Новости

Режиссер Майк Флэнеган написал эссе о хорроре и коронавирусе. Это важно для всех нас

РазноеТВКиноКомментарии: 6

Режиссер Майк Флэнеган - одна из наиболее значительных фигур в жанре ужасов сегодня. На его счету такие фильмы как "Окулус", "Сомния", "Игра Джералда" и "Доктор Сон", равно как и отличный сериал Netflix "Призраки дома на холме". Майк Флэнеган - человек, который построил всю карьеру в жанре хоррора и никогда этот жанр не предавал.

Менее суток назад Майк опубликовал на сайте B-D эссе на тему хоррора, к чему его подвигли обстоятельства, связанные с пандемией коронавируса. Мы практически во всем согласны с высказанными в этом эссе мыслями и поэтому публикуем в ЗУ перевод статьи на русский язык.

Это эссе начинается со слов: "Мы живем в странные, страшные дни"...

Мы живем в странные, страшные дни.
И мне страшно. Я боюсь того, что делает пандемия COVID-19 - и что она еще может сделать - с нашим миром. С моей страной, моим штатом, моим городом. С моими друзьями, моей семьей, моими родителями. С моей женой. Моими детьми. Я боюсь того, что может случиться с людьми, которых я знаю, и с людьми, которых я не знаю. Меня тревожит информация, которую я узнаю; я испуган от того, что многого мы еще не знаем.
Я смотрю новости каждый день. Я хочу быть максимально информированным. Я читаю онлайн-газеты; я просматриваю социальные сети. Twitter - единственная платформа, которую я до сих пор использую; я ушел из Facebook и Instagram до того, как все это началось, и даже, честно говоря, Twitter - это немного больше, чем я иногда могу выдержать. Иногда мне нужно просто нажать кнопку "стоп", отключить интернет, отключиться от новостей и посмотреть на облака в окне. Иногда всего этого слишком много.
В такие моменты я ищу различные способы сбежать от реальности, как это делают и многие из вас. Когда я перегружен или мне скучно, когда я хочу поспать, когда я хочу перенестись в какое-то другое место, или иногда просто чтобы вознаградить себя за то, что пережил трудный день в уходе за ребенком, я смотрю телевизор. Смотрю кино. Читаю книги. И в эти странные, страшные дни я все больше и больше тяготею к… ну, к хоррору.
Прямо сейчас я смотрю "Войну миров" на EPIX, которая представляет собой особенно унылый, реалистичный взгляд на классический исходный материал. Я уже дважды посмотрел "Цвет из иных миров" Ричарда Стэнли, дважды решив пережить историю семьи, погибшей от ужасного заражения, которое буквально обрушилось на них с неба. Мои родители, изолировавшие сами себя в нескольких милях от меня, с нетерпением досматривают "Ходячих мертвецов", сериал, который изображает жестокую борьбу за жизнь людей во время глобальной пандемии оживших мертвецов.
И мы не одни такие. В это время невероятного волнения, трагедии и неуверенности люди подписываются на Shudder - фантастический сервис стримингового видео, демонстрирующий исключительно хоррор-контент - в рекордных количествах. В моем фиде Твиттера много людей спрашивают, какие фильмы ужасов лучше посмотреть. Люди также активно смотрят фильм Стивена Содерберга 2011 года "Заражение" (фильм ужасов, абсолютно так, хочу я сказать).
"Заражение" - особенно интересный пример для меня; почему люди погружаются в историю, которая, по сути, является лишь немного худшей версией того, что мы видим в вечерних новостях? Это жутко - то, насколько этот фильм похож на реальность, в которой мы сейчас живем. Зачем искать этот фильм?
И все это заставило меня вновь задуматься о природе, преимуществах и важности жанра ужасов.
