ПРОКЛЯТИЕ

Фэнзона

Последнее оправдание графомана

БлогиКомментарии: 11

Мы живем в мире, где такая макулатура как “Пятьдесят оттенков серого” пользуется бешеным спросом, хотя читать эту книгу в принципе невозможно. Проблема тут кроется не в Э.Л. Джеймс, и даже не в грамотном маркетинге. А в вас, читатели! Именно вы оставляете хвалебные отзывы и покупаете книги. Именно вы – причина такой популярности. Допускаю, что многие купили книги по ошибке, клюнув на скидки или рекламу, но сами книжки не пришлись вам по вкусу. Зато есть еще великое множество людей, которые, боясь показаться “не просвещенными”, но все лады расхваливают этот мусор. Защищают его. Зачем – непонятно.

Такая тенденция ведет к самым страшным последствиям: дискредитируется не только литература, но и родной язык. Зачем юным начписам владеть языком, если читатели хвалят?Пусть текст написан ужасно и с кучей грубых ошибок, благодарный читатель всегда поддержит автора добрым словом и защитит его от нападок бесталанных критиканов, которые – как показывает практика – мало на что способны!

Самый удручающий фактор - малолетние таланты творят исключительно в русле хоррора. Достается всем - Слендермену, постапокалипсису, зомби и далее по списку. Возникает резонный вопрос - почему? Разве писать хоррор так легко? Испугать, поразить читателя в самое сердце можно в один присест? Как бы не так!

Теория графомании

Хороша и комфортна жизнь семнадцатилетнего начписа. Пока действительно талантливые авторы набивают множество шишек на конкурсах и пьют валидол, нашего героя заваливают шквалом сообщений типа: “Умничка! Я знала, что у тебя получится!”. После чего он, окрыленный успехом, пишет очередную “главу” своего рассказа. Характерно, что такие авторы не исправляют ни одной своей ошибки, хоть и говорят, что адски увлечены делом. А зачем? Все всем нравится, и  осталось только дождаться, пока не прибегут представители всевозможных издательств с контрактами. А такое может произойти. Примеров, когда графомания с “Самиздата” была опубликована на бумаге и хорошо продалась, наберется с десяток.

Абсолютно не имеет значения, платно или бесплатно был опубликован текст. Безграмотность автора ничто не оправдывает. Читатель – это в первую очередь потребитель. Вы же не станете есть несвежую колбасу, которую вам подсунули? Вы, может быть, даже ринетесь защищать свои права. С литературой все обстоит иначе –  автор с умным видом выкладывает протухший, бесплатный продукт, который буквально "сносят с прилавков". И в результате, эта тухлятина будет издана на бумаге и вы еще потратите на нее свои кровные средства. Не исключено, что конечный вариант не придется вам по душе. А кто в этом виноват? Автор?

Ответственность лежит не только на авторе, но и на читателях. Мы, как носители языка, должны защищать его и лелеять. Да, рассказ может быть плохой, с картонными героями, банальным сюжетом, ходульными диалогами, но он должен быть написан грамотно и без ошибок! Просто потому, что ошибки – это признак неуважения к своему читателю.

Читатель здесь выступает цензором, он говорит, что в тексте плохо, что хорошо, что можно публиковать, а что надо “допилить”.  Если читатель с удовольствием пожирает, все что ему предложат, то грош ему цена. Частенько таким людям хватает смелости называть себя “книгоманами”, и приводить длинный список из классиков, которых якобы читали.

Я у мамы умный!

Увы, в творческой интеллигенции дураки могут скрываться вечно. В первую очередь, это касается начписов, которым лень заглянуть в словарь Ожегова или не хватает времени прочитать действительно достойную книгу, потому что в самом разгаре собственный творческий процесс. Если автора вовремя не пнули, он может до скончанья дней жить в мирке, в котором он кому-то нужен. И продолжать оправдываться: мол, я все еще начинаю. Да, за прошедший десяток лет я мало чему научился, ну и что? Все учатся по-разному…

Вот цитата из замечательной статьи Г.Л. Олди “Десять искушений юного публиканта”:

 

"Маленьких бить нехорошо. С меня, маленького, какой спрос? Я еще учусь. Ну, есть у меня шероховатости, ляпы и "глюки". Но я выучусь - вы ж меня не бейте больно, я только начинаю. Я не Стругацкий, не Булгаков..." Да, такого и бить противно.

