Новости

Набирая «третий код» (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКнигиКомментарии: 9

Критик Ольга Жердева рассказывает о том, чем хороши «13 привидений»

«В России хоррора нет» – несмотря на то, что ежегодно это утверждение опровергается десятками действительно талантливых текстов, многие продолжают с тоской смотреть на Запад. У них там Кинг, Баркер, Страуб и Маккамон, Кунц и Блох, у них Лавкрафт и Мэри Шелли, у них, в конце концов, родоначальник жанра Эдгар По… А у нас? А что у нас? Есть и у нас, да и всегда были, ждали, пока издатели и читатели наедятся «лучшими» и «бестселлерами», «романами, напугавшими весь мир». Ждали, пока кто-то наконец-то наберёт «третий код» и откроет дверь отечественным ужасам.

Этим «третьим кодом» и стала «Самая страшная книга», проект, созданный группой талантливых энтузиастов, выросший из «проекта Антология», из анонимных текстов и километров переписки на форумах Зоны Ужасов (horrorzone.ru) и Даркера (darkermagazine.ru).

«Самая страшная книга» смогла доказать, что в России хоррор есть. Сегодня «Самая страшная книга» – это ежегодные антологии-альманахи, создающиеся при участии читателей, одноименная серия, в которой выпускаются тематические антологии, авторские сборники романы, спин-офф» «Самая страшная книга. Дом чудовищ», самый страшный фестиваль и премия «Мастера ужаса» и многое другое.

Сегодня мы рассмотрим сборник «13 привидений», новую книгу в линейке тематических антологий. Уже увидели свет «13 маньяков», «13 ведьм» и «13 монстров», и каждая книга была по-своему любопытной. Удастся ли привидениям нас напугать?

Можно долго рассуждать о том, что привидения – тема довольно зыбкая, смутная и туманная, они не слишком популярны, в них не слишком верят и уж точно далеко не все их боятся. То ли дело маньяки! Но тем интереснее заглянуть под обложку и изучить 13 причин, почему призраков не стоит сбрасывать с корабля фобий и хоррора.

Открывает книгу «Короткая экскурсия в мир потустороннего, или 13 историй о призраках, ставших классикой мировой литературы» от составителя антологии Михаила Парфёнова (кстати, он является автором одного из рассказов сборника, о котором поговорим отдельно).

От Одиссея до «Женщины в Чёрном», через «Пиковую даму» А.Пушкина, «Собаку Баскервилей» А.Конан-Дойля, «Сияние» С.Кинга и прочие произведения, уже ставшие классикой хоррора, автор подводит читателя к мысли о том, что если уж такие люди посвящали романы гостям с того света, то уж нам-то, простым смертным, и вовсе неприлично от них отмахиваться.

Ну хорошо, уговорили, мы не станем уподобляться семейству Отис, довольно непочтительно обошедшемуся с несчастным призраком сэра Симона де Кентервиля! Мы готовы играть по правилам, мы готовы испугаться. Если получится.

«Билет на Адский поезд», Михаил Павлов

Довольно трогательная и не слишком пугающая вещица, отчасти вдохновлённая, как мне показалось, «Страной радости» С.Кинга, а вовсе не «Верхом на пуле», хотя в качестве эпиграфа автор выбрал цитату именно оттуда.

Летняя, поначалу ленивая и тягучая история условно беспризорных подростков со страшными рассказами про механика, погибшего на «Адском поезде», ржавеющими горками и скрипящим колесом обозрения, остаётся такой ровно до того момента, пока на обшарпанный парк аттракционов не опустится ночная тьма. Кто бы мог подумать, что по ночам в парке может быть так же оживлённо, как и днём? Хотя подходит ли тут слово «оживлённо» – большой вопрос. Более уместно будет haunted.

