УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

Топ-5 самых кассовых российских фильмов ужасов

ОпросыТопКиноБокс-офисКомментарии: 55

В последние месяцы мы как никогда много пишем о фильмах ужасов российского производства. Обсуждаем проблемы жанра, погружаемся в процесс создания таких лент и восприятия их аудиторией. Задаемся вопросом - а можно ли у нас в стране вообще снять хорошее жанровое кино? Спрашиваем себя о том, насколько успешными могут быть российские хорроры.

Тема актуальна уже из-за того хотя бы, что в 2018 году на экраны вышло рекордно много фильмов российского производства, которые были ужасами взаправду либо по меньшей мере позиционировались как ужасы. И в 2019 году таких фильмов будет немало: "Рассвет" уже вышел в прокат, а впереди еще как минимум "Отрыв", "Гости", "Пиковая дама: Зазеркалье", "Тварь" и "Яга. Кошмар темного леса". Каковы шансы стать хитом у того или иного фильма - вопрос, дать ответ на который может лишь время.

Признаем честно, репутация у российского кино вообще неважнецкая, не слишком позитивно зритель относится и конкретно к российским фильмам ужасов. При этом есть такие очевидные хиты, как трилогия "Гоголь" или собравший более миллиарда рублей в прокате долгострой "Вий" 2014 года - но вот как раз эти ленты мы в расчет брать и не станем, потому как, хотя все они и содержат сильные хоррор-элементы, но к чистому жанру не относятся, являясь по сути не ужасами, а блокбастерами. В связи с чем сравнивать их с другими лентами было бы некорректно. Однако же и в сугубо жанровом сегменте мы, покопавшись, нашли пять картин, каждая из которых смогла собрать в отечественном прокате более 100 миллионов рублей.

1. Невеста, 2017

Кассовые сборы в России: 176,004,826 рублей

За первый уик-энд: 94,937,355 рублей

Самым кассовым хоррором отечественного производства по-прежнему остается "Невеста" двухлетней давности. Премьера фильма состоялась в январе, его рекламировали как "самый страшный фильм года", работали над картиной режиссер и продюсер ленты "Пиковая дама: Черный обряд" (2015), которая до этого считалась самым кассовым русским хоррором. Промо-кампания фильма порадовала трейлером, который не только с успехом нагонял жути, но и затрагивал сразу две-три интересные темы: фотографирование мертвецов, захоронение заживо и древнеславянские свадебные обряды (сильно перекликавшиеся с обрядами похоронными). Кроме того, у фильма был отличный постер и довольно хорошая роспись по кинотеатрам (1110 копий). Как итог - "Невеста" собрала отличную кассу в России и Латинской Америке, а студия Lionsgate купила права на ремейк.

2. Пиковая дама: Черный обряд, 2015

Кассовые сборы в России: 131,567,567 рублей

За первый уик-энд: 61,488,344 рублей

Первый по-настоящему успешный отечественный фильм ужасов. С 830 копий фильм в 2015 году сумел собрать более 131 миллиона рублей, а также неплохо выступил в прокате в ряде азиатских стран. После очевидного успеха картины, бюджет которой находился в пределах 45 миллионов рублей, прокатчик фильма "Вольга" и продюсер Владислав Северцев решили создать студию для того, чтобы производить фильмы ужасов на постоянной основе. Один из сотрудников "Вольги" подсказал идею следующей картины (ею стала "Невеста"). Однако уже вскоре начались разногласия и в итоге Северцев пошел дальше своим путем. Что же касается "Пиковой дамы", то та вышла в прокат после довольно длительного затишья, когда в течении нескольких лет не было, по большому счету, ни одного серьезного жанрового фильма отечественного производства. На счету Подгаевского до того был дешевый и провальный дебют "Владение 18" (впрочем, не такой уж и безнадежный - по крайней мере сюжет у фильма был вменяемый). Северцев продюсировал телепрограмму "Битва экстрасенсов". "Пиковая дама" имела простой линейный сюжет и яркий образ из "городских легенд", знакомых именно отечественному зрителю, который в итоге принял фильм достаточно тепло (из всей представленной пятерки именно у "Пиковой дамы" самый высокий рейтинг на Кинопоиске).

