Новости

В яблочко: Рецензия на фильм "Стрельба по мишеням"

РецензииКиноКомментарии: 9

Люди привыкли рассуждать о "проблеме бюджетов" в том смысле, что постановщикам всегда не хватает денег для того, чтобы реализовать богатый творческий потенциал. Однако настоящие образцы жанра своим существованием доказывают едва ли не обратное: умеренный и даже откровенно маленький бюджет подчас помогает талантливым режиссерам раскрыться по-настоящему. Отличным примером этого служит карьера Джеймса Вана, лучшие картины которого ("Пила", "Астрал", в меньшей мере "Заклятие") снимались за копейки, а когда Ван ушел снимать блокбастеры, то его "Форсаж" получился ровно таким же, какими получаются десятки других дорогих хитов, не лучше и не хуже прочих, а значит - лишенным авторской индивидуальности.

Японец Рюхэй Китамура, чьи первые заметные работы вышли у него на родине немногим раньше, чем дебютировал в большом кино Ван, столь же успешной карьерой в Голливуде похвастать не может, хотя, по большому счету, в таланте нынешнему мастеру ужасов Вану если уступает, то самую малость. В 2008 году Китамура снял "Полуночный экспресс" по рассказу Клайва Баркера. Бюджет картины составил приличные для жанрового кино 15 миллионов долларов, однако из-за перестановок в руководстве компании Lionsgate этому довольно стильному фильму попросту не дали шанса проявить себя в широком прокате - попутно едва не загубив карьеру режиссера. Спустя четыре года Китамура снял куда менее амбициозную ленту "Никто не выжил", бюджет которой был в пять раз меньше - увы, и этому фильму не было суждено добраться до широкого проката.

Впрочем, обе помянутых картины не остались незамеченными, что, наверное, несколько утешило склонного (по его же словам) к депрессиям японца. Если уж никак не получается влиться в голливудский мэйнстрим, то почему бы не плюнуть на него и вовсе? Видимо, так рассудил Китамура и - решил снимать низкобюджетный камерный триллер "для себя". Так на свет божий появилась "Стрельба по мишеням" (Downrange), чтобы - внезапно! - оказаться едва ли не лучшей работой режиссера.

Завязка истории проста как пять пальцев:

Шесть студентов из колледжа едут через страну, но одна из шин вдруг лопается на пустынной проселочной дороге. Выйдя, чтобы исправить поломку, они вскоре понимают, что происшествие не было случайностью - шину прострелили. Теперь невидимый снайпер атакует попавшихся ему в прицел молодых людей.

То есть в наличии одна пустынная локация, несколько персонажей, пара автомобилей и снайперская винтовка. Что с этим можно сделать? Напряженный, кровавый и бескомпромиссный хоррор-триллер, который без труда удержит ваше внимание на протяжении всего времени просмотра, несколько раз очень приятно удивит и ни разу не разочарует.

Китамура поясняет концепцию:

Постоянное чувство страха и затаенное дыхание, в необычном месте - то, что двигает весь сюжет. Мы создали фильм, в котором растет неумолимый ужас, и очень рады поделиться им с поклонниками хоррора и саспенса по всему миру.

Со стороны может показаться, что японец хвастается, но это не так. На самом деле Китамура пусть не без гордости (вполне заслуженной, впрочем), но констатирует факт: кино получилось что надо. Хотя, казалось бы, сколько неудачных попыток снять "что-нибудь маленькое и крутое в духе "Пилы"? Из недавнего вспоминается триллер "10 на 10" - и это ведь еще не самый худший пример подобного. Про всевозможных "Работодателей" и "Жребии" вовсе лучше не вспоминать.

Китамура же снял кино, которое на "Пилу" вовсе не похоже, да и не пытается ее напоминать. Да, и там, и там у нас группа людей, попавших в ловушку, и там, и там в наличии загадочный маньяк. Но вместо нарочито выпирающей псевдо-философии Конструктора Джона Крамера в "Стрельбе по мишеням" - просто хроника происходящего с этими людьми, без сложных моральных дилемм и тому подобного. Здесь, если не брать во внимание выдающиеся качества убийцы-снайпера как боевой единицы, все предельно реалистично - и оттого страшно. И оттого хочется рукоплескать сценаристам (одним из которых выступает сам Китамура), избавившим нас от череды ненужных фальшивых диалогов "за жизнь". Герои фильма не беседуют о судьбе и морали, они просто пытаются выжить.

Что получается в итоге? Получается история в духе "Дуэли" Спилберга-Матесона (или, к примеру, истории из рассказа "Пес" Джо Р. Лэнсдейла). Все предельно просто, все построено на конкретной ситуации, в которую попали абсолютно случайные, в общем-то, люди. Но, как часто бывает с любой хорошей историей (тут уместно вспомнить и "Старик и море" Хэмингуэя), за внешней ее простотой скрывается смысловое второе дно. В случае "Стрельбы по мишеням" это, кажется, анти-милитаристский посыл, особенно актуальный для современной Америки, в которой что не день, то свежие новости о стрельбе, устраиваемой гражданскими лицами в том или ином публичном месте.

Зловещая фигура маньяка-снайпера большую часть экранного времени остается за кадром. То, что мы видим - лишь смутная тень, лишь холодный взгляд. И даже к финалу, когда этот парень возникает перед нами "в полный рост" - он все равно выглядит как некий монстр, как ксеноморф, как йети - в маскировке, в хаки, с перемазанным краской лицом. Этот монстр безмолвен, как акула из "Челюстей", за него говорит его оружие - и к финалу, если не раньше, вдумчивого зрителя нет-нет да и посетит ощущение, что человек этот - олицетворение самого оружия.

Мы ничего не знаем о снайпере, мотивы его действий непонятны - точно также, как остаются для нас загадкой причины бойни, которую устроил на фестивале кантри-музыки 64-летний Стивен Пэддок. Мы можем лишь предположить, исходя из того, КАК снайпер действует, что он - человек уже зрелый, натренированный, с военным опытом. Этакий Рэмбо. Только Рэмбо в "Первой крови" противостоял полиции, а здесь он выбрал в жертвы компанию молодежи. Кажется, этот парень даже не лишен определенного благородства, свойственного высококлассным военным профи или матерым охотникам (что роднит его уже не с Чужим, а с Хищником из одноименного фильма со Шварценеггером): если одних жертв он мучает - показательно, будто наказывая за проявленную перед лицом смерти трусость, то с другими (случайно попавший "под раздачу" ребенок) расправляется быстро и милосердно, а кому-то и вовсе "дарит" смерть почти романтическую - выстрелом в сердце.

Снайпер и его ружье - они практически становятся единым целым. И уже не скажешь так просто, кто кого в этом тандеме использует - психически нездоровый человек свою винтовку, или винтовка - его. А вот о чем можно говорить без всяких сомнений, так это о том, что Китамура имевшийся бюджет (по слухам - около миллиона долларов) использовал на все сто процентов. Здесь напрашивается сравнение с мистическим хоррором "Винчестер", в котором аналогичная тема (оружие - зло) затрагивается куда более прямо. Но сравнение будет не в пользу фильма братьев Спириг. В "Винчестере" много говорят об оружии, но в "Стрельбе по мишеням" слово берет само оружие, и мы, зрители, видим и понимаем без подсказок, что когда говорят ружья - лишних слов уже не надо.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 633.

Комментариев: 9 RSS

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!