Когда я был ребенком, я ненавидел хоррор. Ненавидел. Я был очень, очень пугливым ребенком. Когда друзья смотрели страшные фильмы, я прятался. Я находил оправдания, чтобы пропускать ночевки. Если бы я застрял каким-то образом где-нибудь, где по телевизору показывали что-нибудь страшное, я бы спрятался за диваном. Или закрыл глаза ладошками. Я бы отвел взгляд в сторону от телевизора, следя краем глаза за экраном и ожидая, когда страшная сцена закончится.
Фильм ужасов вызывают сильные эмоции. При этом - первичные, первобытные. Это жанр, который создан для того, чтобы вызывать чувство страха у зрителя. Или шокировать. Чтобы пробуждать ответную реакцию в духе "сражайся или беги". Чтобы вызывать беспокойство. Чтобы вводить в состояние стресса. Чтобы заставлять напряженно всматриваться в темноту, чтобы подвесить нас над бездной.
Почему же мы ищем подобного? Почему мы "наслаждаемся" этими чувствами в контексте развлечения для себя, и в то же время те же самые эмоции находим совершенно невыносимыми и нездоровыми, если испытываем их в повседневной жизни?
Когда я становился все более и более пугливым ребенком, то, наконец, отвернулся от фильмов ужасов, предпочтя им литературу ужасов. В частности, я потянулся к Р. Л. Стайну, затем к Кристоферу Пайку, а потом к Стивену Кингу (который оказал самое большое творческое влияние на меня в моей жизни).
Я думал, что с хоррор-книгами будет легче справиться, чем с фильмами ужасов. В конце концов, я всегда мог закрыть книгу. И это позволяло мне лучше контролировать все, чем если бы меня заставляли смотреть ужасные вещи в кино или по телевидению, все оставалось в моем воображении. Это будет не так страшно, думал я.
Я ошибался насчет второго, но был прав насчет первого. Да, я мог закрыть книгу. Но оказалось, что это не лишало меня чувства тревоги, стресса, страха или ужаса... На самом деле, эти чувства стали только хуже. Если я закрывал книгу - испытание оставалось незавершенным. Неизвестно, чем все заканчивалось. Оказалось, что неизвестность является основой ужаса и страха - и, столкнувшись с неизвестностью, мое воображение, которое, как я надеялся, должно было меня защищать и быть нежнее реальности, почти всякий раз делало мне хуже, чем то, что я оставлял "про запас" на непрочитанных страницах.
"Просто чуть-чуть потерпи", - говорил я себе. - "Только эту страшную часть. Просто пройди через это".
Мне потребовалось бы много лет, чтобы понять, что я делал, когда поглощал в юности хоррор-литературу. "Просто этот маленький кусочек" стал "просто этой страницей". В конечном итоге это стало "просто главой", и вскоре история была закончена, я вернулся в реальный мир, который уже приобретал блеск иллюзорной безопасности и обыденности... Честно сказать - величайший фокус из тех, что Мир когда-либо знал, не так ли?
В те годы я не осознавал этого, но хоррор воздействовал на меня одним из самых важных и глубоких способов: он делал меня сильнее. Всего чуточку, по сантиметру за раз, но это работало. Хоррор учил меня, как быть смелым, маленькими четко контролируемыми шажками.
Это было похоже, как я понял позднее, на физические упражнения... упражнения в храбрости. Прокачка характера.
В старшей школе я всерьез увлекся теми фильмами, которые пугали меня в детстве. Все фильмы, которые я пропустил, все те фильмы, обложки которых казались для меня слишком страшными в магазине с видео, все те названия, о которых мои друзья говорили годами - теперь я их с жадностью потреблял. "Кошмар на улице Вязов". "Нечто". "Муха". "Ночь живых мертвецов". Чувак, это было захватывающе. Это был совершенно новый мир для меня, и я побежал к нему вместе со всем тем, что у меня было.
