Фэнзона

"Театр Яда". История любви

БлогиКомментарии: 9

"Театр Яда". Сейчас это моя любимая группа, но так было не всегда. Я услышал их не так давно: в 2015 или 2016 году. Сначала была песня "Завершение вершин", написанная в соавторстве с другим выдающимся коллективом, Theodor Bastard.

Песню "Завершение вершин" прислала мне в "ВКонтакте" хороший друг с нестандартным складом ума. Настолько нестандартным, что это похоже на шаманскую болезнь, и девушка сама признаёт это. Я послушал песню, и она мне понравилась. Тогда девушка прислала мне ещё композицию, "НеоноНовая Действительность в Стороне от Реальности", и эта вещь мне понравилась ещё больше. Я переслушивал и переслушивал эту музыку, и однажды мне захотелось ещё.

В поиске в "ВКонтакте" я нашёл ещё песни. "Мнение о Сущем. Навоз Духов Безвоздушных Пространств", "Лицеприятель Для Применения Новой Радости", "Ария Роботов", "Костры Теней", "Глаза" (с Анастасией Минстер)... Я погружался в этот непривычный мир всё глубже и глубже.

Поначалу мне казалось, что тексты, как и их названия - просто красивая игра слов без особого смысла. Но потом, переслушивая "Лицеприятель Для Применения Новой Радости", я обнаружил, что смысл в этой композиции есть, просто язык непривычный. И непривычный - ещё мягко сказано.

Язык песен "Театра Яда" образен настолько, что картины или встают перед глазами ярко и живо, или ты думаешь: а как? А почему? Но рано или поздно приходит понимание. Вот, к примеру, фраза "абсурдные куры". Мне только что она стала понятна, а до этого казалась крайне странной. Ну посмотрите на курицу. Как она ходит, как клюёт зёрнышки, кудахчет, бежит, если её погнать палкой. Это и вправду абсурдно! А слово "нервноподданные"? Тоже на первый взгляд странное, но оно передаёт характер этих подданных. Они нервные! Теперь видите картинку? Она встала перед глазами?

Я приведу здесь текст песни "Костры теней...", взятый мной с профиля лидера группы Яна Никитина на stihi.ru:

костры теней — немного скучновато

но в общем впредь и далее — подлинно преступно,

ты можешь принимать по каплям во вниманье

объемные закаты окон оптик видеть, моросить

канаты мышц и проще быть, и так предельно сложно

предавая долго-долго...

ты уже обгорело улыбнулся,

в беззубом проклятии все будет зря,

стол религиозности накрыт по всем канонам

уместности, слетая серокровными хлебами,

солью, серной кислотой под янтарной яблоней

элементарных раздоров,

мой жемчужный саркофаг

аляповато тек в седативных кольцах,

треть всех нас, треть всех трезвых наблюдателей

пошла навзничь покинутой петлей

через стены стекол —

в огонь

Порой для понимания текстов "Театра Яда" нужно прикладывать усилия. Но смысл есть везде.

Вы спросите: зачем создавать дополнительные сложности читателю? Не лучше ли выразить свою мысль проще? Нет, не лучше. В первую очередь потому, что необычный язык создаёт более сильную образность, как я уже и писал. Кроме того, свои мысли просто выражало не одно поколение поэтов. Здесь уместно привести параллель с футуристом Велимиром Хлебниковым. В его поэзии тоже свой язык, неологизмы, ухищрения. И есть ещё одна любопытная параллель Яна и Хлебникова: у них обоих есть необычные любимые числа. У Хлебникова это 317, у Яна - 678. Число 678 встречается не в одной песне Яна Никитина, а в коротенькой композиции "27" оно - весь текст. Шесть, семь, восемь.

Словом, вникая во всю метафизику "Театра Яда", читая статьи о группе в целом и Яне в частности, я постепенно начал заболевать их музыкой. На моём ноутбуке появилась полная дискография группы (как оказалось, всё-таки неполная, потому что ещё не все вещи изданы). И я обомлел. Там очень много музыки! Слушать - не переслушать! Фёдор Сволочь, лидер Theodor Bastard, в своих воспоминаниях о Яне писал, что он хотел попросить его: сделай передышку! Как оказалось, хорошо, что не попросил. Нужно было всё это написать. Ян Никитин умер в 2012 году в возрасте 35 лет. В 35 умер и Моцарт. Здесь тоже можно провести параллель, но она страшная.

Сейчас мой любимый альбом - "Лучевые машины", его я переслушал много раз. Также я выделяю "Намордник Нарцисса" за последнюю композицию-аудиомонолог, но в это произведение мне ещё нужно вникнуть. "Хруст Ос. Кирзовый Цветок" - само собой, этот релиз лёгкий для восприятия, и с него вполне можно начать знакомство с "Театром Яда". И мне нравится "Куда Менее Заметные Фигуры. Часть 1" - светлая музыка, что непривычно. Вторая часть так и не вышла - Ян умер. Теперь он бессмертен.

Само собой, стоит отметить звучание музыки "Театра Яда". Оно мрачное, удушающее, иногда невыносимое. Я называл эти композиции песнями, но лишь для лёгкости вашего восприятия, потому что в них нет структуры "куплет-припев". Это пение стихотворения без рифмы, иногда его чтение, иногда - кричание. Кто-то назовёт музыку "Театра Яда" нездоровой. Ну и что? Разве нездоровое не имеет право на существование? Разве нездоровое не имеет права быть искусством? Да, это нездоровое звучание, но оно мне нравится таким, какое оно есть.

Словом, я люблю "Театр Яда" и поэзию Яна Никитина. И знакомство продолжается. Возможно, я никогда не познаю эту музыку до конца.

Просмотры: 657

Комментариев: 9 RSS

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!