Новости

Может ли быть шедевром фильм ужасов?

ОпросыКиноКомментарии: 56

На днях моя ученица и один из моих учителей в не связанных между собой беседах высказали убеждение, что фильм ужасов не может быть шедевром. Позволю себе процитировать одно из высказываний:

Я вообще слабо представляю, что такое "шедевр" в ужасах. Это явно не тот жанр, где нужно показывать мастерство. Триллер, драма - да, а тут пожалуйста либо что-то жёсткое, либо эффектную нагнетающую обстановку.

Я думаю, что это довольно распространенная точка зрения. Во-первых, он связана со снисходительным отношением к массовому жанровому кино вообще. Во-вторых, действительно, огромная доля хорроров - это эксплуатация, треш, кэмп, B-movies, а если мы берем современные фильмы - просто коммерческие проекты по быстрому сбору бабла с помощью франшиз и ремейков. И все-таки я уверен, что фильм ужасов может быть шедевром, что это такой же жанр, как и любой другой, в нем есть свои вершины, как и свои провалы и куча банальщины.

Для начала разберемся в том, что такое шедевр? Речь не идет о некоем гениальном произведении, перевернувшем представление о том, что такое кинематограф. С точки зрения истории кино жанр ужасов оказал огромное влияние в поворотных точках развития кинематографа, но скорее в технических и организационных аспектах, нежели в эстетических и концептуальных (например, именно "Челюсти" способствовали возникновению блокбастеров и концу "Нового Голливуда" с его независимым авторским, режиссерским кинематографом). Но если посмотреть на изначальный смысл слова "шедевр" - то это просто образец мастерства, лучшая вещь, позволяющая подмастерью стать мастером. Возможно ли такое в жанре ужасов? Конечно. Ведь любой режиссер хорроров сталкивается с теми же проблемами, что и другие режиссеры, и может решать их с большим или меньшим мастерством. Что это за проблемы?

1) Дилемма реализма/фантастики. В истории кино мы можем условно выделить две линии - линию Люмьеров и линию Мельеса, т.е. установку на максимальную реалистичность кинематографа и наоборот на его возможности для воплощения самых необычных фантазий и самого дикого воображения. Сам кинообраз с одной стороны обладает предельной реалистичностью фотографии, а с другой стороны, благодаря возможностям камеры, монтажа и спецэффектов, - может быть предельно фантастическим и даже галлюцинаторным, близким к сновидениям.

Особенность фильма ужасов в том, что он должен ходить по тонкой грани между реальностью и вымыслом, заставить нас поверить в невероятное, сделать невозможное возможным. Если фильм слишком реалистичный, в смысле слишком заземленный, близкий к повседневности, как, например, "Зависимость", то он становится просто скучным (в этом фильме вампиризм - очевидная метафора депрессии, наркозависимости, философии, настолько, что это уже даже сложно назвать хоррором). Если фильм слишком фантастичный, зрителю сложно поверить в происходящее, фильм не цепляет и не получается. Возьмите, например, большинство хорроров 50х: в силу картонных декораций и пластмассовых спецэффектов, а также диких сюжетов (вроде "Землероек-убийц" с переодетыми собаками), эти фильмы не столько скучны, сколько смешны.

А теперь давайте возьмем "Ведьму из Блэр". С одной стороны - предельно реалистичное кино, положившее начало целому жанру "найденной пленки". С другой стороны, оно заставляет нас поверить в существование того, что мы даже так и не увидим на экране до конца фильма - чистого воображаемого. Без всяких спецэффектов, с минимальным бюджетом и элементарными технологиями этот фильм держит внимание от начала и до конца. В каком-то смысле это аналог "Новой волны" в европейском кино, одной из характеристик которой является смешение документального и художественного. Конечно, мы не будем ставить Мирика в один ряд с Годаром, и все же это тоже шедевр, хотя бы в рамках жанра.

По тонкой грани реального и воображаемого ходят "Мартин" Ромеро и "Одержимость" Жулавски, по-разному заставляя зрителей сомневаться в том, что же мы увидели: психологическую драму или фильм ужасов?