Это удобная позиция. Во-первых, зачастую действительно не бьют, прощают. Ну, человек ведь только начинает писать, у него там... восемь книг вышло... всего лишь... Да вроде и написано ничего. Нормально. (О, это страшное слово - нормально!) Ну, есть ляпы, шероховатости... Учишься, дружище? Ага, учусь! Стараешься? Рад стараться, ваше благородие! Ну и молодцом. Как его после этого бить, молодого? Он ведь не говорит: "У меня все хорошо!" - а ты его мордой: "А вот и не все!!!". Трудится человек - молодец, трудись дальше. И отношение к нему: старается, работает, учится - доброе. Критики прощают; мэтры относятся покровительственно (в смысле, этот нам не конкурент). Можно водки выпить, похлопать по плечу: "Мужик, у тебя еще все впереди! Ты еще научишься и будешь такой, как я!" (Я к тому времени, глядишь, помру, и этого безобразия уже не увижу...)

  

Такой вот имидж. СОЗНАТЕЛЬНЫЙ! Более того, с таким имиджем выходят и статьи, с таким имиджем человек лезет в эфир. Почему нет? - пардон, пять-шесть книг вышло, есть о чем с ним поговорить; и на передачу можно пригласить, и на встречу с читателями. А он по-прежнему талдычит: "Какой же я известный писатель?! Я такой себе начинающий литератор. Я - человек скромный, в мэтры не лезу". Люди смотрят: столько книг вышло, а он нос не задирает. Умница! Свой в доску!

  

 Очень удобная маска. Под которой можно прятаться до глубоких седин.   

Знаете, как этих авторов легко вычислять в любом возрасте? Такой писатель публично - хоть на встрече с читателями, хоть с друзьями, хоть в интернете, - закончив очередную книгу, озвучивает сие событие следующим образом: вчера, мол, закончил, устал, как собака, а такое дерьмо написал! Устал, весь изработался, сил нет - а все равно дерьмо. Это он, "вечно молодой". Он напрашивается на "пожалейте меня". Вампирит помаленечку. Ему рано или поздно скажут: "Ты устал, бедненький; не такое уж это дерьмо, как ты рассказываешь... есть проблески... ты отдохни, еще поднатужься..."

Бейте его сразу. И когда он это заявляет В ВОСЬМОЙ РАЗ, уж поверьте, восхищения его трудолюбием не возникает, и сочувствия его ужасной молодой доле и трагической усталости не возникает также. И желания утешать его тоже нет.”

 

Речь идет о разных величинах, но по сути, описанная именитыми фантастами ситуация верна и в нашем случае. Различия лишь в том, что наш начпис язык не знает и обучаться ему не хочет, вкуса и чувства меры не имеет, а все равно лезет туда, куда не просят. А если лезет, то его начинают гладить по головке и он успокаивается, жиреет. Цитата из группы “писателя” Дмитрия Стаина:

 

“Да что же все такие дотошные, вы же не купили этот рассказ в книжном магазине, его печатало не издание. Ну запарился человек пропустил пару ошибок с кем ни бывает, можно просто промалчать... Тем более когда интересное произведение. Все мы люди а не роботы.”

 

Этот самый человек может называть себя “книгоманом” и при этом пишет с ошибками. Речь идет об ужасно написанном и банальнейшем рассказе про дом с призраками. Который, понятное дело, публикуется по “главам”.

 

“ в защиту Анастасии хочу сказать следующее: Настя не так серьёзно увлечена писательством как Дима. Рассказ был написан специально для того, чтобы создатель группы (Дмитрий) смог заняться своими творческими делами. Не думаю, что данную работу можно критиковать.”