3. Ведьма, 2006

Кассовые сборы в России: 126,065,588 рублей

За первый уик-энд: 54,804,597 рублей

Да, кого-то это удивит, но действительно третьим по кассовости отечественным хоррором является лента 2006 года. В середине 2000-х, после успеха ряда представленных крупными телеканалами кинопроектов ("Ночной дозор", "Дневной дозор", "Девятая рота", "Турецкий гамбит") вера в отечественный кинематограф у зрителей была высока как никогда, люди активно шли в кино, что помогало наиболее знаковым проектам собирать неплохую кассу при том, что система кинопроката еще только просыпалась от летаргического сна периода 1990-х. "Ведьма" была ремейком главного советского фильма ужасов "Вий", причем снималась изначально с расчетом на западные рынки - с озвучкой на английском. Сюжет был изменен, действие перенесено в наши дни, в истории появились новые персонажи, но в целом канва осталась схожей. На выходе мы получили на самом деле не самый дурной фильм из тех, что принято относить к "категории B", с аляповатой компьютерной графикой и не очень хорошими актерскими работами. А кассовые сборы (всего-то с 315 копий!) составили солиднейшие 126 миллионов. Утверждается, что в России фильм посмотрели в кино более миллиона человек. Для сравнения: аудитория "Невесты" составила 785,5 тысяч зрителей при 1110 копиях.

4. Юленька, 2008

Кассовые сборы в России: 104,976,158 рублей

За первый уик-энд: 55,678,252 рублей

Мистический хоррор-триллер "Юленька" снял телеведущий, актер и режиссер Александр Стриженов, за пару лет до этого снявший очень успешную комедию "Любовь-морковь". Увы, "Юленька" стала провалом ввиду очевидно завышенного бюджета (если верить КП, он составил 5 миллионов долларов, то есть более ста миллионов рублей даже по курсу 2008-го). Фильм, главную роль в котором исполнил весьма популярный тогда Марат Башаров, вышел на 421 копии и собрал в прокате без малого 105 миллионов рублей. Зловещую девочку, в честь которой и был назван фильм, сыграла юная Дарья Балабанова - дальнейшем она еще несколько раз играла в кино, но "звездой" так и не стала. Стриженов также с той поры снял всего один фильм...

5. Русалка. Озеро мертвых

Кассовые сборы в России: 100,874,704 рублей

За первый уик-энд: 39,520,652 рублей

Последовательно разругавшись сначала с продюсером Северцевым, а потом с продюсером Константином Бусловым (который нанял его для работы над хоррором "Конверт"), Подгаевский в итоге на пару с продюсером Иваном Капитоновым ("Дизлайк", "Маршрут построен" - и да, это тот самый чувак, с которым мы скандалили сразу после Нового года) основал собственную киностудию, первым крупным проектом которой стал базирующийся на славянских легендах хоррор "Русалка". Подгаевский при написании сценария использовал наработки "Невесты" (в частности, сцена с зеркалами была изначально заложена в сценарий "Невесты", но в итоге в сам фильм не попала), а также взял из этого фильма нескольких актеров (Виктория Агалакова, Игорь Хрипунов). При поддержке "Газпрома" и пиаре в ряде партнерских СМИ фильм вышел в прокат летом 2018 года на 1177 копиях и смог собрать в прокате без малого 101 миллион рублей. По утверждению продюсера, картина хорошо продалась на зарубежные рынки, за счет чего фильм принес прибыль.

Так выглядит топ самых кассовых российских фильмов ужасов. Вопрос качества самих этих фильмов остается открытым, и его мы адресуем вам. Какой из пяти наиболее успешных в отечественном прокате фильмов вам нравится больше всего?