В целом история довольно простая, и, в попытке добавить саспенса, автор явно пережал – уж слишком много всего, этот избыток деталей рассеивает внимание, не даёт по-настоящему проникнуться и испугаться. Однако за беготнёй от кровожадных призраков и ещё более жутких маргиналов видна очень личная история главного героя, и она эмоционально гораздо дороже и сильнее, чем поездка на мёртвом аттракционе.

«Адский поезд» по атмосфере весьма напоминает современные слэшеры, снятые в стиле мокьюментари. Кстати, чем не идея для экранизации?

«Псевдо», Оксана Ветловская

Если предыдущий рассказ просто наводил на мысли о кино, то «Псевдо» Оксаны Ветловской как раз и повествует об одном неснятом фильме, псевдодокументалке с псевдоактёрами. Главный герой, режиссёр Камарин, всю жизнь мечтал снять «масштабный киношедевр», но, за исключением ранних работ, снимал коммерческое кино. Оно приносит хороший доход, но не имеет никакой ценности – пустое, фальшивое, «сферическое ничто в вакууме». Такое же никчёмное, как и здание бывшей киностудии в родном городе Камарина, мутировавшее в медленно загибающийся торговый центр, главным украшением которого является бар «Кина не будет». Но кино будет, и ещё какое! Вселенная не терпит пустоты, и в месте, которое покинули люди, обязательно поселится что-то иное. А может, иное поселилось здесь задолго до этих людей? Кто знает, что было на месте киностудии много лет назад? Кто помнит, что здесь произошло? Кто решится всё рассказать?

Их нет, но они здесь, они хотят, чтобы все узнали правду.

Оксана Ветловская, полностью выдерживая заявленный жанр, умудряется органично вписать в «ужастик» мощную социальную ноту. Всё вокруг может быть псевдо – не Кэмерон, а Камарин, не кино, а псевдоискусство, не забота о благе людей и не «борьба с нищенством и паразитизмом», а попытка прикрыть неудобную правду. Но за привычной псевдоисторией, которую десятилетиями пишут победители и их потомки, таится история настоящая, как за псевдодокументальными кадрами порой стоит реальная и по-настоящему страшная документалка. Пусть даже и с псевдоактёрами.

«Они кричат», Александр Матюхин

Невозможно не вспомнить цитату из «Чародеев» Константина Бромберга: «Про домовых, водяных, леших слышали? А я – вагонный!». И если есть вагонный, почему бы и самолётам не обзавестись своими специфическими сущностями, смотрителями? Беда лишь в том, что они далеко не такие симпатичные и безобидные, как персонаж Михаила Светина.

Они практически ничем не отличаются от других пассажиров, разве что оказываются на своём месте раньше всех. Но они никому не мешают, они просто спят. Правда, иногда они кричат. Но об этом мало кто знает, ведь кричат они только перед тем, как самолёт разобьётся. Никто не выживает в самолетах с кричащими призраками. Есть только записи разговоров и криков. Догадки. Легенды. Слухи. Но что если что-то пойдёт не так? Если вдруг среди обломков обнаружится живой свидетель?

Рассказ Александра Матюхина поначалу может вызывать ассоциации с «Пунктом назначения», но не верьте первому впечатлению! Кричащий призрак гораздо интереснее слепой судьбы, у него нет потребности во что бы то ни стало собрать кровавую жатву, у него совсем иная цель. И непостижимым образом ему сочувствуешь гораздо больше, чем живым. Люди иногда такие сволочи.

«Аномалка», Майк Гелприн

Добро пожаловать в мир городских легенд о кладах, замурованных в стенах старинных домов! Компания чёрных копателей получает наводку на домик с трёхсотлетней историей и почти гарантированным джек-потом. Правда, к большому кушу прилагается мощная аномалка с исчезновениями и загадочными смертями, но в битве жадности с осторожностью первая обычно побеждает.