2) Дилемма немонтажного/монтажного кино. Иногда два этих типа кинематографа называют "прозрачным" (минимальный монтаж не мешает нам воспринимать историю) и "непрозрачным" (форма привлекает к себе внимание не меньше, чем содержание, затрудняя восприятие истории и переключая на визуальную составляющую). Эту дилемму условно можно назвать линией Cнеореализма и линией "Новой волны". Я уже сравнивал две экранизации "Нечто" и "Вторжения похитителей тел". Основная идея моего сравнения как раз и заключалась в том, что старые экранизации, с минимумом монтажа и операторской работы, смотрятся менее динамично и страшно, чем более поздние и более монтажные экранизации. Но есть и примеры с другой стороны, когда монтаж и разного рода спецэффекты (стоп-кадры, экспозиции, полиэкран, рапид, диафрагма, анимация) превращают хоррор скорее в пародию на жанр, настолько они бросаются в глаза, превращаясь в "обнаженные приемы". Речь идет о фильме "Дом". Но вот если мы возьмем "Ночь живых мертвецов" 1968 года, то увидим, что короткий, рубленый монтаж и необычные ракурсы здесь полностью оправданы, не мешая восприятию истории и создавая необходимую атмосферу напряжения и динамики. Опять же, фильм Ромеро по многим приемам очень напоминает "На последнем дыхании" Годара, и это тоже шедевр в своем жанре.

3) Дилемма нарративное/ненарративное кино. Любой фильм рассказывает историю и является неким нарративом, повествованием. Но есть и другие варианты кинематографа, скажем абстракционизм или сюрреализм, где сюжет считывается с трудом или вовсе отсутствует, как и смысл. Другая разновидность ненарративного кино - exploitation, где насилие, секс или что-то еще выступают на первый план и отодвигают историю на второй план. Да и во многих мюзиклах шоу-стопперы - песни и танцы - важнее повествования. Для фильма ужасов ненарративные компоненты очень важны - графическое насилие, шок, жестокость, педалирование эмоций страха, отвращения и собственно ужаса. Возможны варианты хорроров, где именно эти моменты и выдавливают своей массой историю. Например, само название поджанра torture porn очень много говорит о его целях, хотя и здесь есть "Пила" - своего рода шедевр. Какая-нибудь "Человеческая многоножка" - хороший пример того, что получается, если оставить в фильме только это вот все. С другой стороны, можно взять классические хорроры, снятые в 40-е под руководством продюсера Вэла Льютона. "Кодекс Хейса" вынудил убрать из "Людей-кошек" и "Я гуляла с зомби" почти любые элементы насилия и жестокости. При этом фильмы интересно смотреть, так как в них именно хорошая история, а также есть некоторые монтажные находки и приемы, связанные с операторской работой и использованием света. Но все-таки фильмы эти сейчас совсем не страшны. То же самое можно сказать и о первом "Дракуле" Тода Броунинга. А вот хороший пример шедевра, которому удалось объединить нарративные и ненарративные компоненты - это "Челюсти" Спилберга. Элементы шока и кровищи в них сочетаются с идеально построенной историей и детально прописанными персонажами - look и hook в терминологии фильмейкеров.

Как мы видим, основная сложность жанра ужасов состоит в том, что в нем нельзя выбрать один вариант дилеммы и отказаться от другого. Скажем в психологической или социальной драме мы можем сделать акцент только на нарративе, реализме и минимальных выразительных средствах, как это сделано в "Похитителях велосипедов" Витторио де Сика. В фантастике мы можем ограничиться вымыслом, бешеным монтажем и экшн-сценами, как в "Трансформерах" Майкла Бэя. А вот хороший хоррор должен как-то совместить все эти несовместимые элементы. И если получается - мы снова и снова с замиранием сердца можем смотреть такие шедевры, как "Техасская резня бензопилой", "Чужой", "Сияние", добрую половину фильмов Джона Карпентера и... дальше каждый сам может вписать свои любимые фильмы.

Источник: Зона Ужасов.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 56 RSS

  •  Аноним | 3 апреля 2018

    Еще как может. У меня есть небольшая коллекция из 5224 фильмов (80% из них хорроры) и хоррор еще как может быть шедевром.

    От "Чужого" до "Зловещих мертвецов", от "Сонной лощины" (1999) до "Факультета", от "Омена" до "Экзорциста", от КНУВ до "Хэллоуина", от "Псы-воины" (2002) до Ганнибала Лектера, от "28 дней спустя" до "Девятые врата", от "Кроваво-красное" до "Мести нерожденному"...

