Затмение. Рецензия ЗУ

НовостиРецензииКиноКомментарии: 2

43-летний испанец (рожденный в Чили) Алехандро Аменабар - человек в мире кино более чем заслуженный и уважаемый, в том числе и в жанре ужасов и триллера. Дебютная полнометражка Аменабара, которая носила говорящее название "Дипломная работа" (1996), рассказывала о студентке киношколы, в руки которой попало видео со снаффом. Молодой режиссер был удостоин сразу двух премий Гойя (испанские "Оскары") - за лучший дебют и лучший сценарий. В дальнейшем Алехандро собрал приличную коллекцию кинонаград, включая премии Берлинского кинофестиваля, Европейской киноакадемии, Венецианского кинофестиваля и Оскар. Как часто бывает, талант был (а Аменабар безусловно очень талантлив, причем его талант многогранен, он не только снимает свои фильмы, но и пишет к ним сценарии и, часто, музыку) замечен голливудскими продюсерами: в 2001 году по собственному сценарию он снимает мистический хоррор-триллер "Другие" с Николь Кидман. Лента, в чем-то подобная знаменитому "Шестому чувству" М. Найт Шьямалана, имела бурный успех, при бюджете в семнадцать миллионов долларов собрав по всему миру более двухсот миллионов. Казалось, перед Аменабаром теперь открыты двери любой крупной голливудской киностудии, но две свои следующие картины ("Море внутри", 2004, и "Агора", 2009) он выпускает в Европе. И лишь в 2015 году разражается лентой "Регрессия" (Regression), в российский прокат попавшей под названием "Затмение" - довольно-таки скромным по части бюджета канадо-испанским триллером с участием актеров известных, но не входящих в когорту звезд класса "А": Этана Хоука ("Синистер", "Судная ночь", "Патруль времени"), Эммы Уотсон (Гермиона из "Гарри Поттера") и Дэвида Тьюлиса ("Вселенная Стивена Хокинга", "Обитель проклятых", "Омен").

Учитывая приведенный выше солидный послужной список режиссера и, главным образом, памятуя о "Других", мы невольно ждали от Аменабара чего-то не менее удивительного и впечатляющего. Оправдались ли наши ожидания? Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Но начнем, как полагается, с самого начала, с сюжета. История стартует быстро, с первых же сцен - и почти сразу же начинается хитросплетение разных линий, позволяющих предполагать что угодно. В полицию небольшого городка обращается священник из местного прихода: у него в церкви укрылась 15-летняя Анджела Грей (Уотсон), которая утверждает, что подверглась сексуальному насилию со стороны собственного отца. Удивительное дело, но сам нерадивый папаша ничего, в принципе, и не отрицает. Ударившийся в религию бывший алкоголик лишь говорит, что не может вспомнить, чтобы причинял любимой дочуре вред. Детектив Киннер (Хоук) обращается за помощью к психологу (Тьюлис), который, используя метод регрессивного гипноза, добивается от подозреваемого признания. Казалось бы, на этом можно ставить точку, ан нет. Во время сеанса гипноза Грей-старший "вспоминает", что сам свою дочь не насиловал, нет, это делал другой мужчина, а он только снимал на камеру. Ниточка разматывается все дальше и дальше, круг подозреваемых ширится, и вот речь уже идет о тайных оргиях и ритуалах с человеческими жертвоприношениями...

Для такого рода картин (а здесь можно вспомнить, наряду с "Другими" и "Шестым чувством", еще и "Первобытный страх", "Пилу" и массу иных триллеров, построенных на неожиданных поворотах сюжета) наиболее важно, как нам кажется, уметь погрузить зрителя в основной сюжет, увлечь его, заинтриговать, заставить поверить в происходящее, чтобы в итоге сюжетный твист был подобен резкому удару поддых и выбивал бы почву из-под ног аудитории. Эффект "вотэтоповорот", если угодно. И вот как раз здесь "Затмение" скорее проваливается, чем нет, будучи во всем остальном очень крепкой работой. Ни к актерам, ни к визуальной составляющей нет ровным счетом никаких претензий, а вот сюжет прихрамывает, даром что "основано на реальных событиях". Возможно, виной тому то, что сам Аменабар так и не решил, о чем же он снимает кино - о "первородном зле" или о "массовой истерии". Пресловутый "твист" предугадывается задолго до того, как происходит. И, как следствие, возникает недоверие к героям картины, которые, кажется, не видят какие-то совершенно очевидные вещи, не следуют обычным (и логичным) вроде бы процедурам, а умные рассуждения об агностицизме и вере выливаются в поведение, несвойственное ни агностикам, ни особо верующим.

"Затмение" ни в коей мере не дотягивает до уровня "Других", но остается не самым плохим образчиком жанра. Просто не стоит ждать от фильма чего-то выдающегося - тогда будет проще получить удовольствие от просмотра.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1136.

Комментариев: 2 RSS

  • У меня и раньше не было большого желания этот фильм смотреть, а теперь и вовсе желание пропало. Тем более, что я не считаю Аменабара сколь-либо значимой фигурой для жанра ужасов (да и вообще для кинематографа) и фильм «Другие» мне не нравится.

    • "Другие" в свое время понравился, но "Затмение" правда послабее. Хотя один раз посмотреть вполне можно, а кому-то пришелся по душе настолько, что и пересматривают. Как минимум - это крепкий середняк.

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!