов самобытной мифологии отечественных ужасов, что способна дать фору творчеству забугорных мастеров литературных страшилок.

И в данной парадигме новый роман Максима Кабира с незамысловатым названием «Скелеты» можно окрестить не только воистину крупным дебютом одного из ведущих авторов «новой волны русского хоррора», но и дистиллятом всего самого лучшего, что происходило не только со славянской культурой ужасов, но и с мировой.

В центре фабулы находится Андрей Ермаков, звезда локального ТВ, экс-поэт городского масштаба и несостоявшийся голос поколения «кладовочно-гаражного» панка. После болезненного расставания со своей пассией он решает вырваться из осточертевшей зоны комфорта и отдохнуть в городке минувшего детства – угрюмом индустриальном Варшавцево. Встречи с друзьями и врагами молодости, первыми возлюбленными, плотный налет ностальгии – казалось бы, уик-энд пройдет без сучка и задоринки. Но – к счастью или к сожалению – дело мы имеем с романом ужасов, и очевидно, что помимо местных аборигенов нашего героя ожидало затаившееся Зло...

«Максим Кабир – писатель, поэт, анархист» - гласит первое предложение издательской аннотации. Как ни удивительно, сие трио существительных не только характеризует Кабира как Творца и Личность в полном объеме, но и описывает многогранность его литераторской техники, уникальный плюрализм авторских подходов.

Кабир-писатель умело структурирует многообразный нарратив, отчего фоновые сюжетные линии, примыкающее к скелету основного сценария, выглядят сбалансированными и органичными. Лейтмотивная затравка в духе социальных триллеров Бентли Литтла намекает на то, что искушенному читателю следует ожидать не попыток изобрести второй велосипед, а классического хоррора в лучших традициях жанра. Виртуозно жонглируя дефолтными архетипами и драматургически-психологическими мотивами, Кабир-писатель выжимает максимум из подручных средств, демонстрируя привычные вещи под непривычным ракурсом, тем самым открывая простор для новых литературных открытий.

Повествование в «Скелетах» напоминает американские горки, стилизованные под комнату страха. Головокружительные взлеты переключаются в убийственные падения, и так – раз за разом. Затем настает перерыв: вагонетка мирно катится по прямой. Казалось бы - все, можно перевести дыхание – но тут в горло впивается костлявая клешня и волочит по всем кругам Ада – таковы интроспективные впечатления от полнометражной литературы Кабира.

Кабир-поэт простым и в то же время сложным языком, изобилующим меткими фигурами речи, вдыхает жизнь в каждую деталь своего мира – начиная от бездушных постеров на кафельных стенах и заканчивая сбоящими фонарями на сонных улицах– отчего складывается впечатление, что микро-вселенная «Скелетов» - это не просто красивая декорация, а своеобразный организм со своими фундаментальными законами. Отдельного внимания заслуживает сеттинг депрессивного шахтерского городка Варшавцево, в рамках которого можно развернуть целый фэндом. В плане «около-гримдарковой» атмосферности Варшавцево не уступает кинговскому Дерри или лавкрафтианскому Иннсмуту, местами даже превосходит благодаря напряженной мутации из уютного гнезда в зыбкую ловушку, за которой нет никакого спасения – только степи и непостижимая пустота.

Кабир – анархист, и даже в такой серьезной работе, как «Скелеты», умудрился прибегнуть к беллетристическому хулиганству. Опираясь на каноны современной философии, его дебют можно воспринимать как своеобразный удар кувалдой по черепу постструктуализма, фрагментарно разделяющему понятия Создатель и Написанное. Игнорируя (или переиначивая) концепции «Смерти автора» Барта или «Что такое автор?» Фуко, Кабир между строк интерпретирует себя как Автора-Текст, о чем свидетельствует как ряд отсылок к его любимым (очевидно) продуктам литературы и кинематографа, так и интимные самоотсылки. Вот, например в том же Варшавцево можно разглядеть Кривой Рог – родной город автора, а в главном герое – телезвезде, поэте и плейбое городского разлива– персоналию Максима Кабира в роли сублимации его переживаний, мечтаний и достижений.

Подобный подход идет произведению на руку, рисуя персонажей яркими вырезками из серой реальности. Настолько живыми и искренними, что читатель моментально проникается их психологическим миром, рутиной, привычками и эмоциями. Вместе с ними радуется и вместе с ними грустит, а главное – по-настоящему пугается, до дрожи по коже, едва им стоит оказаться в экстремальных ситуациях.

Максим Кабир – в соответствии со вторым предложением аннотации – является «беззаветным фанатом жанра ужасов и мистики». Здесь тоже не поспоришь, ибо варшавцевскому бестиарию неизвестно такое слово, как «однообразность». Маньяк-психопат с расщеплением личности и хищные куклы из костей. Ковры-убийцы и хтонические воплощения космического Зла. Гниющая Анна Николь-Смит (да-да, та самая) и многоликие гусеницы из пульсирующего мяса, достойные участия в боди-хоррорах Дэвида Кроненберга или опусах японских трэшмейкеров – на страницах сего романа каждый любитель страшного и мерзкого найдет то, что ему по душе.

Говоря языком музыкальных неологизмов, «Скелеты» для литературы ужасов представляют собой вирусный бэнгер – убойный хит, который бьет по мозгам и отпечатывается на извилинах. Взяв за основу английскую идиому «Skeleton in the cupboard», Максим Кабир создал многослойную, вязкую и напряженную историю, в которой самыми ужасными злодеями оказываются не кровожадные зомби и клыкастые демоны, а те самые скелеты, которых люди пытаются не выпускать из бронебойных шкафов своих душ.

Но иногда скелеты вырываются из своей тюрьмы – и тогда начинается леденящее кровь шоу макабры, имя которому – «Скелеты». В таком случае остается только одно – благодарить Максима Кабира за то, что все инфернальные кошмары и брутальные кровопускания останутся текстом на страницах одного из самых достойных романов хоррора за последнее время.

Где купить "Скелеты"?

Купить в Book24

Купить в Labirint.ru

Купить в Ozon.ru

Купить в My-shop.ru

Купить в других местах

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 379.

Комментариев: 1 RSS

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!