Сюжет строится по классическим лекалам: полезли в пекло, разделились и понеслось! Кого-то слопают сразу, кто-то погибнет, как герой, последний будет жить долго и счастливо (но это не точно). Крепкая рабочая схема без особых изысков, надёжная, как сапёрная лопатка. Из ощутимых минусов: мотивация и логика «аномалки» остаются не очень понятными. Убивает просто потому, что убивает – допустим, но зачем подкидывать деньжат на дорожку единственному выжившему? Что за аттракцион неслыханной щедрости?

«Зеркало Муаран», Ольга Рэйн

А вот у кого нет проблем с мотивацией и логикой, так это у Марии-Луизы Муаран, дух которой вселяется в героиню рассказа Ольги Рэйн. Автор создает собирательный образ прекрасной и безжалостной убийцы, в чертах которой проступают все легендарные злодейки, хотя в основе всего лежит история одной вполне конкретной исторической личности, Веры Ренци.

«Зеркало Муаран» – прекрасный образец готической истории, в которой нашлось место и для проклятого артефакта, и для постыдных семейных секретов, и для серийных убийств, и для любовного треугольника и даже для синдрома Медеи.

Рассказ «Зеркало Муаран» можно прочитать здесь.

«Чистые руки», Олег Кожин

Они не убивают, они только зачищают следы. Работа грязная, но руки чистые. Совесть, если и подаёт голос, быстро и легко затыкается пачкой купюр. Заказчики довольны, семьи обеспечены – чего ещё желать?

Но однажды голос совести обретает призрачное лицо, лицо зверски убитой десятилетней девчонки-цыганки. Мёртвая хочет наказать своих убийц, впечатлительный «менеджер по клинингу» готов ей помочь, да только трупов в этой истории будет гораздо больше, чем изначально планировалось. У призраков бывает хороший аппетит.

История в духе «Правосудия Декстера» Джеффри Линдсея, только Тёмный попутчик здесь – не порождение разума героя. Хотя как знать…

«Был мальчик Джек», Елена Щетинина

Далеко не все призраки кровожадны и злы. В конце концов, если допустить на мгновение реальность их существования, все они – лишь энергетические отпечатки умерших людей. И если при жизни мальчик Джек Киплинг был героем и погиб с осознанием того, что всё было не зря, то и его призрак вполне мог броситься на помощь пассажирам горящего поезда. Перегруженного состава, в котором живые едут вперемешку с погибшими, но ещё не покинувшими этот мир. Живых – одна тысяча четырнадцать. Погибших никто не будет считать, все уже давно посчитаны. Не найдены, но посчитаны. В сводках пропавших без вести. В статистике похороненных без имени. Кондуктор с лицом Анубиса закрывает двери.

Рассказ Елены Щетининой по атмосфере схож с некоторыми рассказами Эдгара По и, совсем немного, с «Возвращением» Ремарка. Чего хотят эти призраки? Ничего. Они просто приходили попрощаться. «Был мальчик Джек» – один из наименее пугающих, но наиболее эмоционально сильных рассказов сборника.

Ознакомительный фрагмент книги:

Скачать: PDF

Превью:

PDF

«Вороны в феврале», Парфёнов М.С.

Михаил Парфёнов в рассказе «Вороны в феврале» исследует пограничные состояния человеческой психики сквозь призму мистики. Пожалуй, это наиболее интересный приём в жанре, работающий на стыке хоррора и триллера и одинаково точно попадающий в две целевые аудитории. Для любителей паранормальных явлений и качественного красивого хоррора в рассказе есть наваждения, ревнивый призрак а-ля леди Лигейя и вороны, а тем, кто уверен, что единственные существующие чудовища – это сами люди, достанется целый Февраль.

Модный художник Олег успешен, счастливо влюблён, без пяти минут женат, не жалуется на отсутствие вдохновения – что может пойти не так? Но иногда из глубин памяти выходит страшная тайна, требующая крови.

