КУКЛОВОД

Новости

Взгляд в "Секретные окна" (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКнигиКомментарии: 1

Один из многочисленных писательских анекдотов, которые вы найдете на страницах "Секретных окон", рассказывает про критика, отозвавшегося о некоем толстенном романе примерно в таком духе: "Советую, во-первых, не читать эту книгу, а во-вторых, если уж вы все-таки начали читать, не уроните ее случайно себе на ногу". Так вот, разбавленный парой-тройкой коротких рассказов сборник эссе и интервью Стивена Кинга определенно не стоит читать тем, кто уже достаточно хорошо знаком с творчеством автора, равно как и тем, кто ценит прежде всего художественную литературу. А вот тем, кто лишь недавно открыл для себя миры Короля Ужасов и желал бы узнать автора получше, заглянуть в "Секретные окна" можно. Но имейте в виду, что каких-то больших и великих секретов за этими пыльными стеклами не упрятано - откроют они вам отнюдь не вид на мрачный дивный сад, а так - несколько глиняных горшков с кустиками какой-нибудь ежемалины.

Забавно, что не так давно я писал предисловие к антологии "Самая страшная книга 2019" - а это уже шестая такая ежегодная антология, и, знаете, с каждым разом все труднее найти какие-то свежие слова и темы для очередной беседы с читателями (ибо столько уже сказано!) - и подумал, что еще ни разу всерьез не рассуждал о мистере Кинге. Хотя, если вы пишите хоррор, а тем более если вы пишите о хорроре, то Стивен Батькович вечно вертится где-то рядом: выглядывает из-за угла, прячется в кустах или под кроватью. Так что я назвал это предисловие "И, наконец, про Стивена Кинга" - чтобы затем в нескольких сотнях слов описать вовсе не Кинга, а то, каким примером его фигура стала для отечественных авторов ужасов и мистики.

И вот, по прошествии месяца, я читаю "Секретные окна" и снова думаю о нем.

Как и многих из вас, меня можно назвать поклонником Кинга. Но при этом далеко не все произведения мэтра мне по нраву. Я ценю прозу молодого (и голодного) Кинга. Его первые романы, замечательные первые сборники рассказов - и поздний сборник "Лавка кошмаров" мне тоже по душе, пусть там и совсем мало ужасов. Но, к примеру, "Бессонницу" я осилил с большим трудом, а "Темную башню" бросил читать на третьем или четвертом томе, потому что это вовсе не "один большой роман", как говорит сам автор, а ебучая графомания, сериал, предназначенный для выжимания бабла, и слабо завуалированные страдания пожилого дядьки с ослабевающей потенцией (об этом мне сообщил мой внутренний фрейдист, так что все претензии - к этому маленькому засранцу).

В общем, далеко не все, что Кинг написал в художественной прозе, мне интересно. Но при этом я всегда с громадным удовольствием читал (читаю и читать буду!) всевозможные авторские предисловия, послесловия и прочую публицистику Кинга. Читая "Секретные окна", эту маленькую и во многом вторичную (и при этом баснословно дорогую) компиляцию, я вдруг с удивлением понял, что в некотором роде я - фанат Кинга-публициста.

Да, если чем эта книга и хороша, то точно не ценником. Зато она, подобно "Пляске смерти" и "Как писать книги", дает нам представление о Кинге-публицисте, о Кинге-ораторе. Здесь мало по-настоящему свежих, не публиковавшихся ранее текстов, и это громадный минус. Но лично мне было любопытно перечитать многое из того, что я уже читал, именно по-соседству с другими текстами подобной направленности. И пусть это ни в коей мере не послужит оправданием издателям, умудрившимся половину книги отдать на перепечатывание одной из частей "Пляски смерти" (тьфу на вас, крохоборы-капиталисты), но в формате такой компиляции можно действительно взглянуть на Кинга под новым углом.