Источник: Зона Ужасов.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 55 RSS

  • Если выбирать из данного списка, то выбор отдаю за "Юленьку" - все-таки, как ни крути, а триллер получился неплохим. "Пиковая дама" запомнилась лишь несколькими удачными скримерами и, на мой взгляд, никудышной концовкой. "Невеста" произвела более приятное впечатление. "Русалка", в целом, тоже начиналась весьма недурно, но дешёвая компьютерная графика в финальной схватке все испортила. Ну, а "Ведьма" мне совсем не понравилась.

  • Хороших ужасов в России как не было, так и нет. Не умеют у нас создавать атмосферу. А еще странным образом, разучились вообще снимать кино. В сериалах актеры порой играют вполне убедительно, особенно в комедийных сериалах ("Полицейский с Рублевки", "Кухня", ранний "Физрук", например - вполне можно смотреть), иногда получаются драматические или даже с мистическим оттенком ("Чернобыль", "Обратная сторона Луны", "Ликвидация" - вполне годные). Но как дело доходит до полнометражного фильма - то те же актёры и режиссёры выдают адовейшую хрень, валит дикая фальшь, не веришь, не сопереживаешь, не включаешься. Из-за этого и ужастика нормального нету. Хотя поле непаханое. Взять те же романы раннего Варго да и снять их с нормальной режиссурой — вполне смотрибельный хоррор бы вышел. Но что-то идёт вечно не так....

    • Я вот ответсвенно заявляю, что рассвет первый фильм, где игра актеров убдительна в контектсе хоррор - жанра. для меня тоже главным недостатком отечественного продукта была и есть - это абсолютная несостоятельность актерская в рамках хоррора. нет органики. люди не умеют это играть. частично потому что нет традиций актерской хоррорной, частично видимо потому что жанр малобюджетный и актеры часто либо совсем новички, либо не из первого эшелона далеко. просто в силу того, что и у них отношение, что это такой трэшачок и денег на их гонорары нет. Но вот конкретно в рассвете с этим все не плохо. впервые.

      • Мне тоже так показалось. Игра главной героини вообще порадовала.

      • Хороших ужасов в России как не было,так и нет.

        Ну вспомни Фобос:Клуб страха,ССД...я их мало знаю."Рассвет" посмотри,чем не пример?

        разучились вообще снимать кино.

        Тоже не соглашусь,но не суть.Да,я из таких,кто любит "Кухню","Чернобыль","Физрука"...

        с мистическим оттенком я люблю также "Закрытую школу"-чем не хороший сериал,учитывая то,что это адаптация?"Луна",Пока цветет папоротник...ну и т.д..

        Но как дело доходит до полнометражного фильма

        Обычно все наоборот бывает-люби не любят,когда в сериале больше 1-2 сезона или же вообще не любят сериал.Но да,бывает и фильм не любят,но основная аудитория таких людей-это люди,которым и этот сериал не понравился.

        рассвет первый фильм,где игра актеров убдительна в контектсе хоррор-жанра.
        Лихо ты однако,но что это за бред.Насколько ты вообще любил русский хоррор до появления Рассвета?!Я его не смотрел,но с тобой не соглашусь.Почему так выходит,что нужных лиц для своего же хоррора мало,особенно хороших актеров???Иных называют "людьми с улицы".

    • А вы все пять фильмов посмотрели из перечисленных?

    • despoth, попробуйте на "Рассвет" сходить. Полностью соглашусь с выше отписавшимися: "Рассвет" - первый отечественный фильм ужасов, за который как минимум не стыдно.

