ТРЕТЬЯ ВОЛНА ЗОМБИ

Новости

"ТЕЛЬМА": Иисус — лесбиянка (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 5

Норвегия выдвинула данный фильм на "Оскар", и пожалуй, это и впрямь неплохой кандидат. С одной стороны, перед нами независимое умное кино, поднимающее серьезные вопросы. С другой — язык картины легок и доходчив, а мораль очевидна.

"Тельма". Красивое название для фильма, красивое имя. Греческое, кстати. Переводится как "желание" или "воля". Сдается мне, режиссер и автор сценария Йоаким Триер не случайно назвал так свою героиню, потому что ее желания, ее воля играют в истории ключевую роль.

Она — студентка, поступившая в университет в Осло. Для этого ей пришлось уехать из своего маленького городка и впервые надолго расстаться с родителями. Впрочем, те продолжают контролировать ее, несмотря на расстояние. Тельма воспитана в строгих христианских правилах. Она рассказывает отцу обо всем, и это было бы здорово, но эти разговоры не похожи на дружеские, в них нет взаимной открытости. Это исповедь, элемент контроля. Однако отец Тельмы в исполнении Хенрика Рафаелсена не кажется плохим человеком. Просто грустный бородатый мужик, способный на милосердие и прощение. И даже наказывая свое дитя, он страдает вместе с ним. Похоже на Иисуса, да? Но нет, этот парень не Господь Бог. Зачем этот контроль? Эта гиперопека?

Или страх?

Страх не за своего ребенка, но перед ним. Думаю, это одна из центральных идей картины. Родители боятся своих детей, боятся того, что в них сидит, того, чем они могут стать.

В данном случае в девушке, действительно, сидит что-то опасное, некая сверхъестественная сила, которую Тельма до последнего не осознает, так как вслед за родителями боится ее. Надо сказать, юная Элли Харбоа отлично справилась с ролью. Тельма вышла скромной, милой, скованной и чувственной одновременно, без намека на карикатурность.

Проблемы с паранормальной мощью начинаются, когда героиня знакомится с Аней, которую играет Кая Уилкинс. Быстро становится понятно, что девушки влюблены, однако целомудренной Тельме трудно признать это. Подавленная сексуальность вырывается в виде сверхъестественных явлений. И это не просто телекинез Кинговской Кэрри — Тельма способна на большее. Собственно, мы не знаем границ ее возможностей, и есть подозрение, что их попросту нет.

Птицы. В Священном писании они встречаются часто и могут символизировать как плохое, так и хорошее. В жанровом кино птица, бьющаяся со всего размаху в стекло — скорее, штамп, чем нечто оригинальное, однако Триер делает этот образ важным символом в своей истории. Обезумевшие птицы — вестницы Хичкоковского апокалипсиса, для Тельмы же это отражение ее скрытого стремления к саморазрушению.

В какой-то момент саморазрушение действительно случится, и девушка выйдет из него обновленной. Это не похоже на самосожжение Феникса, так как огонь — стихия отца Тельмы.

Я помню, как папа держал меня за руку над свечой. Он убрал ее прежде, чем это оставило мне отметину. Это очень больно. Затем он сказал: "В аду так всегда".

Вот такие вещи с улыбкой рассказывает героиня своей подруге, добавляя "Он хороший человек". Звучит это мягко, искренне, без какого-либо драматизма. И если отец Тельмы — все-таки бог, то ветхозаветный, по сути, не христианский. Это Яхве со своими полыхающим древом, суровое божество наказания и жертвоприношений. Он этого не хочет, боится, но чтобы выйти на новый уровень, такой бог должен принести в жертву самого себя. И в таком случае роль Иисуса достается Тельме.

Вот так история о взрослении, осознании себя и в том числе своей сексуальности сплетается с религиозным подтекстом. Фильм с уважением подходит к теме чужой веры, однако намекает на то, что возможно, мы неправильно представляем себе Бога, а также собственную природу.

Интересно, что в этом году уже выходило жанровое кино о взрослении, сексуальности и всем таком прочем. Это каннибальский хоррор "Сырое". Такие схожие сюжеты и такие разные воплощения! "Тельма" не пытается шокировать, даже наоборот, фильм, как и его героиня, отличается некой строгой целомудренной красотой. Приближаясь к эротике, он останавливается и мягко закрывает зрителю глаза. Ступая на территорию триллера, многое оставляет за кадром. При этом Тельма тоже проходит обряд посвящения, но не примитивно-племенной, а несколько иного свойства. Как и полагает Иисусу, ее крестят водой, что символизирует начало нового пути.

Словом, хорошее вышло кино, умное и наивное одновременно. Оно отлично нагоняет и держит напряжение, используя реверансы "Изгоняющему дьявола" в качестве примера для подтверждения одной из своих идей: мы демонизируем то, чего боимся, то, чего не можем понять. Вы знаете, как работает ваш телефон? А как работает Вселенная? Как работает Бог? Единственное, что Триер оставляет от старых догматов — его Господь все так же всеблаг. Значит, снимается вопрос: а что, если Тельма заставила подругу влюбиться в себя? Это уже неважно. Что бы не сделал Большой чувак, это хорошо. Вот так это работает.

В итоге фильм щекочет немного нервы, но оставляет приятные светлые впечатления. Жаль только, что история настолько проста и линейна, что трейлеры почти полностью ее пересказывают! Здесь есть множество дивных ненавязчивых деталей, замечательная игра актеров (нужно отметить еще Эллен Доррит Петерсен, мать Тельмы), такие знакомые диалоги на тему "что ты сегодня ела?", строгая, но талантливая операторская работа, пантеистические природные пейзажи, задумчивая и прекрасная музыка и много всякого другого. Но ключевые события известны заранее — вот беда! В итоге три четверти фильма вы просто восполняете пробелы, а потом наблюдаете финал. К счастью, развязка закономерна, но не так чтоб полностью предсказуема.

Ну, и пища для размышлений, как видите, остается богатая.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1158.

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!