Например, можно сравнить то, как пишет предисловия Кинг, с предисловием, написанным для "Секретных окон" его другом, коллегой и пару раз соавтором Питером Страубом. Вы заметите, как натужно пытается шутить "под Кинга" последний - вообще-то большой мастер мрачной и атмосферной прозы - и поймаете себя на мысли, что Страуб пишет скучно, хотя вроде как об интересном (ведь сам по себе Кинг - это интересно). И вскоре после того, как добьете нудное вступление, вас с головой накроет легкий и зажигательный стиль публицистики и публичных выступлений самого Кинга. Возможно, тут дело в национальных чертах, подумаете вы - ведь Страуб живет в пресной, знаменитой своими унылыми чаепитиями Англии, а Кинг - американец с ирландскими (вроде бы) корнями, и как всякий успешный американец - он умеет продавать себя.

Или можно сравнить интервью Кинга разных лет и подметить, что всеми любимый и уважаемый Стивен - весьма лукавый малый, отчасти даже позер. Раз за разом он объявляет, что совершенно не умеет и не любит толкать речи, после чего выдает выступление на уровне крепкого стэндап-комика. Трудно не заметить, что в загашнике у Кинга есть готовый набор из нескольких юморных историй и продуманных шуток (и мыслей о себе и творчестве), с которыми он "гастролирует" на протяжении многих лет. Вы подметите, что Кинг никогда не прочь мимоходом попиарить свой новый (на момент интервью, выступления или написания статьи) роман, и что в зависимости от темы романа он может говорить разное - и то, что он говорит, не всегда будет правдой.

Вот он напропалую рекламирует "Мешок с костями" и заявляет, что верит в Бога, верит в призраков, и что в этой книге он впервые пишет про секс. Серьезно? Это после "Игры Джеральда", после педофилии в "Полицейском из библиотеки", содомии в "Противостоянии" и той самой сцены в финале "Оно"?.. Или вот он пишет о том, как у него вызревала идея "Оно", а позже выступает где-то и вновь говорит о том же - только заметным образом "редактирует" историю, потому как одно дело писать, а другое дело - болтать, в разговоре можно и опустить некоторые подробности. И история создания "Оно" превращается в очередной анекдот от Кинга, хотя изначально была детальным пошаговым рассказом о том, как автор вынашивал свою идею.

И уж совсем весело сравнить то, как позиционировал себя Кинг на протяжении многих лет (это отлично видно по текстам, представленным в "Секретном окне") с тем, как он же позиционирует себя в последние годы. Знаете, с некоторых пор (подозреваю, что с тех самых, когда перед ним начали маячить перспективы получения неких "серьезных" литературных и государственных наград) Стивен Батькович любит то тут, то там как бы между прочим намекнуть, что, мол, он-то сам никогда не считал себя "автором хоррора". Он, дескать, считает себя автором саспенса (это он говорил поначалу), а то и вовсе "знай себе просто писал", а на него все время клеили какие-то ярлыки. Ага, ну да, конечно: это говорит тот самый мужик, который несколько десятков (а то и сотен) раз до этого повторял: "я пишу ужасы", "мне нравится пугать людей", "я хочу затащить читателя в темную подворотню и держать его там, пока он не завизжит от ужаса".

Вряд ли сам Кинг желал, чтобы мы, опытные кинговеды, подмечали подобное и делали такие вот выводы о нем. Так что еще раз не рекомендую читать эту книгу тем, кто с творчеством Короля хорошо знаком. Это во-первых. А во-вторых, если уж вы все-таки начали таращиться в "Секретные окна", то будьте готовы увидеть в зарослях ежемалины несколько отвратительных гусениц - и пусть эти мелкие и, возможно, не очень приятные открытия, не испортят вашего мнения о любимом авторе.

Мне вот - не испортили, потому что кто из нас без греха? Точно не я, ведь в этой рецензии имеется ненавязчивая реклама и моей собственной книги...

Ознакомительный фрагмент:

Скачать: PDF

Превью:

PDF

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 334.

Комментариев: 1 RSS

  • Просто компиляция из предисловий и глав других книг. Как раз сейчас в процессе чтения, но читаю не как цельную книгу а одну главу раз в пару дней, как будто авторские колонки в еженедельной газете. Таким образом эта какофония оставляет более приятные впечатления.

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!