 

Ага, ни слова критики. Завидуйте молча. Автор выдала на суд присяжных свой опус и им можно только восхищаться. О мертвых -либо хорошее, либо ничего…

 

Из той же оперы:

“Ох, не люблю грубиянов, страсть как. Особенно с синдромом я пуппланеты, с достойными тягаться не могу, а тут человек только начинающий, зачмырю, проще простого, я ж могу. На самом деле, критика действительно нужна. И это единственно справедливые слова, высказанные Валерием. В остальном, я, увы не вижу критику, лишь желчь. Я, вообще не понимаю, что вам, профи ценящим настоящую литературу, делать на странице начинающих, их проще унижать? Может вы хотите помочь, указав на недочеты? Так делайте это достойно (конечно сложно не язвить, вы ж такой остроумный, хомячки тут, всеядные..ну, ну )

И, еще, где-где, но тут молодые авторы, всегда благодарны за адекватные высказывания.

По произведению, много недочетов, логических не стыковок, с этим нужно работать:) 

Анастасия, вам мое уважение, реакция у вас, адекватнейшая!”

 

Критика? Пожалуйста. Почему бы авторам из группы Стаина для начала не выложить ПОЛНОСТЬЮ чистовое произведение? Что мешает это сделать? Наверняка желание увидеть радостные возгласы, потешить свое самолюбие. Хайнлайн говорил, что признак профессионализма – это умение доводить все до конца. Сразу. И самому; без закрытых чтений и литературных редакторов.

Иногда доходит до смешного, авторы пишут призывы типа: "Соберете двадцать пять "лайков" - засяду писать завтра же. Если нет — ждите пока меня посетит муза"

Внимание — все. Маму продам за положительные отзывы. Будете разводить негатив и критику — добро пожаловать в "черный список". Политика проста.

 

 

Дурак дурака видит издалека!

Что приводит таких начписов в литературу? Наверняка желание показать себя во всей красе. Однако, если игре на музыкальных инструментах надо годами учиться, а потом еще осваивать азы записи и звукорежиссуры, покупать оборудование, то для литературы потребуется всего лишь ручка, десяток тетрадей и море вдохновения. Однако, сев за стол, может стукнуться головой о груз реальности – не пишется! Творческий затык, вероятно… Есть и обратные случаи, когда все тетрадки быстро заполняются потоком сознания. Что уже хуже, ведь со стопроцентной вероятностью автору захочется поделиться своим богатым внутренним миром с публикой в интернете.

 

Господа, литературе, как и музыке, учатся годами! Это тяжелый, каторжный труд. Многие авторы шли к своему дебютному роману по десятку лет. В литературе не бывает случайных побед. Вы или лучше и сильнее противника или  будете сильно биты. Третьего не дано. Не ждите уважения и любви, они не приходит сами собой. Даже известные авторы часто получают по яйцам.

 

А вот семнадцатилетние начписы этого не понимают. Они думают, что писатель это добрейшей души человек – вежливый и общительный. А вот то, что он в первую очередь должен хорошо и грамотно писать – это дело наживное, с опытом придет. Всегда найдется аргумент, оправдывающий творческую беспомощность. Безусловно, может, наш начпис и свой в доску, и симпатичный парень, но это не повод его оправдывать, поскольку он служитель слова. Чертов хранитель языка! Назвался писателем – изволь соответствовать высокому званию. Вместо этого авторы занимаются самолюбованием и общением с поклонниками. Безусловно, каждый из таких авторов весьма плодовит – деваться некуда, надо интенсивно писать, ведь публика требует новой дозы. Кто-то чересчур увлекается бессмысленными красивостями, и упорно не желает двигать вперед сюжет. А вы что хотели? Всем же интересно читать описания, как ветер сдувал осенние листья да мерзко накрапывал дождик. Другие наоборот радуют глаз беднейшим словарным запасом и ходульными диалогами. Изюминкой выступают кривые (и очень смешные) описания.

Пишет некий Антон Рид (издается самиздатом, все экземпляры книги "Зверь" раскуплены! Количество подписчиков неизвестно, пишет "книгу", по размеру сопоставимую с большим рассказом):

Андрей находился в старом деревянном двухэтажном доме, наполненным серым туманом. Ни окон, ни дверей, только лестница в пустоту и свет в проёме входа. Пойдя к свету, он вышел из здания и оказался посреди огромного поля.

На одного он обратил пристальное внимание: шляпа на голове (Вы же не знали, где шляпы носят, правда?. Прим. авт) и коричневое пальто, лежащее на траве, аккуратно сложенное.

