БАРХАТНАЯ БЕНЗОПИЛА: Искусство всегда опасно (РЕЦЕНЗИЯ)
Дебютная режиссерская работа Дэна Гилроя, "Стрингер", неслабо бабахнула в 2015 году, а потому выход его новой картины, да еще и в жанре хоррор-триллера — событие само по себе интригующее. Прибавьте сюда звездный актерский ансамбль, покажите публике яркий трейлер, и вуаля, коктейль завышенных ожиданий готов. Премьера состоялась в конце января в "Сандэнсе", и уже с 1 февраля фильм доступен на Netflix, так что никто не мешает и нам попробовать, каково это на вкус.
"Бархатная бензопила" — притча о мире современного искусства, а точнее, о том месте, где искусство встречается с бизнесом. Бездушные улыбки, безукоризненные наряды и интерьеры, соперничество, интриги и меркантильность... Однако гламурное течение будней прерывается неожиданной находкой: в квартире тихого никому не известного старика, отошедшего в мир иной, найдены сотни полотен, мрачных, зачаровывающих, пронзительных. Пронырливые дельцы спешат присвоить себе этот клад, а затем, конечно, выставить на продажу. Штука в том, что картины не просто гипнотизируют — они могут убивать.
С самых первых секунд фильма Гилрой отчетливо пытается в сатиру: повествование утыкано шпильками в адрес богемы, а персонажи балансируют на грани между естественностью и карикатурой. В своей хищной игривости иные из них вызывают симпатию, но не слишком сильную, а условно положительным можно назвать лишь героя Джейка Джилленхола: влиятельный критик, он тоже испорчен средой, но, по крайней мере, пытается быть честным и испытывает угрызения совести, пожертвовав своими идеалами однажды. Рене Руссо в образе хваткой владелицы арт-галереи тоже в общем-то не выглядит законченной негодяйкой, и за расчетливостью угадывается человек со своей трагедией. Ни тот, ни другая, впрочем, не тянут на роль главного героя. Режиссер, очевидно, не хотел, чтобы чья-то история выходила на первый план, заслонив тот культурологический срез, что он попытался сделать.
Забавно, что свою сатиру Гилрой натягивает на костяк старого доброго хоррора про проклятые вещи. По-настоящему пугать зрителя он не собирается, но каждая сцена смерти в "Бархатной пиле" по-своему любопытна, изобретательна и не лишена черного юмора. В этом смысле все очень олдскульно, красочно и, если не захватывающе, то, как минимум, забавно.
Мир высокого искусства — кладбище для таланта. Вот что сообщает нам Дэн Гилрой. Здесь божью искру продают и ставят на конвейер, а чаще выдают за нее очередную претенциозную пустышку. Здесь мешки с мусором и окровавленный труп могут принять за инсталляцию. Здесь критики определяют, что красиво, а что нет, и приговор их может оказаться действительно смертным. Но что будет, если все эти люди встретятся с чем-то настоящим и великим? Оно покарает их. Потому что вы можете сколько угодно рисовать на песке у кромки прибоя, но чтобы создать нечто гениальное, придется копнуть поглубже, и будьте готовы к тому, что прольется кровь. Да, приготовьтесь к худшему, ведь вам предстоит найти в себе что-то тайное, темное, болезненное, возможно, безумное, а отыскав, макнуть туда свою кисть.
Искусство всегда опасно.
Эти слова Гилрой вкладывает в уста своей супруги Рене Руссо. К сожалению, его самого настоящее искусство привлекает меньше, чем описание ужасных симулякров. Зловещая история мертвого художника подается вскользь, в то время как режиссер упражняется в остроумии, срывая покровы, которых нет, с тайн, которые в общем-то и не тайны. Как высказывание "Бархатная пила" работает очень слабо, слишком уж вторичны и поверхностны тезисы. К счастью, именитые актеры не просто так кушают свой хлеб: именно они привносят огонь, жизнь в эту картину. Для Руссо и Джилленхола, умопомрачительно смотревшихся вместе в "Стрингере", это явно не самые сильные роли, но и претензий к ним не возникает. Отлично проявила себя Зэйв Эштон, хотя даже в триллере "Без компромиссов" со Стейтемом ей достался персонаж интереснее. Как всегда, чудесна Тони Коллетт. Убедительны Джон Малкович и юная Наталия Дайер. Каждый из них может круче, но это не такое кино.
Не хочется думать, что Дэн Гилрой хотел снять нечто дерзкое и умное, своего "Неонового демона" или вроде того. Свою оценку я, пожалуй, поставлю, лишь отдавая "Бархатной бензопиле" должное, не оглядываясь на режиссерские претензии и собственные ожидания. Это не слишком страшный, но занимательный хоррор-триллер. Это просто грамотно сконструированное и талантливо снятое кино, которое хочет и может вас развлечь. Что ж, наверное, стоит ему это позволить.
Copyright © 2009 - 2017 Horrorzone.ru
Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!
Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)
Спасибо! Надо посмотреть.
Вчера посмотрел.Ну не сказать что шедевр.Понравился Джилленхол,Колетт тоже интересна,но остальные как-то невнятно,не ожидал даже что ни Руссо ни Малкович не проявили себя,но возможно материал такой достался,тогда вопрос зачем вообще снимались.
Ну, снимаются не только ради собственных перфомансов на всю катушку, так не бывает. У того же Малковича и роль-то маловата, чтобы на себя одеяло перетягивать.
Эх, а я надеялся на кинотеатральный прокат...
Хорошая рецензия на хороший фильм, многие моменты прям с уст сняты.. С оценкой почти согласен, 8/10 на 10% больше 3,5/5 )))
У фильма приятное послевкусие, он не забудется, а отложится, займёт какое-то своё место. Произойдёт то, что герой Джилленхола описывает как акт творца - трансформация духа в материю, только уже в обратном порядке - трансформация материи в дух, акт зрителя. Нечто подобное происходит и в фильме: обмен энергиями духа между творцом и зрителем посредством предметов искусства (картин). В сюжете это незримо является злой силой, проклятием, и вершит наказание. Интересное и необычное изображение зла, с обоснованием и историей возникновения. Вообще инфернальность искусства в фильме Гилроя чем-то напомнила такие совершенно разные картины как «Красная скрипка» Француа Жирара, офигенный «Клошар» Кейси Лемонс и «Синдром Стендаля» Ардженто.
А Бархатная бензопила - это название рок группы героини Рене Руссо в дни ее молодости и бунтарства, пока она ещё не стала менеджером по продаже искусства.
Интересная, ироничная, живописная лента с мастерскими режиссерской, операторской и актёрской работами, которую хочется разбирать по кусочкам.
Мне очень понравилась трактовка заключительного момента, во время титров:
В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!