Новости

Жанровое бессознательное: очень абстрактное рассуждение о фильмах ужасов

РазноеКиноКомментарии: 8

Все нижеследующее - невнятные формулировки непродуманных мыслей. Кто не спрятался решил почитать, я не виноват.

Представим на минутку, что психоанализ – это не только дискредитированная терапевтическая практика и популярный культурный миф, но и научная теория. Попробуем поверить в то, что у человека действительно есть некое Бессознательное. Тогда, что логично, бессознательная сторона есть и у всего, что человек делает. Так, Джеймисон вводит понятие "политическое бессознательное", а Рансьер"эстетическое бессознательное". Можно предположить, что существует и особое "жанровое бессознательное", например, в системе жанров голливудского кино. Если согласиться с набором этих шатких гипотез, то следует признать, что таким "жанровым бессознательным" являются фильмы ужасов. В каком же именно смысле?

1) Фильмы ужасов основаны на механизме "возвращения вытесненного". О том, что именно этот механизм формирует чувство жуткого в искусстве и жизни, писал еще Фрейд. Но в данном контексте можно говорить о вытеснении и подавлении в системе жанрового кино. Например, вестерн основан на подавлении женщин (приз для мужчины-героя) и, скажем, индейцев (которые делятся на плохих – врагов и хороших – союзников, но в любом случае они стоят на ступень ниже чем белый человек). Нуар, мелодрама, да фактически любой жанр классического Голливуда (мы не берем ревизионистское кино Нового Голливуда), рассматривает женщину исключительно как объект сексуального желания или жертву, "деву-в-беде". А в хоррорах женщины превращаются в палачей ("Я плюю на ваши могилы") и чудовищ ("Экзорцист", "Кэрри", японские фильмы ужасов). В этом плане предельно показателен фильм "Кэрри", где главная героиня превращается в монстра именно в тот момент, когда достигает пика шаблонного мелодраматического сюжета – становится королевой выпускного бала, превращаясь из гадкого утенка в прекрасного лебедя. И снова резко – в жесткого убийцу с паранормальными способностями. Точно также можно было бы показать, что фильмы ужасов о демонизированных детях появляются в момент, когда в зенит входят семейные фильмы и сериалы. Зловещие духи индейцев, мстящие за строительство американской цивилизации на их могилах - тоже нередкий сюжет хорроров, возвращающий вытесненное в вестернах.

2) Не все фильмы ужасов основаны на "возвращении вытесненного". Например, в слэшерах женщины по-прежнему являются жертвами, объектами сексуального желания, а также насилия, пыток и истязаний. Но эта схема, где мужчина доминирует, а женщина подчиняется, в слэшерах показана откровенно, прямо и жестоко, в то время как в других жанрах она тоже является стержневой, но завуалированной и скрытой. В этом смысле ужасы – это разоблачение жанрового бессознательного, бессознательных схем и стереотипов, лежащих в основе других жанров. В то же время маньяки в слэшерах зачастую сексуально ущербны и женственны (носят женскую одежду или, как в "Пятнице 13", являются женщиной), а их жертвы, особенно выжившие девушки, мужественны, что опять же визуализирует "возвращение вытесненного" и переворачивает привычные жанровые схемы.

3) Вспомним сюжет психологической драмы "Выпускник" с молодым Дастином Хофманом. Герой по имени Бэн влюбляется в подругу своей матери, а затем в ее дочь. Он отказывается от аномальной связи со взрослой женщиной ради нормальных отношений с ее дочерью, и ради этого готов преодолеть определенные барьеры. Теперь возьмем сюжет фильма "Психо". Норман Бейтс убивает Мэрион, к которой его влечет, из-за патологической связи с матерью, которой уже нет в живых. В основе обоих сюжетов лежит инцестуальное желание: скрытое и преодоленное в случае с Бэном, явное и патологическое в случае с Норманом. Обыгрывая одни и те же темы, жанры подходят к ним по-разному. Драма показывает социально-приемлемый сюжет. Фильм ужасов показывает его темную, скрытую изнанку.

4) Многие хорроры 70-х, по сути, являются семейными драмами, к этому же жанру относятся и те фильмы ужасов, которые отметились на фестивале Сандэнс в последние годы. Зачем соединять этот жанр с хоррором? Возьмем, например, "Две или три вещи" Годара. Конечно, там гораздо больше всего, кроме семейной линии. Но в принципе тема семьи и отчуждения членов нуклеарной семьи показана очень хорошо, все механизмы этого отчуждения вскрыты и рационально препарированы. Но ведь суть семейных конфликтов именно в том, что чаще всего они скрыты, подавлены и иррациональны. И при их аналитическом рассмотрении эти качества исчезают. В фильмах ужасов замещение и сгущение скрытых желаний и конфликтов порождает визуальную метафору монструозности: разрушение семьи маскируется призраками, которыми одержимы члены семьи или дом в целом, как в "Сожженных приношениях", "Сиянии" или современной "Ведьме". Эта метафора позволяет сохранить иррациональность и, выводя скрытое наружу, в то же время показать насколько семья строится на вытесненных, подавленных страхах и влечениях. 