Старики пристально смотрели в огонь. Их лица излучали полное спокойствие и безмятежность. Ноль реакции на Андрея.

Женщина с коляской шла по парку прогулочным шагом. Невероятное душевное спокойствие наполняло её. Сбежать от суеты будней, было прекрасным подарком сегодняшнего дня.

Эстафетную палочку он передает коллеге Николаю Айнмиллеру (3.432 подписчика на именной публичной странице, мечтает, чтобы его тексты были озвучены):

Утро наступило с открытого холодильника. Мистер Брукс достал оттуда холодный, ананасовый сок и стал жадно попивать его, наслаждаясь чувством вкусного блаженства.

Сонный, даже ещё толком не открывший глаза Мистер Брукс подошёл к окну и распахнул шторы, чтобы солнечные лучи полностью осветили кухню. За окном было видно женщину с тремя маленькими собачками на поводке, а вслед за ней её обогнали две молодые девушки с большущими пакетами в руках.

Продолжает парад безграмотности Дмитрий Стаин (15.583 подписчика, проданные права (!!!) на экранизацию рассказа, планирует самостоятельно издать книгу осенью). Цитата из свежего рассказа:

Столько дней скитаний в надежде начать жить заново еще ни к чему не привели, но я не отчаивался, ибо мне было только двадцать два. Имея какое-то образование, я выделялся красотой и остроумием, здесь меня природа не обделила. После того, как с помощью своих шулерских способностей я обобрал одного городского чиновника в дорогом пабе, он выдвинул против меня ложные обвинения. Благо мне удалось бежать из Лондона, и теперь вынужден скитаться с места на место, пока все не утихнет. Мои ноги истоптали все пороги ночных заведений близлежащих городов, деревень.

Девушка, что работала трактирщиком, посмотрела на меня с неясным и даже игривым огоньком в глазах.

Объединяет бедолаг (то бишь - бездарей) огромное количество энтузиазма, безвкусица, банальность, нежелание и неумение грамотно выстраивать сюжет. И самая “мякотка”: показная скромность – автор издаваться не спешит,  утверждает, что прежде многому научиться надо. А сам втихомолку забивает почтовые ящики бедных редакторов многочисленными произведениями.

 

Однажды автору этих строк встретился такой аргумент, мол, наш Вася Пупкин пишет ужасно, но зато народ нашел отклик в его творчестве. Ну-ну. Можно добавить что такие люди нашли что-то близкое в утопическом сериале “Реальные Пацаны”, повествующем о трех дебилах. И как тогда их характеризовать? Выбрался бы наш герой из гетто “Вконтакте” (тот еще рассадник глупости), чтобы обосноваться в  “Самлибе”, где обратной связи начпис стопроцентно не найдет, а положительных отзывов потечет тоненькая струйка. Какова будет его песенка? Грустной и плаксивой?  Понятно одно: дальше писательством заниматься он не захочет. Смысл исчезнет, - поклонников не нашлось. В таких невозможных для “творчества” условиях выживут только Эды Вуды от литературы.

 

Научиться хорошо писать может не каждый. Это как вождение автомобиля – у тебя получается или нет. Иногда просто не дано. “Не можешь срать – не мучай жопу!” – цинично говорят военные. Любой автор должен объективно оценивать свои силы. Если он понимает, что не продвинулся ни на сантиметр, то зачем упрямо обходить гору? Вышивание крестиком – тоже творчество. Но, надо полагать, что широкая публика такого не оценит. Да еще руками надо уметь работать. Нет, лучше будут составлять из буковок слова дальше. Авось, чудо произойдет!

 

О грустном. Последствия.

Предлагаю немного выйти за рамки темы и поразмышлять о будущем.

Кто-то скажет: "Пусть де пишут дальше, это всяко лучше, чем пить "Ягу" и жрать "семки" в подворотне." Безусловно, такое мнение не лишено разумного зерна, однако вместе с тем перед нами встает проблема иного, этического характера. Каждый из подобных писак, не успев закончить дебютный текст, начинает апеллировать к аудитории — почитайте меня, ведь я такой хороший! Их читают. Хвалят. Требуют добавки. Меж тем, эти графоманы набирают известность. Опытные авторы - с публикациями — скажут, мол, кто этот срам выпустит?

