ССК 2018

Фэнзона

Социалистический голем — отзыв на мистический триллер «Черный клоун» (1994 г.)

РецензииКомментарии: 0

Маленький мальчик-канатаходец по имени Аксель разбился в цирке, но восточный экстрасенс возвращает его тело к жизни. Карл, одержимый идеей создания в мире идеального порядка хозяин экстрасенса, похоронил вместо Акселя труп сироты, а тело мальчика начал учить русскому языку и тренировать для шпионской деятельности на службе вермахта. Аксель стал немецким разведчиком, профессионалом высочайшего класса и вскоре появился в «родной» деревне под видом внука только что скончавшейся Пелагеи.

Приятно страшноватый и щекочущий нервы фильм — удовольствие для любителей шпионских историй. Смотрел его полтора раза и с тех пор хочу заиметь носитель. Насыщенный колором полумрак сцен остается в памяти. Художественные повторы — от методов убийства до игр с двойником неплохо наложены на историю всей жизни в течение кошмарных перипетий 20-го века. Я счастлив, что именно Борис Галкин сделал такую картинку, уверен — другие не сподобились бы так сложить сюжет с оформлением в ключе шпионского мистического хоррора.

Отрадно, что обрамлением для мистической шпионской истории выступает не менее мистическая сфера, то есть цирк. Действие разворачивается стремительно, несмотря на то, что показывает довольно значительный пласт истории; деятельность голема Акселя в фильме длится с 1925-го по 1980-й, если не ошибаюсь. Цирк хоть и не впервые в истории кино, но достаточно оригинально выступает здесь как некая мистическая пастораль или, даже не побоюсь этого слова, параллельный мир — громкий, китчевый, жутковатый, где правят бал не кровавые тираны, а безумные клоуны, диктующие вошедшему в этот аляповатый мир пришельцу свои правила. И где-то здесь среди китчевого вечного карнавала и цирковых опилок притаился демиург, создатель големов, чье самое совершенное творение конечно же Аксель — удивительный пример жизни тела без души.

Подобная аллегорическая мистика, нужно заметить, настолько была свойственна и привычна для жанрового кино девяностых годов, когда мода на таинственное была просто повальной, вспомним хотя бы «Прогулка по эшафоту» (1992 г.). Ну и кроме того фильм как бы продолжает начатую предшественниками актуальную тему Творец — Творение, «Господин оформитель» к примеру.

Вольно или не невольно получилось это у Бориса Галкина, но темы государственности и служения родине впервые наверно в нашем кино прозвучали в столь откровенно китчевой манере, да к тому же еще и в мистической. История, творящаяся как безумный карнавал, где правят бал лишенные души големы, пожалуй для девяностых годов как никогда актуально, но для нашего времени уже конечно не так интересно, мы уже и не к такому привыкли. Но все же на выходе имеем довольно-таки неплохой мистический и философский триллер, оставшийся массовому зрителю почти неизвестным, как и многие хорошие фильмы девяностых годов двадцатого века.

Просмотры: 216


    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!