Фэнзона

Страшные сказки запада — об элементах хорора в советских экранизациях западных сказок.

БлогиКомментарии: 1

Я, конечно, не могу сказать ничего о других из моего поколения, рожденного в середине семидесятых годов двадцатого века, но лично я пропустил через себя очень большой литературный и киношный опыт. Мое поколение не знало ни компьютеров, ни интернета. Мы читали, как правило много, запойно, кино и мультфильмы смотрели большей частью в кинотеатрах, в телевизорах все было редко и строго дозировано.

Так уж получилось, что экранизации западных писателей пришли в мое осознание раньше, чем, например, творчество Роу или Птушко, и я об этом нисколько не жалею, подобный опыт даже в чем-то интереснее, экспериментальнее.

Начну, пожалуй, с Вильгельма Гауфа, и вот первый и самый удивительный пример, когда осадок кошмара от безобидной, казалось бы, сказки остался даже во взрослом сердце навсегда.

До чего же удавались советскому кино экранизации, навеянные Западом, европейской готикой! Одна только "Сказка странствий" чего стоит с её чумным городом и потрясающе сделанным для того времени драконом, который кажется настолько реальным, что мне даже смешно было смотреть после него "Битву титанов", где все подобные персонажи просто мультики.

И вот еще один почти забытый шедевр "Сказка, рассказанная ночью" (1981) экранизация двух новелл Гауфа, немецкого гения устрашающей, но созидающей одновременно душу готики. Нет в этом простом по исполнению фильме дорогих спецэффектов, драконов или чего-либо подобного. Но новеллу об угольщике Мунке я бы поставил в один ряд с бьющим наотмашь "Портретом" Гоголя. Оба произведения об устрашающей силе золота и о роковых последствиях влечения к нему. Голландец Михель - демон сребролюбия в исполнении Александра Калягина - это высший пилотаж актерского мастерства, добренький толстенький дядечка, казалось бы, что тут страшного? Только, наверно, никто теперь не убедит меня в том, что дьявол и его подопечные, коим несомненно является голландец, это карикатурные черти с рогами. Нет, дьявол в моем представлении выглядит именно так: добренький толстенький добрячок, за маской которого таится тьма. Помню, как сжималось мое сердце, когда прозревший Мунк бродил по пустынному побережью и бесполезно взывал к Михелю, пытаясь вернуть свое сердце, но лишь только шепот волн был ему ответом.

Детский советский фильм, который наряду со "Сказкой странствий" не побоялся говорить о серьезных, глубоких вещах страшно. Эпизоды с голландцем Михелем просто высший пилотаж, в детстве эти моменты пугали похлеще свиты "Вия".

Когда прозревший герой бродит по пустому побережью, по подземелью с нишами, капсулами, в которых спрятаны сердца обманутых, и безнадежно взывает к Михелю, долго не давали мне двенадцатилетнему уснуть спокойно ночами. Что и говорить, умели наши киношники пугать без всяких спецэффектов, одной только психоделикой.

Сам фильм далек от первоисточника, повести Гауфа "Холодное сердце", в нем рассказана не отдельная история Питера Мунка, а история "Холодного сердца", где зло вечно, вечен Михель, а значит и сердца в его коллекции — вечны!

Сколько существует человечество, столько живут и зависть, алчность, надменность, глупость и т. п. А посему никакой неточности тут нет — Холодное сердце вне времени — думаю, акцент автором фильма на это поставлен намеренно! Притча должна заставить задуматься, и поэтому фильм безусловно хорош и органичен!

Возвращаясь к "Сказке странствий" сразу признаю: красота этого фильма просто изумительна! Каждый раз, пересматривая его, находишь новые образы, замечательные краски, отличные операторские находки. Весь это блестящий карнавал начала фильма, который словно плеснулся со страниц Андерсена, Гауфа, Гофмана и Олеши, сразу настраивает на сказочно—притчевый лад.

А как можно забыть сцены на живом драконе. Сытые крестьяне, лежащие в траве, человек с огромной рыбой за плечами — это же Брейгель и Босх в актерском воплощении. И феерическая музыка Шнитке. Неисчерпаемая, мудрая картина.

Читал статью Митты, где он рассказывал как долго и в мучительной борьбе ему пришлось отстаиваить право впервые за всю может быть историю Советского кино снять страшную сказку для подростков, ну и не только для них, конечно. Еще он приводил аналогию с Голливудом, где подобные истории снимаются только для кассы и с желанием парализовать зрителя страхом, у нас же картины подобные Сказке или "Мио, мой Мио" снимались только с целью заложить в душу подростка что-то хорошее, пусть даже через страх.

Кстати, как-то давно пришлось увидеть средневековые гравюры о чуме и холере, и это было удивительное совпадение с образом той чумы, что я увидел в фильме. Патлатая, клыкастая, страшная до невозможности женщина-монстр, но, видимо, эти гравюры авторы тоже видели и вдохновлялись в создании образа чумы ими. Вообще я увидел фильм уже будучи взрослым и более всего меня поразила, конечно, сцена разрушения замка, снятая ну совсем уж по-голливудски шикарно, скелет этот поднимающийся из пола потом долго снился. От нашего кино, право, такого не ждешь, но случаются чудеса, ведь был же до этого еще и шедевральный "Вий". А какой дракон, как сделано! без всякой мультипликации, кстати! Жаль, что позже Митта не снял ничего подобного и вообще отошел от жанрового кино, обожаю его "Экипаж" и "Сказку странствий", это шедевры жанрового советского кино!

"Мио, мой Мио" по одноименной сказке Астрид Линдгрен. Незабываемый фильм-легенда из детства! Пересмотрен уже раз сто, но каждый раз переживаешь в сценах поединка Мио с Като вновь и вновь заново, как первый раз. Последние сцены фильма это вообще какой-то кровоточащий катарсис, равнодушным просматривая этот фильм остаться невозможно! Скольких детей из моего детства этот фильм отправил на путь добра. Ничего тогда мы не знали о Боге, но Христианские мотивы так отчетливо звучат в этом фильме, ведь возвращение Мио к отцу это практически притча о блудном сыне. Господа нынешние кинематографисты, оставьте всякий бред и хлам, снимаемый сейчас и обратите взор к вечным сюжетам, молодое поколение, порабощенное соц сетями, так остро нуждается в лечении душ.

Первое наше хоррор-кинофэнтези "Мио, мой мио" (1987) снял режиссер Владимир Грамматиков. То, что эта картина снята безупречно и на уровне мировых стандартов, заслуга совместной постановки с зарубежными кинематографистами. Что же касается нашей стороны, то в эту совсем не русскую сказку, привнесены русские душа и вдохновение, в том числе самим режиссером. Долгий и мучительный бой в замке злого рыцаря напоминает кровоточащий катарсис. Главный же злодей, хоть и предстает в фильме воплощением мирового зла, все же даже погибая, получает надежду на возрождение (что свойственно русскому менталитету). Выпархивающая из его останков беззащитная птичка - образ по-нашему трогательный и глубокий.

Ну вот, пожалуй, и весь краткий обзор западных хоррор-киносказок.

Самые страшные киносказки по произведениям зарубежных писателей.

"Сказка рассказанная ночью" (1981)

"Сказка странствий" (1982)

"Мио, мой Мио" (1987)

Просмотры: 621

Комментариев: 1 RSS

  • Спасибо за материал, из этих фильмов смотрела только "Сказку странствий" - до сих пор жуть берет. И тоска... очень гнетущее впечатление оставил фильм (но от этого он плохим не становится, само-собой).

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!