Мы живем далеко не в мире белых единорогов. Если такой графоман наберет достаточную популярность, нельзя исключать, что издадут. Теоретически небольшой тираж может быть быстро раскуплен, а допечатать энное количество копий не составит большого труда. Бизнесменов волнуют деньги, а не искусство.

Каждый автор должен... Нет - обязан подтягивать аудиторию до своего уровня, расти вместе с ней. Что может предложить своей аудитории человек, считающий выражение "черно как в подмышке у негра" проявлением расизма? Заметьте, таким подрастает новое поколение авторов. Большинству этих графоманов уже больше двадцати лет. Факт, скорее, удручающий.

Что ждет нашу культуру, когда самое важное достояние любой народности — язык —в таком печальном положении?

Деградация — процесс быстрый. Опомниться не успеете, как пресловутый Стаин превратится в мэтра отечественной литературы. Почему нет? Учитывая то, что он взывает к молодой аудитории (13-20 лет), подобный печальный исход трудно исключить. Причем аудитория его будет расти в геометрической прогрессии, просто потому что наш герой говорит со своими ровесниками на их языке, дает им то, что они ищут.

Важный момент: талантливый пиарщик Стаин только нащупал свою аудиторию и сплотил.

Создал прецедент, тем самым вдохновив кого-то на такое же "парнокопытное" творчество. Не думаю, что у его поклонников вдруг проявится литературный талант. Кто виноват? Я. Ты. Та тетка за углом. Общество.

 

Мы позволили упасть планке школьного образования. Позволили отуплять самих себя. Автор сих строк лично читал ужасные рецензии учителя русского языка! Сюрприз? Кто там сказал про закат человечества?

Пора задуматься. Потому что результаты на лицо. И что-то уже идет не так, как хотелось бы.

Следующий пост
Пугающе синее небо.
Предыдущий пост
Реверс 666
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 11 RSS

  • Очень точно и по делу. Кто-то должен был это сказать.

    • Согласен, нормалёк. :)

      Только почему в подмышке? Не в подмышке же. :)) Ладно, это я уже шучу. А тема печальная. Успокаивает одно: г... всегда было много. Хочется надеяться, что лучшие всё-таки пробиваются - из года в год, из века в век.

  • Отличная статья! все по делу и главное в лоб!)

  • Спасибо вам за прекрасное эссе! Действительно, все дело - в читателях. Борхес придерживался такого же мнения: "Классика – это не книга, как-то по особому написанная, но книга особым образом прочитанная". Однако позволю заметить, что если нет воображения, то и грамотность не поможет. Тот же Борхес отмечал: "Книга – продолжение памяти и воображения. В книге может быть полно опечаток, мы можем не соглашаться с авторскими суждениями, но в ней все равно остается что-то священное, божественное, к чему мы должны относиться не с суеверным почтением, а с желанием обрести счастье и мудрость".

    Кстати, самым уязвимым местом Гоголя во время учебы в гимназии была низкая грамотность. "Сохранилась его письменная работа по истории, выполненная на выпускном экзамене. Это сочинения представляет собой "со стороны грамотности нечто невозможное для человека, оканчивающего курс высшего учебного заведения...." (Цитата из монографии Ю.В. Манна "Гоголь"). Но, разумеется, после учебы он наверстал упущенное :)

    • Вы в иные дали ушли. В нашем случае нет ни воображения ни грамотности. Каждый из индивидуумов пишет уже несколько лет, и никто из них ничему не научился. И не научится. Зато аудитория у них растет.

      • Да, хуже всего то, что желания научиться нет. Это весьма удручает. Но, смею надеяться, не все такие. Питательная среда для талантов и гениев нужна была всегда. Они не возникают в вакууме. Хотя качество этой среды оставляет желать лучшего. Графоманы,которым в свое время помогал и которых всячески поддерживал Лавкарфт, выгодно отличаются от многих современных писателей-любителей. Было время, когда можно было считать, что "нет такой плохой книги, где не нашлось бы хоть толики хорошего". Хочется верить, что это время снова вернется.

