УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

Сплит - рецензия

КиноРецензииКомментарии: 4

Cреди бела дня с многолюдной парковки незнакомец похищает трех девушек. Они оказываются в странном таинственном месте, где повсюду разложены цветы, а в душе владельца таятся 23 лика страха. Но скоро еще один явит себя миру…

После успеха фильма “Визит” любители хоррора снова заговорили о режиссере и сценаристе М. Найт Шьямалане. Автор культовых фильмов “Шестое чувство” и “Неуязвимый” вернулся в новой ипостаси, чему немало способствовало сотрудничество с Blumhouse production - компанией, специализирующейся на малобюджетных проектах и подарившей нам франшизы “Паранормальное явление” и “Судная ночь”. Его новая работа “Сплит” (англ. “трещина”, “расщепленный”) еще на стадии подготовки интриговала множеством сюрпризов: на главные роли были вписаны Джеймс МакЭвой (молодой профессор Ксавьер из “Людей Икс”) и Аня Тейлор-Джой (звезда прошлогоднего хита “Ведьма”), а оператором назначили Майка Гиулакиса (“Оно следует за тобой”, “В финале Джон умрет”). Вишенкой на десерте стало заявление о том, что история “Сплита” связана со вселенной одной из лучших работ Шьямалана - “Неуязвимый”.

Безусловно, все это благодатная почва для синдрома завышенных ожиданий, но совсем скоро у каждого из нас появится возможность разобраться, стоила ли шумиха выеденного яйца, и вернул ли “Сплит” “то самое” парализующее ощущение мистической загадки, прославившее “Шестое чувство”.

Уже сейчас можно говорить о коммерческом успехе - фильм удачно засветился в мировом прокате, с лихвой окупив бюджет в 9 млн. долларов. Этому немало способствовала главная фича картины - герой, в котором уживаются аж двадцать четыре (!) персональных Тайлера Дердена, и видит бог, это надо хорошо постараться, чтобы придумать такого героя. Хотя в самом фильме фигурирует всего девять “расщепленных”, цифра взята не с потолка - прототипом послужил знаменитый Билли Миллиган, чья история во многом перекликается с историей героя “Сплита”. Нестандартный персонаж превращает обычное “кино про маньяка” во что-то большее - драму, ужасы, триллер, научную фантастику… жанр определить сложно, и это характерно для фирменного стиля Шьямалана. Режиссер использует потенциал героя на всю катушку, вырисовывая такие сюжетные узоры, что предугадать события практически невозможно - фильм держит в напряжении до самого конца.

Центром внимания становится Джеймс МакЭвой, человек и пароход, сыгравший психопата Кевина Крампа если и не идеально, то близко к идеалу. Это один из козырей “Сплита” - действие завораживает не дорогими спецэффектами, летающей мебелью или “бу!” из-за угла, а актерским мастерством, которое пугает больше нескольких слоев грима. Каждая из личностей - отдельный человек с различными манерами поведения, разговора, стиля одежды и даже общения с другими “расщепленными”. Нервная улыбка сменяется полным умиротворением, и за решительным мужским голосом следуют женские интонации, полностью преображая образ на экране. Зрителю остается только гадать, каким же будет тот самый двадцать четвертый “Зверь”, которого так боятся остальные личности.

Звучит неплохо, неправда ли?

Выглядит тоже.

Кстати об операторской работе. Если кто-нибудь смотрел фильм “Оно следует за тобой”, то, думаю, вы согласитесь, что львиная доля его успеха приходится на тягучие напряженные сцены, идеально выверенные по движению и акцентах в кадре. В “Сплите” эта атмосфера также присутствует благодаря операторской работе Майка Гиулакиса, и хотя у “Сплита” динамичная подача, ему не занимать гипнотического, почти Хичкоковского нагнетания. Действие происходит в странном доме, построенном внутри лабиринта то ли бойлерной, то ли заброшенного подвала и его холодная коричневато-серая гамма способна пробудить чувство клаустрофобного страха даже у крепких духом. Коридоры петляют, будто закоулки разума самого Кевина Крампа, пряча в темных углах страшные тайны, и все это, конечно, не может не понравится любителям качественного хоррора.

Главное противостояние выглядит почти канонично - маньяк против хрупкой беззащитной девушки, а мы знаем, что Аня Тейлор-Джой идеальная кандидатура для такого типажа. Она ни на шаг не сбавила темп после своего успеха в фильме “Ведьма” и, похоже, скоро станет одной из самых востребованных актрис на роль “трудного” подростка. Где надо пугается, где надо проливает слезинку - наблюдать за ее игрой одно удовольствие.