Попробую обобщить. Фильмы ужасов либо переворачивают традиционные жанровые схемы; либо наоборот показывают их в лоб в более жестоком варианте; либо демонстрируют оборотную, темную сторону жанровых шаблонов; либо метафорически визуализируют иррациональные механизмы, лежащие в основе жанровых схем. Все это и делает хорроры своеобразным "жанровым бессознательным". И пока существует система жанров (даже если одни из них исчезают, а другие появляются), будет существовать и хоррор, занимая в этой системе особое, возможно не очень респектабельное, но необходимое место.

Источник: Зона Ужасов.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 8 RSS

  • Интересные мысли. Хотя я сторонник и апологет иного подхода к жанру: жанр в массовой культуре это "негласный договор" между создателями и потребителями, согласно которому создатели стараются предоставить потребителю что-то, чего тот ждет. В применении к хоррору - создатели фильма ужасов стараются напугать зрителя, а зритель, в свой черед, ждет, что его будут пугать.

    И вот исходя из этого я обнаруживаю близость хоррора таким жанрам искусства как комедия, драма или трагедия - в том смысле, что все они обращаются прежде всего к эмоции. И поскольку их это роднит, то сюжеты комедий легко трансформировать в сюжет фильма ужасов (и наоборот). Отличный пример подобного - "Прочь" Пила, сюжетная завязка которого (темнокожий парень едет знакомиться с родителями своей белой девушки) идеально подошла бы для легкой романтической комедии, но могла бы быть и завязкой драмы, а в итоге стала основой для фильма ужасов. На самом деле очень схожие завязки постоянно встречаются в комедиях, просто вместо противопоставления по расовому признаку мы имеем противопоставление по каким-то другим причинам (возраст, воспитание, социальное положение и т.д.): "Отец невесты", "Знакомство с родителями", "Почему он?" и т.д. и т.п.

    • Насчёт "Прочь" прибавлю, что такой сюжет вообще изначально вырос из столь же остросоциального "Угадай, кто придет к обеду?" 1967 года с практически идентичной завязкой. К слову, тоже получившему Оскар за "Лучший оригинальный сценарий")

    • соглашусь насчет конвенций. и добавлю, что не только комический сюжет можно преобразовать в ужасы, но и мелодраму ("Дракула" Броунинга - "самая невероятная история любви, которую вы когда-либо видели"), и детектив (расследуем преступление и узнаем, что убийца - какаянибудь неведомая хрень), и вестерн с нуаром, как делает Карпентер. Да и мюзикл - например, Рокки Хоррор или Призрак Рая. То есть добавляем определенные эмоции - и меняем жанр. Ну и поскольку страх так или иначе связан с какими-то подсознательными моментами, думаю конвенциональный подход не противоречит описанному: создатели фильмы должны считывать или наоборот формировать в том числе и бессознательные ожидания и реакции.

      Можно сделать еще один шаг. Чтобы пробудить определенные эмоции, необходимы определенные приемы. Поэтому для хоррора в отличие от вестернов или детективов, например, очень важна совокупность приемов, технологий, спецэффектов - то есть стиль. И это делает хоррор очень кинематографичным и интересным для эстетического анализа.

  • Славная статья получилась. Даже не знаю, к чему тут в начале кокетство по поводу "невнятных формулировок". Очень даже внятно. Клеймить психоанализ "культурным мифом" я бы тоже не стал: игнорировать достижения дедушки Фрейда можно, но опровергнуть их в целом еще ни у кого не получилось. Фрейдизм изжил себя, замкнувшись на сексуальности, и тут личность самого Зигмунда оказывает слишком большое влияние на учение, так не должно быть. Вместе с тем он открыл непаханое поле материала, с которым можно работать, а его идеи преобразуются и продолжают приносить плоды вне рамок учения, что и доказывает в частности замечательный текст выше.

    • Культурный миф - ну в смысле как христианство или марксизм. То есть можно не читать соответствующие тексты и все равно быть в курсе, потому что идеи как бы витают в воздухе, растворены в тех же образах искусства и даже обыденном языке

  • По прочтении статьи сразу вспомнился один из шедевров отечественной мультипликации «Пиф-Паф, ой-ой-ой!». Его полная версия из 5 частей, разумеется.

    Нет ничего нового в том, что архетипические сюжеты обыгрываются по-разному в разных жанрах. Но почитать именно про наш любимый жанр как всегда приятно.

  •  Аноним | 10 мая 2018

    Хорошая статья, но таких введений больше не пишите. Они отталкивают.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!