    Этиз фильмов не так много, но каждый ищ них отшлифованный годами алмаз.

  •  Аноним | 3 апреля 2018

    Ох, простите, я не совсем понял суть статьи. Статья о том, может ли быть фильм ужасов шедевром или как именно фильм ужасов может быть шедевром?

    • думаю, если показать, как именно хоррор может быть шедевром, то будет доказано что он в принципе может быть шедевром, хотя лично я в этом и так не сомневаюсь:) Кроме того, доказать это можно и другими способами, разумеется.

      • Если отставить в сторону всевозможные аудиовизуальные, технические эксперименты, сюр и т.п., то как правило "шедеврами" признаются фильмы, глубоко затрагивающие эмоции зрителей. Поэтому чаще мы говорим о шедеврах-драмах, шедеврах-трагедиях, шедеврах-трагикомедиях. В этом смысле в хорроре шедевры даже чаще будут появляться, чем в боевиках, детективах и т.п. кино, поскольку хоррор все-таки обращается в первую очередь к эмоциям.

        •  Аноним | 3 апреля 2018

          Техническое исполнение тоже имеет значение. Вот есть красивый алмаз, редчайшей красоты. Но ведь он станет еще красивее, если его огранить и превратить в бриллиант, так ведь? А разве в искусстве не точно так же?

          Вот Восставший из ада 10 глубоко затронул мои эмоции. Но шедевр ли это? А шедевр ли первая часть "Восставшего"? И в чем между ними разница? Давайте обсудим.

      •  Аноним | 3 апреля 2018

        А вы покажите лучше, почему хоррор может быть шедевром. Мне вы ничего не доказали. Но статья все равно интереснейшая.

  • Спасибо за статью, было интересно!

  • Лол) "Дракула" Копполы - абсолютнейший безукоризненный шедевр. "Челюсти" Спилберга. "Изгоняющий Дьявола" Фридкина. Первый "Хэллоуин" Карпентера. И т.д. и т.п. Среди ужастиков не мало абсолютных шедевров имеется.

  • Попробую еще раз коротко сформулировать свою мысль. Шедевр - термин изначально ремесленный, означающий определенную степень мастерства. Это вовсе не какое-то громкое звание, которое нужно присуждать. Имхо , если есть какая-то сложная проблема, и она творчески решена, то вот он шедевр. Как я попытался показать, снять фильм ужасов сложно, сложнее, чем в других жанрах. И если режиссеру удалось найти некую золотую середину между определенными альтернативами, то шедевр готов. И, конечно, соглашусь, что фильм при этом должен затрагивать эмоции и, возможно, поднимать какие-то мировоззренческие проблемы, хотя это не обязательно, т.к. кино это изначально некая разновидность развлечения, аттракциона. И критерии "шедевральности" у меня в отношении кино пониженные, это не литература, где все сложнее, где простое ремесло уже не срабатывает.

    Но конечно можно поспорить о понятиях и сказать, что шедевр это нечто гениальное, непревзойденное, или что-то еще, и что это все субъективно. И с Гринуэем я согласен. И да, жанровое кино не может выйти в поле чистого искусства.

    Но я говорю лишь о ремесленной, технической стороне дела. О других аспектах буду думать, ваши комментарии в этом смысле очень мне важны.

    Интересно вообще подумать о месте кино в иерархии искусств, о месте жанрового кино в иерархии кинематографа и о месте ужасов в иерархии жанровых фильмов:) Но это наверное предмет для отдельного трактата вообще.

    • И, конечно, соглашусь, что фильм при этом должен затрагивать эмоции

      Очевидно, что фильмы ужасов стремятся пугать зрителя, то есть сама природа жанра такова, что обращается к эмоции.

      •  Аноним | 4 апреля 2018

        Да любое искусство обращается к эмоции. У человека ведь есть эмоции, они движут им, разве не так? Кстати, не только искусство, но даже математика обращается к эмоции. Математики ценят не просто решения, а красивые решения.

        • Да и страх лежит в основе любого жанра. За Бастера Китона, выделывающего свои головокружительные комедийные трюки, мне страшно не меньше, чем за Лори из Хэллоуина. А документалка "Ночь и туман" про лагеря смерти пострашнее любого хоррора.