Правда, при всех явных успехах, в фильме не обошлось и без ложки дегтя. В первую очередь речь идет о википедийных объяснялках - мол, а психологи тут считают так, а тут так, и кто знает, какой потенциал у “расщепленных”, а говорят они даже химию тела изменяют и могут себе чуть ли ни хвост отрастить… Ну что сказать, может оно и так, но при всем уважении к добросовестному прокапыванию темы, псевдонаучные размышления на уровне диалогов на лавочке, увы, снижают качество истории. Туда же и классическая хоррорная тупость героев, которые только спустя несколько дней заточения догадываются осмотреть полки в комнате и найти там проволоку, гвоздики и т.д.. Где-нибудь в восьмидесятых на такие приемы еще закрывали глаза, но сегодня они выглядят уж больно неряшливо. Отдельно стоит отметить финал - в потенциале он способен напугать до седых волос, но, к сожалению, зритель отделается лишь легким испугом. Может оно и к лучшему, рейтинг все-таки 16+

Ну и напоследок о связи с фильмом “Неуязвимый”. Она действительно есть. В одном из интервью М. Найт Шьямалан рассказывал, что придумал героя со множеством личностей еще во время работы над “Неуязвимым”, и мы действительно находим его в одной из сцен, когда на стадионе герой Брюса Уиллиса прикасается к людям и видит их прошлое - среди них есть Кевин Крамп и его мать. Плюс ко всему отец Кевина находился в том самом поезде, который попал в катастрофу. В конце “Сплита” есть более явная отсылка, целая сцена, намекающая на возможный кроссовер. И, судя по всему, мы его увидим - по информации с сайта IMDB, режиссер заявил, что в случае успеха “Сплита” он возьмется писать сценарий, где будут герои обоих фильмов. Это действительно приятная новость, потому что в мире остросюжетных фильмов станет на один интересный нестандартный фильм больше, как и в случае со “Сплитом”, который, думаю, достойно займет свое место в списке лучших хорроров нынешнего года.

“Сплит”, вердикт: 9 баллов из 10, смотреть обязательно.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 4 RSS

  • Да, фильм достойный. Странно, но факт, у многих режиссеров куда лучше получается раскрыться, когда они имеют ограниченный бюджет, чем когда им дают сотню-другую лямов и заставляют клепать блокбастеры.

  • Хорошая рецензия. Я боялась спойлеров, но здесь их нет. Возлагаю на «Сплит» большие надежды.

    Странно, но факт, у многих режиссеров куда лучше получается раскрыться, когда они имеют ограниченный бюджет

    Наоборот, все очень логично. Студии легко выделяют небольшие бюджеты на оригинальные проекты. Обычно они окупаются - в кино немного соберут плюс продажа на телевидение и т.п. Даже если не окупятся, то потери будут небольшими. А ведь могут и хитами стать и тогда вообще замечательно. В таких проектах режиссер может позволить себе раскрепоститься, реализовать свой потенциал.

    Если же на фильм выделяется большой бюджет, то студия контролирует процесс от и до. Все должно быть снято по определенным правилам и никаких шагов вправо/влево не допускается (ну или совсем маленькие). Здесь с новыми творческими идеями не разгуляешься, но зато гонорары просто отличные.

    Так что, как я уже неоднократно писала, от фильмов с небольшим бюджетом ждем свежих, нестандартных идей, оригинальных съемок и «взрослого» рейтинга, от блокбастеров – размаха в съемках и сногсшибательных эффектов. Фильмы ужасов, кстати, тяготеют к первой категории.

    • Но должна же быть и какая-то "золотая середина". Вот Нолан почему-то умудряется снимать блокбастеры для интеллектуалов, а условный Ван, сев за руль "Форсажа", снимает типичный блокбастер.

      • Она есть, эта золотая середина. Просто встречается не так часто как хотелось бы. Еще все от внутренней кухни зависит. Ты думаешь если бы Нолану предложили «Форсаж», то он бы из него интеллектуальное кино сделал? Вряд ли.

        Жалко, конечно, что режиссеры с потенциалом снимают или сериалы или стандартные блокбастеры. Но винить их нельзя – кто же откажется от хороших гонораров.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!