ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Новости

Вампиризм как метафора философии: "Зависимость" Абеля Феррары (1995)

РецензииКиноКомментарии: 0

Фильм "Зависимость" обычно рассматривают как метафору наркозависимости. Действительно, к этому располагает название, сравнение жажды крови с ломкой (и ссылки на "Голый завтрак" Берроуза), способ употребления крови главной героини - через укол и т.д. и т.п.

Но тогда причем здесь философский факультет, на котором учится героиня, ее ученая степень, цитаты из Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера, Гуссерля и других философов? Все это подсказывает, что не только вампиризм является метафорой наркозависимости, но и сама эта зависимость - метафорой философии. Как бывший студент философского факультета вполне могу это понять. Сквозной мотив фильма - массовое насилие 20 века (Вьетнам, нацистские лагеря и т.д.) и неспособность государства и человека остановить его. Философия способна лишь подвергать рефлексии жестокость и несправедливость жизни, болезни, насилия, смерти, боли: "Мажоры! Пофилософствовали бы они о свободе воли, если бы у них был рак". Так и вампир: он не может жить своей жизнью или что-то в ней изменить, он может лишь жить чужими жизнями и питаться ими, как философ питается чужими мыслями (отсюда в фильме критика истории философии - "зачем ты изучаешь этих идиотов?", а также определение библиотеки, как кладбища мертвых мыслей). "Философия - это сливки познания", а вампиризм - снятие кровавых сливок с человеческой жизни.

Но с другой стороны, зависимость, вампиризм и философия, по мысли героини, открывают человеку его подлинную сущность. Вампиризм ставит перед человеком экзистенциальный выбор - подчиниться непреодолимому инстинкту или быть свободным от него. Если философия, по Сократу, это искусство умирать, обучением этому искусству на практике и является вампиризм.

Таким образом, фильм несколько глубже простой аллегории наркомании. Скорее, он рассказывает о познании и его отношении к реальной жизни, в конечном счете - о бытии и сознании, которое вампирит на бытии.

С точки зрения истории кино, фильм интересен тем, что устанавливает связь между разными поколениями вампирского кинематографа. Так, с точки зрения эстетики - черно-белый цвет, трясущаяся камера в духе Новой волны, - фильм близок к "Ночи живых мертвецов" Ромеро, а содержательно - его же фильму 1977 года "Мартин", заземляя тему вампиризма и погружая ее в повседневность городской жизни. Метафора вампиризма как зависимости отсылает к фильмам 80-х, например, к "С приходом тьмы" Кэтрин Бигелоу (1987). С другой стороны, тема вампиризма и наркозависимости станет гораздо позже одной из основных в сериале "Настоящая кровь".

В целом фильм неплохой, но скучноватый и затянутый. Впрочем, для тех, кто защищал диссертации и устраивал банкеты - соответствующая сцена вечеринки после защиты будет ценным подарком :)

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 191.


    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!