Фэнзона

Зловещие мертвецы: Эволюция рекурсивности в фильмах ужасов

БлогиКомментарии: 0

"Зловещие мертвецы" были первым фильмом, который я посмотрел на видео в начале 90-х. Ну, может, и не первым, но это точно была моя первая видео-франшиза. В детстве я почти не замечал комических элементов, мне было по-настоящему страшно. Ведь по сути это один из немногих хорроров, лишенных какой-либо аллегорипности, философии и психологии. Просто монстры атакуют людей, кроваво и жутко.

Но испорченный философским образованием и книжками по теории кино, теперь я заметил, что этот фильм определенным образом встраивается в историю рекурсивности в кино. Под рекурсивностью здесь имеется ввиду кино о кино. Типичный рекурсивный сюжет - зловещая видео-пленка в "Звонке", "Синистере" или даже "Видеодроме". Или в "Паранормальном явлении" фиксирующая мистические события камера: сначала фиксирующая, а затем, как мы понимаем, по сути вызывающая их.

Но я буду говорить о другом сюжете: камера как монстр. Попробую наметить три этапа этого сюжета.

1) "Подглядывающий" Майла Пауэлла (1960). В этом фильме камера напрямую используется как орудие убийства. Но, разумеется, и как метафора: камера психоаналитически замещает фаллос и сексуальное желание; камера символизирует объективацию жертв и отчуждение маньяка; камера является зазеркальем, в котором с детства живет преступник. Хотя убийца - обычный человек, которому мы даже сочувствуем, чему также способствует субъективность камеры, он в каком-то смысле монстр: человек-камера, сросшийся с видео, подобно персонажу "Видеодрома".

2) "Шоссе в никуда" Дэвида Линча (1996). Здесь жутковатый персонаж с камерой уже не является убийцей, наоборот становится чистой метафорой - зеркалом, в котором главный герой видит свою истинную жуткую суть. Но несмотря на постепенное развоплощение этот персонаж гораздо страшнее и таинственнее, чем Peeping Tom.

3) Собственно "Зловещие мертвецы", особенно вторая часть. Здесь активно используется субъективная камера, которая отождествляется с монстром (как, кстати, и в "Хэллоуине" за десять лет до этого). Но как таковых чудовищ мы не видим почти до самого конца. Чудовище предстает перед нами лишь как атакующая Эша и хижину камера, несущаяся на бешеной скорости и совершающая немыслимые кульбиты, а затем овладевающая людьми. Стоящее за камерой существо исчезает, окончательно развоплощается и достигает апогея жуткости. Кроме того, такая пиковая рекурсивность усиливается ощущением явной искусственности съемок и многочисленным отсылками к хоррорам предыдущих десятилетий.

Как вы могли заметить, фильмы расположены не в хронологическом, а в логическом порядке: нарастание степени развоплощения и жути. Простите мне это гегельянство, ведь, как говорил философ, если история не подчиняется логике, тем хуже для нее.

Просмотры: 192


    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!