Рассказ интересен не только с точки зрения сюжета и композиции, но и своими аллитерационными рефренами и словами-перевёртышами: стая обернётся Таей, а надписи на стенах и дурацкие смс-ки «сорока-ворона» и «этому дала, этому дала» зазвучат дробным топотом по лестнице. Что-то идёт, что-то приближается, вороны в феврале волнуются, грядёт сезон гроз. Память – это палимпсест, что там, под очередным слоем? Сколько их уже? Сколько ещё будет?

«Песни Олгы», Лариса Львова

Путешествие на русский север, в край шаманов и пугающих ритуалов – благодатнейшая тема для авторов хорроров, к сожалению, пока недостаточно изученная. Читатели в большинстве своём знакомы лишь с Горой мертвецов (Холатчахль), но география аномальных зон Сибири гораздо шире.

Несмотря на то, что многие поверья низведены до суеверий, шаманы выродились, а бубны из оленьей кожи можно купить в качестве сувенира, память о древних силах, правящих этой землёй, жива до сих пор. И то, что для нас аномальная зона, для коренных жителей севера – привычное явление, они знают правила добрососедского сосуществования и никогда не спишут на вой ветра песни духа маленькой шаманки, приманивающего женихов.

Лариса Львова из Ангарска Иркутской области в своём рассказе «Песни Олгы» работает с мифологией Восточной Сибири, органично соединяя предания с историческими фактами и бытовыми деталями. Рассказ не даёт повода для иронии, но почему-то во время чтения в голове постоянно крутится строчка из «Сказочной тайги» группы «Агата Кристи»: «…плачет тайга, без мужика она одинока (…), значит, нам туда дорога, значит, нам туда дорога».

Еще одну рецензию на «13 привидений» можно прочитать здесь.

«Вспомнить», Вадим Громов

Рассказ Вадима Громова «Вспомнить» действительно заставляет вспоминать. Первую главу «Ночного Дозора» Лукьяненко, например. Но, к счастью, по ходу развития сюжета сходства становится всё меньше, и рассказ превращается в самостоятельное, изящное и действительно жуткое произведение.

История о мести и поисках справедливости для героя и его дочери, помимо всех черт необходимых жанру ужаса, имеет и явную детективную линию. Она, впрочем, достаточно прямая и вычислить убийцу Риты для подготовленного читателя не составит особого труда. Но стоит ли торопиться? Процесс поисков гораздо увлекательнее, чем результат, да и в финале читателя ждёт весьма любопытный твист и многообещающий намёк на продолжение.

«Страва», Алексей Жарков

Чего хотят призраки? Могут ли они вообще чего-то хотеть, кроме крови? Алексей Жарков уверен, что могут, и более того, ничто человеческое им не чуждо.

С такими и сталкивается лыжница Алёна, решившая в одиночку тренироваться в Битцевском парке Москвы. Если вы сейчас сделали стойку на топоним, расслабьтесь, маньяка в этой истории не будет. Если конечно, не называть маньяками чрезвычайно мотивированных спортсменов, одержимых жаждой победы. Победить или умереть… Впрочем, настоящий спортивный характер и воля к победе бывают сильнее смерти.

Самый бескровный рассказ сборника, но при этом нагнетающий хорошую качественную жуть своей ледяной атмосферой и мнимой безопасностью происходящего (могли же просто взломать аккаунт в Strava?).

Книгу можно купить здесь.

«Третий код», Евгений Шиков

Дети и хоррор – созданы друг для друга. Любопытные, неосторожные, способные поверить во что угодно, не желающие смириться с собственной смертью – в «Третьем коде» читателей ждёт незабываемое знакомство.

Если вы считаете, что время призраков – это ночь, а яркий солнечный свет – залог вашей безопасности, Евгений Шиков с удовольствием развеет ваши иллюзии. Заскучавший призрак не станет отсиживаться в тёмном прохладном месте и терпеливо ждать, пока кто-нибудь придёт его навестить, он возьмёт всё в свои руки. Детей ведь очень просто утащить к себе, хвать – и всё.

