ПРОКЛЯТИЕ

Новости

Что такое постхоррор и как в нем разобраться?

ТопКиноКомментарии: 3

В последние годы классические хорроры в кино и сериалах все чаще трансформируются во что-то новое. Разбираемся с нововведениями жанра на частных примерах — среди которых "Род мужской", вышедший в онлайн-кинотеатре KION.

Постхоррор — вы наверняка слышали этот термин и в глубине души понимаете, о чем идет речь. Но понятие по-прежнему сложно охарактеризовать вербально, учитывая, что эксперты и кинокритики до сих пор не могут четко определить, что относить, а что не относить к постхоррору.

Так называемая "новая волна" хорроров, начиная с середины 2010-х, включает в себя ряд одиозных произведений, которые выделяются на общем фоне триллеров и фильмов ужасов. Картины Роберга Эггерса, Ари Астера, Джордана Пила и других кинематографистов мало похожи на классические "пугалки" — ужас в этих историях нарастает постепенно, а обыденные скримеры отошли на второй план и не создают тот эффект, что раньше.

Откуда появился термин? Из глубин "низкого жанра" — так в 2000-х называли многочисленные попытки повторить успех некогда популярных франшиз, от "Пилы" до "Ведьмы из Блэр". Хорроры еще собирали приличную кассу, но уже тогда ничем не могли удивить ни зрителей, ни критиков — развитие жанра практически стагнировало, если не сказать застопорилось.

Наконец, к середине 2010-х на свет стали появляться новые хорроры (в западной прессе использовался термин elevated horror, в русскоязычной в жанру присоединили "пост"). Их отличало от классического жанра отсутствие стремления к развлечению зрителя, медлительность и даже медитативность. Недовольные зрители считали, что это плохое кино, ведь в нем ничего не происходит — но каждому фильму необходим труд понимания, и постхорроры не были исключением.

Постхорроры практичеки полностью отказываются от скримеров и монстров разнообразной природы, которые снимаются крупным планом. Режиссерам "новой волны" хорроров больше интересны отношения людей, психологический ужин, связанный с тайнами прошлого или загадками настоящего. Главные монстры таятся внутри человека — но не буквально, а метафорически. Авторы постхорроров, как правило, заигрывают с полутонами ужаса, нежели с его прямыми форматами.

Примерами постхорроров являются:

"Род мужской", драма Алекса Гарленда ("Из машины") о девушке, переезжающей в тихую деревню после смерти мужа, и столкнувшейся с навязчивыми преследователями, обитающими в этой тихой английской глуши. Кошмар в жизни главной героини возникает постепенно и весьма неожиданно. Никто в окружающем девушку пространстве не создает предпосылок для дальнейших сложностей. Фильм, к слову, с 22 июля можно посмотреть в онлайн-кинотеатре KION (см. также, что что рассказали о фильме его создатели).

"Февраль", канадский хоррор Оза Перкинса ("Гретель и Гензель"), посвященная двум подросткам из школы-интерната, которые во время зимних каникул встречаются с таинственной девушкой Джоан, которая бежит от таинственного преследователя, имени которого не знает. Саспенс нагнетается постепенно; зритель даже не сразу понимает, что именно его пугает в этой неожиданной встрече.

"Иччи", якутский триллер Костаса Марсаана (см. наше интервью с режиссером) о знакомстве городской девушки с национальными устоями и обычаями семьи супруга, проживающей на проклятой земле, в глубинах которой живет злой дух. Якутский режиссер работает на стыке реальности и фантазии, герои не сразу понимают, что реально, а что является лишь плодом воображения (см. рецензия на фильм от ЗУ).

"Спасительница", британский фильм ужасов от Роуз Гласс, рассказывающий о религиозной девушке-сиделке, которой открывается невиданная доселе истина о природе собственных, не вполне объяснимых способностей. Здесь также подчеркивается дистанция между главной героиней и другими сестрами, верующими в Бога, но не доверяющими своей коллеге по цеху. Благодаря этой дистанции ужас внутри ее святого духа может развиваться безболезненно (для нее самой, но не для окружающих).

"Бабадук", австралийский хоррор Дженнифер Кент о том, как женщина, пережившая смерть мужа, воспитывает родного сына, которому повсюду мерещатся чудовища, получившие реальное физическое воплощение из ночных кошмаров. Встреча с неведомым существом, которого никто толком в глаза и не видел, на протяжении всего фильма нагнетает интригу, замешанную на психологизме и чувстве дискомфорта (см. рецензия на фильм от ЗУ).

Источник: Зона Ужасов.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 3 RSS

  • Хорошая статья, спасибо. Обращу внимание на Saint Maud, как-то прошла мимо меня эта картина.

    Будущее за постхоррором)

  • Если про "Бабадука" вспомнили, то и мимо "Оно следует" проходить нельзя

    • Согласен. Редкий пример кино которое как бы авторское и как раз из т.н. пост-хоррора, но при этом смотрится легко и непринуждённо.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!