ПРОКЛЯТИЕ

Фэнзона

Зловещее метро — образ метро в российском кинохороре

БлогиКомментарии: 8

Как ни странно это звучит, в статье про ужасы в метро мы упомянем и два фильма, относящиеся вроде бы по определению к совсем иному жанру, но, тем не менее, без них наш обзор будет скуднее.

Итак "Прорыв" прекрасного жанрового режиссера Дмитрия Светозарова, который позже, в эпоху перестройки, снимет несколько хороров в том числе культовых "Псов".

Сделано очень добротно: во-первых, создатели тщательно изучили мировой кинематограф, жанры фильма-катастрофы (композиция ленты исполнена по классическим канонам жанра), фильмов ужасов (чувствуется, например, по эпизоду, когда выбивает заглушки из труб - совершенно мистическая атмосфера), при этом действие выстроено именно на отечественной почве, без "Робинзонов Крузо — членов профсоюза", с сохранением традиций героико-производственных советских фильмов. И, наконец, поставлены мощные оригинальные трюки (прорыв щита, разрушение катка, троллейбус).

Такая чисто хичкоковская находка - хтонический ужас у зрителей от ощущения, что земля может в любой момент разверзнуться. Ленту надо бы восстановить, с сохранением оригинальной озвучки, конечно.

Довольно-таки крепкая работа, достаточно нетривиальная, необычная, этакое сочетание документального и художественного стилей. Любил этот фильм всегда потому, что подземные коммуникации для меня — особая романтика. Он захватывает, завораживает и это при том, что драматургия не такая уж сильная. Но талантливый режиссёр Светозаров выжал всё, что мог, сделав конфетку. Ситуацию также спасает блистательный актёрский ансамбль. К сожалению, многих из них с нами уже нет. Не могу не сказать пару слов о музыке: она зловещая, пронзительная и создаёт особый настрой, особую атмосферу депрессии, мрака. Фильм буквально пропитан этой таинственной, мрачной, мистической аурой, что, кстати, является фишкой многих фильмов Светозарова и, общем-то, идёт только на пользу. Конечно, здесь нет глубинных образов, персонажи не особо ярко прописаны, здесь нет динамики, то есть в немыслимом напряжении данное кино не держит, но он сделан хорошо, талантливо и без всякого пафоса.

Отдельной похвалы операторская работа заслуживает, все сцены сняты просто потрясающе.

В целом, фильм хороший, яркий пример того, как из не особо внятного сценария при желании можно сделать стоящую вещь. Просто замечательный советский фильм катастрофа с вкраплениями элементов триллера, хоррора и пронзительной драмы, аналогом могу привести недавнее "Землетрясение". Потрясающий блокбастер с прекрасными даже для нынешнего времени спецэффектами, талантливой игрой актеров, постановкой кадра и великолепной психоделической музыкой. Очень удачен прием псевдо-документальных съемок. Фильм намного более глубок, чем большинство нынешних лент-катастроф, и явно восходит к традициям романов Артура Хейли.

Следующий воистину культовый фильм на тему страшного метро "Научная секция пилотов", режиссер Андрей И..

Вот что писал об этом фильме критик Александр Федоров:

Вот уж поистине образец стильного фильма! В фантастическом триллере Андрея И "Научная секция пилотов" поражает, прежде всего, потрясающая операторская работа Игоря Клебанова. Все снято под необычным углом зрения, при странном освещении, искажающем выражения лиц персонажей. Лица эти становятся прямо-таки зловещими, если не демоническими. Примерно то же самое можно сказать и по части режиссуры Андрея И. В 1993 году его псевдо документальный фильм о создании засекреченных биороботов "Конструктор красного цвета" наделал немало шума на московском фестивале своими шокирующе- натуралистическими эпизодами. Вот и на сей раз в истории о серийных убийствах водителей поездов в московском метро немало кровавых и жутких сцен, причудливо смонтированных под таинственную музыку Сергея Курехина. Следуя модной ныне тенденции, Андрей И заставляет своих персонажей /особенно женщин/ испытывать чуть ли не сексуальное наслаждение от всей этой жуткой и кровавой игры в подземных шахтах метрополитена…

Конечно, "Научная секция пилотов" не дотягивает до уровня знаменитого "Криминального чтива", но, я убежден, что у этой картины тоже есть свои "фаны"…

От себя добавлю, что это единственный, наверно, ужастик в нашем и мировом кинематографе, где убийцей выступает не конкретный маньяк из плоти и крови, а нечто большее, сакральное, некая сверхъестественная сила, стоящая по определению выше над всем и вся. Современным авторам всяческих "Диггеров" реально взять бы хоть малую каплю опыта из смысловых ужастиков девяностых, но, к сожалению, на действительно гениальном опыте современные сценаристы и режиссеры учится не очень любят, и лучшие традиции постепенно уходят в небытие, как жаль!

"Путевой обходчик" - экранизация одноименного довольно неплохого хоррор-романа Валерия Кречетова. Cдается мне, что некоторые последние российские триллеры лучше читать, чем смотреть. Исходные романы трех последних триллер-хитов "Путевой обходчик", "Любовь и страхи Марии" и "Смерть советским детям" привели меня в бешеный восторг. Экранизации же этих книг тоже по-своему хороши, но увы, уже такого восторга не вызывают почему-то. Но акцентируем внимание на "Обходчике", попробуем увидеть его достоинства и недостатки.

Ну, во-первых, хвала авторам фильма, различные Бу, перенесенные на нашу почву из голливудского опыта здесь внедрены даже слишком хорошо. Образ злой, неотступной, разрушительной силы (эдакий маньяк-терминатор, который не прекратит преследование даже если ему голову отрубить или сжечь) авторам удался. За героев переживаешь, сочувствуешь и прочее, но одно но: мотив эдакой вселенской злобы обходчика в фильме никак не указан в отличии от книги, а это значительно обедняет моральную составляющую фильма.

