Новости

Стивен Спилберг, "Дуэль" (1971) - РЕЦЕНЗИЯ

ТВРецензииКомментарии: 0

Полтора часа вжавшись в кресло и вцепившись в подлокотники. Кресло комнатное превращается в кресло пассажира: фильм начинается с субъективной съемки глазами водителя, следящего за дорогой и движением; затем мы видим водителя глазами пассажира - с этого момента мы уже на крючке у режиссера, до конца фильма мы так и останемся пассажирами в этой адской гонке.

Зигфрид Кракауэр в своей классической книге "Природа кинематографа" пишет, что самый кинематографический объект - это движение и, в частности, гонка, погоня. Но если у других режиссеров погоня является лишь элементом фильма, то Спилберг сделал ее основной сюжетной осью. При этом погоня превращается в столкновение двух сил, в драму, причем в ее экзистенциальном варианте.

Образы главных протагонистов выстроены мастерски. С одной стороны - жертва: мы знаем ее в лицо, это среднестатистический представитель американского среднего класса, видимо, коммивояжер, семьянин, конформист, каблук и трус. С другой стороны - охотник: его мы так и не увидим до конца фильма. Если жертва - личность, а охотник - безликий аноним, то их автомобили - прямо наоборот. Красный "Плимут" жертвы ничем не примечателен, стандартная машинка стандартного человека. Страшный и грязный грузовик - сам по себе индивидуальность: нам показывают его самыми разными планами и в самых разнообразных ракурсах, мы можем рассмотреть каждую его деталь, например, множество номеров разных штатов, прикрученных спереди. Грузовик - не только живой, его скорость сверхъествественна (по тем временам, сейчас-то все гоняют 90 км и более), а его поведение иррационально. Постепенно образ грузовика обретает библейские масштабы, его можно сопоставить со знаменитым образом Левиафана из книги Иова. Гибель грузовика показана эпично - как гибель некоего громадного чудовища.

Как известно, фильмы ужасов не имеют своего собственного жанрообразующего сюжета, заимствуя его у детектива или мелодрамы. Спилберг открывает новый сюжет - экзистенциальная драма. Главный герой, живущий в комфортном мещанском мире, сталкивается с иррациональной силой, перед которой он абсолютно беспомощен. Вслед за этим он теряет уверенность в себе как таковую, начинает ощущать себя заброшенным, одиноким и бессильным практически в любой ситуации - и перед детьми из школьного автобуса, и перед посетителями придорожной забегаловки, и перед бескрайними просторами США. Хотя герой выживает, находя в себе силы на решимость и риск в пограничной ситуации, его мир и его личность разрушены, и фильм заканчивается сценой с открытым значением.

Конечно, не спроста "Дуэль" получила все свои премии и стала культовой. Гениальный Спилберг вместе с гениальным Матесоном смог создать шедевр из простого сюжета, почти без диалогов, без актерской игры, без спецэффектов и с малюсеньким бюджетом. Радостно, что в мире есть такие мастера.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!