          • Возможно, я не достаточно четко выразился. Если говорить именно о жанрах, то, например, принадлежность к жанру фантастики определяется наличием фантастического допущения. То есть тут не важно, какие эмоции создатели фильма пытаются вызвать. В хорроре эмоция - это нечто основополагающее. Если создатели фильма ужасов не пытаются напугать зрителя - значит они не фильм ужасов снимают. Поэтому для хоррора как для жанра эмоции - это главное. Как и для комедии. А для фантастики как для жанра не важно, пугает фильм, смешит, вызывает слезы или что-то еще - вне зависимости от эмоциональной составляющей фантастика остается фантастикой просто при наличии фантдопа. Аналогично с детективом, боевиком и т.д.

    •  Аноним | 4 апреля 2018

      Вы спрашиваете, какое место в иерархии искусств занимает кино. Может, это тоже определяется отдельно взятой личностью? Я первое место в иерархии искусств отвожу графике, потому что ею можно творить настоящие чудеса и она при демонстрации своего сюжета делает это не так наглядно, как живопись. То есть на живопись смотришь, и она более-менее достоверно передаёт реальность, во всяком случае, классическая живопись. А графика задействует воображение. При просмотре графики какие-то элементы и детали тебе нужно домысливать. За это я люблю её больше всех остальных искусств. Для меня она первая в иерархии.

      Кино я отвожу невысокое место, потому что оно задействует воображение по минимуму, но есть, к примеру, такой фильм, как "Побудь в моей шкуре", и он заставляет зрителя думать, почему что и как. "Побудь в моей шкуре" - это фактически видеокартина.

      Литературе я отвожу, пожалуй, третье место, потому что она не так наглядна, как изобразительное искусство и музыка. Изобразительное искусство может воздействовать даже на животных, а музыка - и на растения. Кроме того, англичанин не может читать русскую литературу без знания русского языка, и наоборот - русскому нужно знать английский язык, чтобы читать Шекспира в оригинале. Да, есть переводчики, но мне это ограничение литературы всё равно не нравится. Пушкин преимущественно русский феномен, а не мировой, именно в силу сложности перевода его стихов хотя бы на тот же английский, как пишут в книге "100 лучших писателей". А Яна Никитина, современного поэта, попробуй корректно переведи! У него вообще свой собственный язык на основе русского.

      Можно было бы поставить музыку на первое место именно из-за её влияния на все живые существа, но я лично больше воспринимаю картинки, образы. Музыку тоже воспринимаю, но почему-то хуже. И опять же, меня больше волнует, что воспринимают люди, а не животные и растения, потому что я не животновод и не агроном. Да, музыка более универсальна в плане воздействия, но я её не вижу, а вижу я картинки из реального мира. Поэтому моя иерархия искусств такова:

      1. Графика. Живопись тоже, но немного меньше.

      2. Музыка.

      3. Литература.

      ...

      ? (в последних местах) - кино.

      Но у вас, у других посетителей ЗУ может быть своя иерархия искусств. Так покажите её.

      • Это было интересно. Про свою иерархию буду думать.

      • Я как-то не вижу смысла в составлении иерархий искусств. Получается, что мне придется сравнить «Повар, вор, его жена и ее любовник» с «По ком звонит колокол» и Чайковским, а потом решить, что Босх все равно лучше их всех. Я так не могу. Я люблю все эти произведения и не хочу выбирать и строить иерархии.

  • Вот еще одна мысль такая. Возьмем фильм "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса. Это номер 1 почти во всех рейтингах кинокритиков и режиссеров. Но согласятся ли с этим зрители, большинство которых и не слыхало, что это лучший фильм всех времен и народов? А продюсеры, которые потеряли свои деньги на этом фильме? А ведь кино существует именно в этом четырехмерном пространстве: режиссер-продюсер-зритель-критик. И мнение каждого должно учитываться. А есть еще искусствоведы, которые пытаются судить объективно и не предвзято.

    Но предположим, мы найдем некий фильм, по поводу которого все будут согласны, что это супергениальное произведение и непревзойденная вершина творческой мысли. Можно ли будет сравнить такой фильм по степени глубины рассмотрения философских и психологических проблем и соответственно по степени влияния с шедеврами литературы? Мне кажется, любое кино, не важно экранизация или нет, никогда не достигнет по уровня литературы как вида искусства. И соответственно критерии к кино должны применять немного другие, более сниженные, более ремесленные опять же.