«Призраки станции «Элдвич», Дмитрий Костюкевич

Под финал нам приготовили ещё одну готическую историю из жизни богемных обитателей лондонского метро. Загадочно? Весьма.

Рассказ странным образом перекликается с «Псевдо» Оксаны Ветловской: главный герой одержим кинематографом и мечтает создать нечто настоящее. Настоящий Сценарий. В поисках вдохновения он отправляется исследовать заброшенные станции лондонского метро с загадочным проводником.

Ладно скроенное и крепко сшитое произведение, не стремящееся утопить читателя в крови или довести до паранойи намёками на потустороннее присутствие за спиной, с достаточным градусом напряжения и столь нежно любимым фанатами жанра открытым финалом.

В Настоящем Сценарии не должно быть полной ясности относительно судьбы главного героя, не так ли?

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 822.

Чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео, подписывайтесь на наши страницы Вконтакте, Facebook, Twitter и на наш Telegram.

Комментариев: 9 RSS

  • Заварю термос чая из своих слюнок.

  • «Адский поезд» по атмосфере весьма напоминает современные слэшеры, снятые в стиле мокьюментари.

    Столько вопросов... Почему современные слэшеры? Почему мокьюментари? О_о

    • Так, а ну ка бл*, я ща пайду и загугелю в яндыкси што за мокроментари!

      • Хм....загуглил....современные слэшеры в стиле мокьюментари...а такие есть?

        Как я понял мокьюментари это типа псведодокументалка, да? Типа Ведьмы из Блэр, Искателей могил, Монстро и Репортажа, да? А Слэшер, это же когда, условно говоря, мОньяк в маске (ну, можно и без маски, наверное) выкашивает группу людей ? Можно и с мистикой (Кошмар на улице вязов, Пятница 13-е) в той или иной степени. Можно и без (Крик, Коллекционер).

        Впрочем, я 13 привидений еще не читал. Так что возможно ответ на ваш вопрос, почему так назвали "Адский поезд" будет мне спойлером (не важно он будет опровергающим высказывание или подтверждающим). А вот на свой вопрос о том, есть ли такие Мокьюментари-Слешеры, хотел бы ответь услышать, если можно (без всяких претензий, просто интересно)

          • О, спасибо! Будем знать!

            КСТА-

            ТИИИИ!!

            Наверное можно еще если не напрямую (все-таки там не совсем был маньяк) но, как минимум, косвенно отнести к современным мокьюментари-слешерам "Убрать из друзей".

            Хоть там никто не говорил, что снимает док фильм, тем не менее, там ведь типа все снималось на веб камеры.Или моя не прав?

            • "Убрать из друзей" - это десктоп-хоррор, насколько я знаю (сам так и не посмотрел). Жанр совсем молодой и да, в чем-то близкий мокьюментари и "найденным пленкам".

              • ...это десктоп-хоррор...Жанр совсем молодой...

                вот как, буду иметь ввиду.

                Вообще, я, лично, стараюсь слова в значении которых не уверен не употреблять. Либо употреблять уже после того как загуглю что они значат.

                Хотя я тут к сожалению недавно выяснил, что довольно долгое время думал (и соответственно несколько раз успел употребить не в тему) что слово "мракобесие", это синоним ереси или дьявольщины, типа сатанисты что-то там делают, или что-то святое оскверняют, вот это мракобесие. А оказалось, что это когда религиозные фанатику скандируют что-то вроде "уничтожай космонавтов, они лезут на небо и делают что недозволенно богом!".

                Вот так вот( Век живи век учись.

                Так что такие вот моменты, когда вы вопрошаете

                Столько вопросов... Почему современные слэшеры? Почему мокьюментари? О_о

                Это очень полезно как минимум мне (но, думаю, и многим другим) потому что заставляет иной раз задуматься, а знаю ли я значение того или иного слова, а не пишу ли я такую же глупость ?

                Короче, спасибо вам за вопросы )

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!