  • ведьма по сборам удивительно. на безрыбье видимо... кино никакущее просто. вообще, кмк, такое качество как "страшно" для хоррора давно уже не является критическим, потому как реально страшные вещи часто совсем не в хоррорах. ну, например, груз-200 какой-нибудь - это не хоррор, однако страшно. хоррор - скорее сплав определнных жанровых конвенций, и вот насколько создателям удалось это удачно обыграть, на столько и кино полуилось или нет + конечно удачный маркетинг + какая-то фишка особая, замануха и т.д. из приведенных только невеста наверное ТРУШНЫЙ хоррор, который неплохо сделан и попал (о чем косвенно свидетельствуют и права на римейк). короче, при создании хоррора уже давно нельзя ориентироваться исключительно "давайте сделаем страшно". русалка, по мне, мертвая ветвь, которую видимо капитонов и ко. будут стараться сейчас развивать, т.е. фольклор + для девАчек и в такой поп-хоррорной обертке. полная хрень, хотя коммерчески возможно это и будет пользоваться успехом. желаю удач, по крайней мере.

  • Не, к "Резне" ближе "Жесть", а "Груз" - классическая история о похищении человека ("Барракуда", "Цепь", "Мизери" и т. д.)

  • Из русского мне запомнились разве что "Прикосновение", "Ведьма" и "Путевой обходчик" - это те, от которых я хотя бы удовольствие получил и не плевался, всё остальное из ужасов просто... ужас.

    • А что еще вы смотрели?

    • кино никакущее просто

      Ну вот.По мне так,это прикольный мистический фильм ужасов среди российских.

      реальные страшные вещи часто совсем не в хоррорах.

      такое часто бывает...неуверенно сказал я.Но как написано в анонсе фильма "Рассвет"-Но вскоре они проснутся совсем в другой реальности.Реальности,которая хуже любого кошмара.Бойтесь Иного.Бойтесь Безликого.

      т.е. фольклор+для девАчек и в такой поп-хоррорной обертке.полная хрень.хотя коммерчески это и будет пользоваться большим успехом.

      И наши девочки/дети будут это любить,что не так.Ты больше интересуйся такими проектами.А хоррор и с поп-корном потянет.Так во многом согласен.

      если бы не чрезмерно назойливый политический подтекст.

      ну вот вечно мы виним политику,а ведь она и в хорроре должна быть.Да и в "Грузе 200" ее там не так много,просто главная гроиня-дочь какого-то там главы...один хрень не помню,а и фильм основан на реальных событиях.Зона ужасов,она на то и Зона УЖАСОВ,чтобы обсуждать и политику,что мы иногда и делаем.Барракуду и На цепи я не смотрел,но хочется глянуть,тем более в духе "Хостела","У холмов есть глаза","Кошмара дома на холмах" и "Пилы".

  • Не хватает варианта - никакой.

    В каждом фильме можно найти какие-то плюсы, но недостатки перевесят. И дело не в том, что русское, а в том, что фильмы снимали люди в лучше случае смотревшие в детстве "Вия", а с жанром, его законами, да и мифологией/историей знакомые шапочно, и снимали подражая западным растиражированным лентам. Ван говорит, что нужны жуткие дома и скримеры, ок, будут. Дрейер, Бава, Соави, Корман? Не, не слышали. Афанасьев, Толстой, Сологуб? Кто это? Нет базы, нет знаний, а самое главное - нет желания развиваться. Не будет нормальных жанровых лент пока сохраняется подход - пипл схавает, а не схавает в Боливию продадим.

    • И дело не в том, что русское, а в том, что фильмы снимали люди в лучше случае смотревшие в детстве "Вия"

      Ну, это ваши домыслы. Смотрели они много чего - это я вам точно говорю, так как из первых рук знаю, общался с несколькими режиссерами и продюсерами в разные годы.

      В каждом фильме можно найти какие-то плюсы, но недостатки перевесят

      Я скорее даже соглашусь, хотя, опять же, смотря с чем сравнивать. В любом случае шедевров, однозначно классных фильмов в списке нет. Но вот в чем дело. Я также знаю, что среди тех, кто пытается снимать хоррор у нас сегодня - есть реальные поклонники, фэны жанра, которые реально хотят делать хорошо, хотят учиться. И вот мы, фанаты, зрители, если мы вместо того, чтобы анализировать и конкретизировать, что у них получается плохо, а что хорошо, отделываемся общими фразами и словами - то им от этого никакой пользы, увы, не будет. Я вот к чему это все.