    •  Аноним | 3 апреля 2018

      "Психо" Хичкока подойдет? Кино, которое нравится всем. При этом без сомнения хоррор.

      Ваши изыскания интересны, но сложноваты для обычного зрителя хоррора. Когда лично я начинаю просмотр какого-либо хоррора - меня лично мало волнуют проблемы философии и психологии.

      • "Психо":

        При этом без сомнения хоррор

        Или психологический триллер?

        •  Аноним | 3 апреля 2018

          В том числе. Даже на IMDB в жанрах указано Horror.

          Куча премий, номинаций, восторгов от критиков и зрителей.

          Вопросы психологии (психииатрии) - без сомнения...Вопросы философии - конечно. Воровать - плохо, любить мумию мертвой мамы - плохо...

          Аудиовизуальный ряд - выдающийся. Техничесуи кино снято на заоблачном уровне.

          • Тут даже спорить не буду, это masterpiece. Я показал современным подросткам, они офигели. Например, для них было невероятным то, что вроде как главную героиню почти сразу убивают и сюжет фильма резко переключается на другой. Даже такая простая вещь сих пор производит впечатление даже на перекормленных хламом зрителей.

  •  Аноним | 3 апреля 2018

    Надо было внятней формулировать мысль: может ли быть фильм ужасов в своем жанре или может ли быть фильм ужасов в рамках кинематографа.

    Но в целом материал, конечно, забавный. Хотя подача, имхо, местами хромает и вызывает желание возразить.

    • Спасибо, что не критикуете грамотность. Я перечитал и ужаснулся. Текст скорее хоррор, чем шедевр:) Забываю все время, что после сохранения его нельзя редактировать, а это очень жалко.

    • Конкретной критике и возражениям буду рад. Для того и публикую, чтобы отточить стиль и мысль, без фидбэка никуда.

      •  Аноним | 4 апреля 2018

        Я боюсь, что если начну делиться своими соображениями и возражениями - то придется писать примерно столько же :)

  • Фильм любого жанра может быть шедевром, имхо.) Тут не в жанре дело, а в самом фильме.

    •  Аноним | 4 апреля 2018

      Конечно!

      • абсолютно согласен. Увы, есть некая тенденция делить жанры на lowbrow и highbrow. Если посмотреть например на сборники кинокритики 70х американские, там фильмы ужасов либо просто игнорируются серьезными критиками, либо третируются как отбросы и шлак. Где-то после 79 года только отношение стало немного меняться. Но и то: большинство кинокритиков принимают хоррор за искусство, если находят в нем какую-то философию, чаще всего свою собственную. А имхо в этом жанре не философия главное.

  • Так как нет четкого определения понятия «шедевр» и критерии оценивания произведений искусства весьма расплывчаты и субъективны, то совокупность шедевров нельзя определить однозначно для всех. Есть фильмы, которые для меня шедевры, шикарные, идеальные и мне безразлично считает ли их таковыми большинство и достаточно ли у них идейных ... днов … дон … днищ … идейных пластов и оказывают ли они культурное влияние на кого-либо. И, разумеется, они есть и среди фильмов ужасов - «Сияние», «The Beyond», «Чужой» …

    •  Аноним | 4 апреля 2018

      Блин... Есть четкое определение термина "шедевр".

      Это с понятием "шедевр искусства" могут возникать сложности, да и то, скорее из-за упомянутых вами размывчатых критериев этого самого искусства.

      • Разумеется, я употребила термин «шедевр» применительно к искусству. И даже не просто к искусству, а к кинематографу. Я же статью комментирую.

        •  Аноним | 4 апреля 2018

          Тогда вам бы следовало задаться другим вопросом: о чем говорит автор - об шедеврах в рамках жанра или о шедеврах в рамках всего кинематографа :)

  • А что, Дракула Брэма Стокера от Френсиса Форда Копполы разве не шедевр? Я недавно пересмотрел его и неделю размышлял, вспоминал и переосмысливал сцены из фильма. Шедевральный фильм!

  • Честно говоря, за такие вопросы надо бить ( не автора, он как раз сделал всё правильно, а тех, кто всерьёз задаёт такие вопросы).

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!