  • В одном не согласен с автором статьи: малолетние таланты творят исключительно в русле фэнтези, а не хоррора. Да и не малолетние. Да и не таланты тоже.

    В остальном - все по делу: грусть, тоска и дебилы МТА.

    • Вы не совсем правы, количество малолеток "любящих" хоррор ничуть не уступает фэнтезистам

      • Если просмотреть основные начписовские форумы, такие как МП, Эксмо, Самлиб, то львиная доля всей графомани приходится именно на фэнтези, попаданцев и прочий шлак. Хоррор встречается, но не так часто.

  • Ух, прочитал наконец! Вы меня простите, но я не понимаю ни смысла такой скрупулезной работы над таким длинным эссе, ни сути проблемы.

    1. Я очень много читаю современной литературы, но о цитируемых Вами авторах я даже не слышал (мне это просто не нужно). Их издают? Прекрасно. Книги покупают? Замечательно. Я не читаю, да мне это и в голову не приходит, а Вы ищете их в сети, читаете, а потом обильно заливаете желчью. Смысл происходящего я понять не могу. Мазохизм какой-то!

    2. Какой упадок культуры? Вы реально думаете, что в какие-то времена, в какой-то части Света 90 % населения читали высокую литературу? Да я в страшном сне себе такое общество представить не могу! Оно нежизнеспособно. Не нравится Вам Стаин? Он, по-вашему, бездарь? Да пожалуйста! Читайте "Обитель" Прилепина. Хотите хорошее хоррор-чтение - читайте тот же "Черный троллейбус" Глебова. По уровню владения языком они Вас скушают. Наслаждайтесь!

    3. Зачем на людей ярлыки вешать? Значит ТАКИЕ люди нашли отклик в "утопическом сериале "Реальные пацаны". Ишь как! Погодите, ща Ягу далакаю! У нас с женой по аспирантуре за спиной, мы любим Бергмана, Кустурицу и Линча, читаем мировую классику, но, при этом после работы смотрим "Реальных пацанов" и "Интернов". Более того, мы не считаем их тупыми сериалами. И еще более того, я знаю достаточно игроков клуба Что? Где? Когда?, которые их тоже смотрят (сомневаюсь, что Вы обойдете их интеллектуально). Но Вы, конечно, свою глубоко эстетскую задницу рядом с нашими какать не посадите( Одни стереотипы!

    4. И вообще! Вы кто такой, чтобы обществу диагноз ставить, людей бездарями называть, осуждать их, советовать не мучить жопу? Вываливайте на стол свои регалии и чины. Что Вы сделали для прекращения "деградации" этого общества? Пока художественная ценность Ваших публицистических работ (как этой, так и прошлой о застое в отечественном хорроре) вызывают определенный скепсис. Пиарщик Стаин его задел! Лично я могу в своей группе в какой-нибудь соцсети продвигать хоть пропукивание произведений Вивальди, а люди в праве этим восхищаться, а все вместе мы имеем право не слушать мужчину, который брюзжит, как бабушки у подъезда (Ленка из первой - проститутка, Ванька из шестой - наркоман, а Ираклий из двенадцатой говорит звОнят). Эти права дарованы нам Конституцией Российской Федерации, жителей которой Вы так осуждаете, не обращая внимание на существование блогов, где шестнадцатилетние девочки пишут истории о гламурных вампирчиках и обмениваются своими готичными селфи; потом одна из них неожиданно становится проректором одного учебного заведения в области, где живу я, а другая становится ведущим флористом в той же области. И нет больше ни рассказиков о вампирчиках, ни готического наряда. Так же как страстная поклонница Дома 2 ради умного парня начинает читать сначала всего Мураками, а на данный момент уже Камю в подлиннике. Общество сложное и непредсказуемое, чтобы судить о нем однозначно, не вникая в тонкости. Если Вы этого не понимаете, то проблемы не у общества, а у Вас!

    • ак же как страстная поклонница Дома 2 ради умного парня начинает читать сначала всего Мураками, а на данный момент уже Камю в подлиннике.

      А вот это реально круто. Надеюсь, у этой пары все будет отлично)

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!