      • Ну, это ваши домыслы. Смотрели они много чего - это я вам точно говорю, так как из первых рук знаю, общался с несколькими режиссерами и продюсерами в разные годы.

        Домыслы, да. Но домыслы сделанные на основе фильмов, которые эти фанаты жанра сняли, не используя накопленную базу знаний, что еще хуже.

        Я скорее даже соглашусь, хотя, опять же, смотря с чем сравнивать. В любом случае шедевров, однозначно классных фильмов в списке нет. Но вот в чем дело. Я также знаю, что среди тех, кто пытается снимать хоррор у нас сегодня - есть реальные поклонники, фэны жанра, которые реально хотят делать хорошо, хотят учиться. И вот мы, фанаты, зрители, если мы вместо того, чтобы анализировать и конкретизировать, что у них получается плохо, а что хорошо, отделываемся общими фразами и словами - то им от этого никакой пользы, увы, не будет. Я вот к чему это все.

        Не отделываемся, Михаил, не отделываемся, а пишем рецензии и говорим о, но я сомневаюсь, что их читают и тем более используют. Была "Невеста" у которой туго с логикой и мат. частью, а следом вышла "Русалка" у которой с ними еще хуже. Вообще, если искать примеры в кино, то можно вспомнить "Пещеру" (2004-2005 не помню точно год) и "Спуск". Смешно, но факт, те, кто снял "Пещеру" или не в курсе, что в пещерах темно, или не потрудились включить фантазию и осветить площадку, так чтобы зритель лоб ладонью не разбивал. Те, кто сняли "Спуск" учли этот маленький нюанс. Оба фильма с фант. элементом, но какому в итоге веришь больше? Пока отечественные хоррорщики не будут учитывать такие "мелочи", нормального жанрового кино у нас не будет.

        • а пишем рецензии и говорим о, но я сомневаюсь, что их читают и тем более используют. Была "Невеста" у которой туго с логикой и мат. частью, а следом вышла "Русалка" у которой с ними еще хуже

          Ну за Подгаевского я не знаю (а это единственный чел из тех, что делали и "Невесту" и "Русалку"), т.к. он-то как раз перестал выходить на связь после премьеры "Невесты", когда я с ним интервью делал. Т.е. я не знаю, следит он или нет, внимает ли критике и т.д. Может да, а может нет.

          К "Невесте" имеют отношение люди, которые делали "Рассвет" (два продюсера, оператор). Один из продюсеров (Владислав Северцев) постоянно зависает у нас в ЗУ, хотя человек очень занятой. Но он у нас и в комментариях общался, и рецензии читает - это вот как раз мы точно знаем. Режиссер "Рассвета" - также говорил, что читает ЗУ. Сценарист читает как минимум время от времени, так как он мне в свое время писал, благодарил за статью о "Реинкарнации" (да, они смотрят все эти фильмы - "Реинкарнацию", "Мэнди", Проклятие монахини", "Оцепеневшие от страха", все это они смотрели, инфа 100%).

          Т.е. вот в этом конкретно случае мы точно знаем, что то, что мы пишем, говорим - это не в пустоту уходит. Поэтому и надо выходить на конструктив и конкретику.

          • Значит есть надежда, что когда-нибудь не только в литературе отечественный хоррор будет звучать гордо, но и в кино.

            • О чем я и толкую. Надежду терять не стоит никогда. И если мы можем чем-то помочь в этом деле - надо помогать. Пусть делают кальки с зарубежных хитов и т.д., это НЕ грех само по себе, это один из этапов роста. Осваивают приемы, оттачивают технику, учатся на ошибках.

              • Да, все мы из Кинга и прочих Баркеров, главное, чтобы не переходило в тупое копирование, ведь у них там работает и у нас должно, но почему-то не выходит.