В книге он был метростроевцем, которого во время обвала бросил предательски умирать друг. Выжив, он озлобился на весь мир и поклялся вырывать глаза всем, кто спуститься в его подземное царство. В книге он был реальным жутким мутантом, а в фильме превратился в ходячую мумию в очках электросварщика. Еще у него был страж, демонический пес… но не буду открывать всех тайн романа, прочтете сами, сравните с книгой, а фильм по-своему хороший, образ зловещего метро, подыгрывающий маньяку, авторам по-моему неплохо удался, а к финалу действие и вовсе становится нешуточно динамичным.

"Метро" тоже формально как бы принадлежит к территории фильмов-катастроф, но! Так сошлось и даже непонятно, чего больше, актёрской игры или операторской работы, но страшно и тревожно было нереально, саспенс на уровне Хичкока, но не ради самого напряжения, а по системе Станиславского, в самом лучшем виде. Ставлю большую ПЯТЁРКУ, но второй раз, наверное, не решусь посмотреть. Очень тяжелый фильм, страшно… А ведь подобная авария была уже в Лондоне, в семидесятых, погибло много людей, там обрушился эскалатор, было еще затопление, не помню подробностей, но жертв было много, вся Великобритания была потрясена, был национальный траур … Кошмар, одним словом! Актеры сыграли просто потрясающе, психологически сценарий удачен, не знаю как насчет технических "ляпов", но то, что в художественном фильме главное — донести до зрителя эмоции, заставить задуматься на данную тему, даже несколько тем — это все было, и это было весьма убедительно! Спасибо всем создателям, особенно актерам, операторам, постановщикам трюков… Детали, характеры, все разнообразие людской менажерии в вагоне метро — все было, а мимолетность страстей и забот наших по сравнению с силой стихии, и также с человеческими недостатками вроде безответственности, невежества … просто физически ощущались на протяжении всего фильма! Повторюсь, вряд ли стануу смотреть еще — страшно, но за первый раз не жалко, фильм сильный.

И наконец недавние "Диггеры". Припоминается старенький-престаренький фильм "Люми", где монстра изображали два человека, два спортсмена-человека, один сидел у другого на плечах. Но пересмотрите, до чего драйвово выглядит то кино, снятое за три копейки - живет в памяти спустя тридцать лет! В "Диггерах" монстра тоже изображал человек, одетый в так называемый костюм монстра. И почувствуйте, как говорится, разницу. Пересмотрите старенький ужастик "Люми" - не разочаруетесь, а это кино сотрется из памяти уже через неделю. Хотя, может, я слишком критичен, не знаю...

Даже метро здесь, увы, не пугает, не вызывает у зрителя ни клаустрофобии, ни паники, к сожалению.

На этом закончим наш обзор о Российских ужастиках в метро.

Фильмография : Советские и российские ужасы о метро.

"Прорыв" (1986)

"Научная секция пилотов" (1996)

"Путевой обходчик" (2007)

"Метро" (2012)

"Диггеры" (2016)

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 8 RSS

  • единственный, наверно, ужастик в нашем и мировом кинематографе, где убийцей выступает не конкретный маньяк из плоти и крови, а нечто большее, сакральное, некая сверхъестественная сила

    Ну, навскидку, может и не назову с десяток фильмов, но то, что такие мотивы присутствуют там или тут - это точно.

    "Путевой обходчик" - экранизация одноименного довольно неплохого хоррор-романа Валерия Кречетова

    Не, Кречетов - автор сценария и продюсер. То есть это не роман, а новеллизация (как и ССД и прочие), сценарий был первичен.

  • А мне фильм "Диггеры" понравился. Напоминает монстр-муви 50-ых. И история неплохая и персонажи приятные. И мне очень понравилось, что монстра в полный рост показали, а не скрыли под операторской мельтешней. "Люми" мне тоже нравится.

    "Научная секция пилотов" мне показалась маловразумительной. Да и "Метро" подобных восторгов не вызвал ...

    • мне тоже "Диггеры" понравились. не понимаю, за что их так ругают. на фоне таких поделок как "Пиковая дама" и "Невеста" приятно выделяются, ИМХО.

      • Да нормальные фильмы "Пиковая дама" и "Невеста", звезд с неба не хватают, но выполнены на достаточно высоком уровне. Те же "Диггеры", при неплохой задумке, реализованы похуже.

      • А мне нравятся и «Диггеры», и «Невеста», и «Пиковая дама». )

    • Ну, "Метро" крепко сделанный фильм, ровный. А у "Диггеров" есть проблемы разные, вроде лишних сцен и персонажей. Вот там как раз "ровности" не хватает, имхо

      • У "Метро" и бюджет гораздо больше и звезды наши в нем снялись. У «Диггеров» есть все недостатки малобюджетного фильма сделанного энтузиастами, но фильм мне все равно понравился. Например, очень классной деталью я считаю персонажа, которой видел будущее.

        Однако, я не говорила, что «Метро» мне не понравился. Я тоже его считаю крепким фильмом и посмотрела с удовольствием. Я имела в виду, что он не вызвал у меня таких восторгов как у автора статьи.

  • "Диггеры" понравились незаезженным сюжетом, хотя само собой шедевром я его не назову, да и не ожидалось от него многого. "Пиковая дама" в финале скатилась в копирку американских хорроров про одержимых (в первую очередь вспомнилась "Шкатулка проклятия" - чуть ли не один в один), а "Невеста" вообще показалась несусветной ересью, даже конкретный пример не могу привести, что именно с ним не так, ибо в голове почти ничего не отложилось, кроме ощущения полного бреда.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!