ПРОКЛЯТИЕ

Новости

Откровение обреченного творца: рецензия на фильм "Дом, который построил Джек" (2018)

РецензииКиноКомментарии: 3

Маньяк-психопат по имени Джек, за свою жизнь совершивший более 60 жестоких убийств, рассказывает своему собеседнику о пяти особенных эпизодах, повлиявших на его становление, а также о доме мечты, который он собирается построить своими руками.

Для того, чтобы разобраться с темами, которые главный провокатор нашего времени Ларс фон Триер поднимает в своем 14-м полнометражном фильме, важно понимать самого режиссера, его позицию в кинематографе, его личность и творчество. Но не обязательно быть дальнозорким критиком, чтобы отметить главное: Джек - это Триер, а Триер - это Джек. Устами (анти)героя глаголет сам творец, высказываясь о наболевшем, претворяя в жизнь (по счастью, экранную, но от этого не менее правдоподобную) наболевшие фантазии, страдая от своего предназначения и взывая своих слушателей открыть глаза и увидеть прекрасное в ужасном.

Этот личный и проникновенный сюжет вызывает множество эмоций. Все сильнее углубляясь в историю выдуманного персонажа, Триер все больше откровенничает. Местами это зрелище столь абсурдно, что вызывает гомерический хохот, в других сценах столь ужасно, что хочется спрятаться и никогда больше не вспоминать имя автора всуе, а некоторые эпизоды вынуждают затаить дыхание и внимать всему, о чем говорит нам Джек/Триер, с охотой соглашаясь или с усмешкой покачивая головой. Датчанин вытаскивает из погребенных под коммерческими и фальшиво-снобскими работами тот кинематограф, который занимался главным: обращался к зрителю с прямым диалогом, заставлял его ощущать через призму собственного опыта, не утруждаясь лишними пояснениями. Искусство не должно преклоняться перед зрителем, и уж тем более - перед художником. Это оно заслуживает поклонения и в обмен может одарить нас новым мировоззрением, открывающим горизонты для познания как себя, так и окружающих. Разве это не тот величайший дар, за которым стоит гнаться и сражаться?

И Джек/Триер гонится, Джек/Триер сражается. Совершая жесточайшие убийства, попутно то извиняясь, то наслаждаясь процессом, он расписывается в своей беспомощности перед искусством. Попутно режиссер успевает не только заявить о своей позиции и напомнить зрителю о всем своем творчестве, но и подтвердить свой провокационный титул. "Дом, который построил Джек" издевается над скандалами с харассментом, над острыми вопросами феминизма, над моралью, над религией, над обвинениями 2011 года, когда Триера практически выгнали с Каннского фестиваля после неуместных высказываний о Гитлере. Всё это режиссер, конечно же, не преподносит завуалированно, чтобы показаться джентльменом, а выплескивает в лицо короткими и уверенными тезисами, как самый настоящий тролль. Если у зрителя остаются вопросы - их задает вслух Вёрдж, он же Вергилий, роль которого замечательно исполнил Бруно Ганц. Да, "Дом..." - это еще и неожиданное прочтение "Божественной комедии" Данте, разрушающее представление о божественной природе искусства и поселяющее его в глубины ада.

Сказано про Ганца - скажем и про Диллона. Ведущий актер замечателен в любой сцене, в каждой фразе и в каждом жесте. У Триера, впрочем, плохих актерских работ никогда и в помине не было, своим подходом к режиссуре он рубит фальшь на корню. Диллон слился со своим образом воедино и показал нам одного из самых пугающих маньяков кинематографа. Его исполнение по силе сравнимо, к примеру, с перформансом Майкла Рукера в культовом байопике "Генри: Портрет серийного убийцы". И, в то же время, Джек получился уморительно смешным. Сцена, в которой страдающий обсессивно-компульсивным расстройством преступник раз за разом вынужден возвращаться на место убийства и уточнять, что ТОЧНО замел ВСЕ следы, выполнена просто великолепно.

Почему стоит посмотреть лучший фильм Ларса фон Триера? Потому что в нём режиссер честен со своей публикой, как никогда раньше. Потому что он не боится показывать свои раны и не стесняется крепких выражений, от которых открестились бы самые дерзкие независимые творцы. В "Доме, который построил Джек" Ларс не только играет на чувствах и поднимает щекотливые темы, но и подводит черту под всем своим творчеством, докапываясь до его истоков. Равнодушным к такому неожиданному и сильному откровению остаться не получится.

Джек/Триер с интересом разглядывает собственные руки - они покрыты кровью, но он улыбается. Ведь задумка удалась.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 3 RSS

  • Ого, аж десятка) Интерес к просмотру всё потихоньку возрастает)

  • Ждём, надеемся и верим)) Не все фильмы от фон Триер мне удалось посмотреть от начало и до конца, так что надеюсь этот фильм смогу посмотреть как чёрную комедию, с ахухенным ч0рным юмором))

  • Тяжело заходят фильмы про психопатов, но этот, видимо, придется посмотреть.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!