                • Значит, в чем-то еще не доросли. Хотя скримеры в "Рассвете", как по мне, были хорошие, правильные. Не такие мощные, как в "Заклятии" или "Астрале", попроще, но сняты были уже так, как надо, а не как, допустим, в "Маршрут построен" или "Русалке". Это меня уже радует, потому что прием вроде не сложный, но, блин, для наших даже скример нормальный снять до этого было проблемой. Значит, в чем-то кто-то учится, это хорошо.

                  • "Рассвет" не смотрела, хочу сначала книгу прочесть, в Старого Палача больше верю, чем в фильм и не хочу портить впечатления.

                    Учиться - всегда хорошо, полезно и важно.)

      • В жанровой литературе прогресс, кстати, в том числе из-за того, что "мелочи" авторы или действительно учатся или научились учитывать. Но не забываем о том, что для этого есть "школы", жанровые конкурсы, где из критики и споров рождается истина. Есть желание совершенствоваться и угнаться за авторами, чьи имена уже знают не только читатели Даркер и ССК, но и люди с новым отечественным хоррором не знакомые вовсе. Я была немного шокирована, когда коллега в разговоре использовала сравнение с Костяным, при этом о серии и журнале даже не слышала.

        • Понимаете, в чем еще сложность. Написать текст - может быть трудно индивидуально, но это все равно не так трудно, как снять кино. Мы сегодня можем позволить себе рассматривать в рамках отбора в очередную антологию СОТНИ текстов. Допустим, 400 текстов придет на отбор в ССК2020, в итоге в книгу войдут (допустим) 20. Это 5%. Из этих 20 текстов будет, допустим, 5 реально крутых, 10 неплохих и еще 5 "ну так, сойдет". То есть в итоге из 400 (100%) присланных лишь малый процент (менее 5%, как мы видим) - реальной годноты. И так каждый год, да? Получается огромный отсев, большая работа и - тот случай, когда количество переходит в качество.

          А вот снять 400 фильмов ужасов за год в России - не реально. Значит, эффект "количество-качество" тут не действует. Значит, надо идти другими путями. И, конечно, процесс будет идти дольше, как ни крути.

  •  Аноним | 8 февраля 2019

    Монеточка еще хороша. Не рэп, но очень приятная музыка с хорошими текстами.

  • Голосовал за Юленьку.

  •  Аноним | 9 февраля 2019

    Я считаю, что у российского кинохоррора всё впереди. Сами фильмы всё лучше и лучше, так? И чем это плохо? Со временем и сборы подтянутся, лишь бы фильмы хорошие были. Чтобы, да, не стыдно было. С "Рассветом" вышла оказия, но это победа - фильм лучше своих предшественников, верно? Уже прогресс.

  •  Аноним | 9 февраля 2019

    А что насчёт спора о поэтах - приведу свою аналогию. Во времена эпохи Возрождения немногие умели рисовать карандашом так, как Леонардо да Винчи. Сейчас любой гиперреалист переплюнет его по технике, да и академические рисунки студентов технически намного лучше, чем "Прекрасные девы" Леонардо. Но у Леонардо эти Прекрасные девы реально прекрасны. Они живут на листе бумаге, они чуть ли не глазами вращают под веками, они то улыбнутся, то задумаются. Вот эту жизнь у гиперреалистов я почти не видел. Техникой ещё надо уметь пользоваться.

  • Мне жалко наш русский хоррор,нпше кино.Его почти не ценят.Я считаю,что "Рассвет" как раз является дорогой к истинном зарождению рус хоррора.Из отечественных фильмов мне понравились "Невеста" и "Пиковая дама",а "Юленька" -полная чушь.

  • После просмотра таких "шедевров",как "Юленька" и "Невеста",я понял,что от российского хоррора ждать чего-то интересного не стоит.Никогда. Последним фильмом такого жанра был "Фобос:Клуб страха",хотя могло бы быть лучше.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!