СПЛИТ - много лиц Джеймса МакЭвоя

НовостиРецензииКиноКомментарии: 0

Трудно быть Шьямаланом. Трудно держать марку, когда заявил о себе такими шедеврами или почти шедеврами, какими являются его первые фильмы - "Шестое чувство" и "Неуязвимый". Этот "дуплет" создал молодому тогда еще режиссеру и сценаристу репутацию гения, задрал планку столь высоко, что дотянуться до этого уровня вновь в дальнейшем и самому индийцу оказалось сложно. М. Найт старался изо всех сил. Пытался не стоять на месте, а двигаться дальше, пытался развиваться и пробовал что-то новое. После неудач пробовал вернуться и начать все сначала. Пробовал снимать блокбастеры. Пробовал продюсировать телесериалы. Но того восторга, который вызывали у публики первые его фильмы, добиться не мог. И вот уже много лет как считался чуть ли не человеком, похерившим собственный талант, потерявшим что-то такое, что делало его фильмы уникальными, трогательными и вместе с тем страшными.

Так бывает, когда творец получает слишком много - слишком много славы, слишком много денег, слишком много внимания. Так было. А потом на помощь Шьямалану пришел продюсер Джейсон Блум, который не делает фильмов с большими бюджетами в принципе, зато является отцом своеобразного явления, известного как "микроблокбастер" - фильмы стоимостью в 2-5 миллионов долларов, которые зачастую умудряются принести прибыль в десятки раз больше. За 5 миллионов Шьямалан и Блум сделали в 2015 году "Визит" - едва ли не последний в истории по-настоящему хитовый "фаунд футадж", в котором было не так много драмы, как в лучших фильмах Шьямалана, но зато был приятнейший сюжетный твист - совсем как в лучшие годы. "Визит" собрал в прокате по всему миру около ста миллионов долларов. И люди заговорили - "тот самый" Шьямалан вернулся!

Когда ты - Шьямалан, то ты - заложник собственной репутации, репутации того самого парня, который умеет удивлять нежданной-негаданной развязкой. В "Визите" режиссеру в кои-то веки удалось повторить старый трюк, чем он изрядно всех и порадовал. Но самому-то наверняка всегда хотелось доказать, что может не только это. "Сплит" стал очередной такой попыткой. Снова в продюсерах оказался мистер Блум, а бюджет для фильма чуть увеличили - видимо, чтобы заплатить достойные гонорары и самому Шьямалану, и исполнителю главной роли - Джеймсу МакЭвою, который, конечно, не страдает звездной болезнью и ради хорошей роли готов идти на уступки, но все-таки и честь надо знать, чай не гастарбайтер какой-то, чтоб за похлебку и порцию "Доширака" работать. А в "Сплите" нужен был Актер с большой буквы, способный не просто сыграть, а СЫГРАТЬ.

В итоге Шьямалан, Блум и МакЭвой добились очевидного успеха. Первые двое - еще большего успеха, чем с "Визитом" - это если считать деньги, а "Сплит" при бюджете в 9 миллионов собрал по всему миру около 250 "лямов" и вот, наконец, вышел в российский прокат. И все же нам хочется видеть в Шьямалане того, кем наверняка видит себя и он сам - не столько Дельца, сколько Творца.

"Сплит" оказался выстроен вокруг незатасканной темы, актуальной в связи со знаменитой реальной историей Билли Миллигана - человека, в котором уживалось более двух десятков личностей. Несколько лет ходят слухи о том, что на основе этой истории будет снят фильм, главную роль прочили чуть ли не ДиКаприо - уже и мемы в интернете пошли на тему того, что ради заветного "Оскара" Лео придется сыграть в одном фильме двадцать ролей. Правда, потом ДиКаприо свою статуэтку таки получил, и слухи эти, как и шуточки, с ними связанные, плавно сошли на нет. Меж тем, "Сплит" - это, по сути, как раз и есть история Миллигана, только не документально-достоверная, а творчески обыгранная, переработанная Шьямаланом. Главный герой (МакЭвой), мужчина по имени Кевин, страдает множественным раздвоением личности (собственно, что такое "сплит"? - расщепление). В нем уживаются самые разные люди (в фильме речь о 23 личностях, хотя в кадре "действуют" лишь некоторые из них). Личность самого Кевина давно уже осталась на задворках сознания, Кевин "спит", а в теле его хозяйничают другие - среди которых есть и довольно сомнительные типы. При этом Кевин не содержится в психлечебнице, а живет и работает в нашем с вами мире, поддерживая связь с психиатром - преклонного возраста леди, которая изучает феномен своего пациента и ему подобных, к которым относится с теплом и состраданием.

Проблема в том, что многие личности Кевина верят, что среди них есть еще одна, до поры остающаяся в тени фигура. The Beast - Чудовище, Зверь. Сверхчеловек, да и не человек даже (Зверь ведь!), а чуть ли не полубог, существо со способностями сверхчеловеческими. Здесь устами пожилой "мозгоправки" Шьямалан излагает любопытную теорию насчет того, что люди с множеством личностей способны менять химию собственного тела: личность-очкарик плохо видит, а личность-силач обладает крепкими мышцами. Вплоть до самого финала нас гложет любопытство - правда ли это? Существует ли таинственный Зверь?.. Есть ли в этом триллере место реальной мистике или же мы имеем дело в необычным, но все же маньяком? Тем более, что от ответа на эти вопросы зависит судьба героини и ее подружек. Впрочем, не подружек, нет, скорее просто знакомых девочек, вместе с которыми персонаж Ани Тейлор-Джой оказывается в плену у Кевина и честной кампании, населяющей его мозги.

Героине, кстати, уделяется много внимания, так что сразу возникает подозрение, что "тот самый", фирменный шьямалановский твист окажется связан с ее историей. Что ж, твист имел место, хотя неожиданным не стал, да и, судя по всему, не должен был (вместо этого М. Найт припас напоследок, к самому-самому финалу кое-что другое, кого-то способное поразить, но далеко не каждого, если быть честным). Зато мы получили определенную дозу моралитэ и некий полуфилософский посыл. Удалась ли режиссеру драма?.. Нет, не особо - и как раз за это мы и снимем балл в оценке его работы. Но многое другое удалось, включая и хоррор, и триллер, так что высокой оценки "Сплит" все равно заслуживает.

Ближе к развязке основной сюжетной линии Шьямалан выдает на-гора сразу две мощные и по-настоящему пугающие сцены. Хотя можно сказать и иначе: эти сцены "выдает" МакЭвой, блистательно и великолепно. Не вдаваясь в детали (ибо спойлеры это зло), отметим, что одна из них носит драматический характер, а другая - являет собой чистой воды хоррор, сопоставимый со сценой побега Ганнибала Лектера в "Молчании ягнят".

Стоит ли смотреть "Сплит"? В обязательном порядке, фильм справедливо претендует на звание одного из лучших в этом году. Впрочем, год только начался... Оценка: 8 из 10.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 818.


    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!