Шли годы, жанр делал свою работу настолько хорошо, что меня стало почти невозможно напугать. Тот самый жанр, который так сильно пугал меня в детстве, который так меня травмировал - теперь стал частью моей жизни. Фактически, он начал определять меня. И сегодня я в долгу перед всем этим... хоррор - это моя карьера. Ужасы - это моя жизнь.
Я всю свою жизнь построил на Хорроре.
Хоррор универсален. Это одно из первых переживаний, которое испытывает каждый человек на этой планете на протяжении 200 тысяч лет эволюции. Среди самых первых испытанных нами сильных эмоций у любого из нас всегда будет здоровый страх темноты. Мы постигаем этот страх еще до того, как учимся говорить.
И вот жанр, который не понимают, который отвергают те, кто не понимает, какую удивительную функцию он выполняет. Хоррор позволяет нам исследовать тьму - в нас самих, в нашем мире, в тревоге, в возможности, в наихудших сценариях, в немыслимом, неизбежном, паническом, трагическом, в кошмарах внутри и снаружи - и хоррор позволяет исследовать это все безопасно.
Изучая эту воображаемую тьму, рассматривая различные репрезентации этой бездны, мы становимся чуточку более готовыми к тому, чтобы увидеть настоящее зло, когда оно появляется. Это упражнение для ума, это катарсис в его наиболее экстремальном и захватывающем противоречии - в изображениях насилия, безумия и зла жанр ужасов пробуждает в нас сочувствие, смелость и понимание.
Мы верим в этот жанр, поскольку занимаемся им. Мы приглашаем его провести нас через неприятности - то, что мы принимаем за тревогу, страх, стресс и шок. Мы стоим на краю обрыва. У нас учащается сердцебиение, дыхание, и мы плывем в темных водах наших самых сильных, самых первобытных чувств... а потом зажигается свет, идут титры или захлопывается обложка книги, и мы возвращаемся обратно в реальный мир, в целости и сохранности.
Я думаю, именно поэтому мы обращаемся к хоррору в такие времена, как нынче. Вот почему я обнаружил, что смотрю "Заражение" - потому что это версия ужасов реальной жизни, которые происходят прямо сейчас, но - с титрами в конце. С финалом. Этот жанр дарит нам маленькие вспышки храбрости, крошки храбрости, которые со временем накапливаются, чтобы затем помочь нам чуточку лучше справиться с ужасами реального мира... И еще дарят нам самое главное: финал. Отсрочку. Завершение.
Потому что мир на самом деле не безопасен и не обычен, не так ли? Нет, у мира есть зубы. Мир это мрачное, голодное место. И в мире есть свой собственный ужас - то, что мы видим на экране или в книге, является лишь бледной тенью того, как реально обстоят дела. Как те маленькие кусочки храбрости, которые мы находим для себя в жанре, являются бледной имитацией настоящих больших дел.
НАСТОЯЩАЯ смелость, настоящая храбрость - их можно найти в глазах тех, кто на передовой. У врачей и медсестер в наших больницах, который сейчас буквально стоят на краю очень, очень настоящей скалы и протягивают руку, чтобы вытащить из бездны других людей. Они - знают настоящий ужас. И они знают истинное мужество.
Интересно, откуда они берут силы для этого. Я, как и многие из нас, хотел бы знать, смогу ли я найти его, если когда-нибудь подвергнусь настоящему испытанию. Я не знаю ответа на этот вопрос. И это... это пугает меня.
Мы живем в страшном мире, но мы способны быть очень смелыми. Способны проявить великую храбрость пред лицом Тьмы. Все, что в жизни помогает нам развивать эти мышцы храбрости, все, что тренирует нашу смелость, нашу способность к сочувствие и доброте... Я благодарен, что такие вещи существуют. Я в восхищении смотрю на результаты работы таких вещей, которые вижу в нашем мире каждый день.
И я рад, что нашел в своей жизни что-то, что помогает сшить маленькие кусочки храбрости в ткань собственной жизни, насколько маленькими бы те ни были в великой схеме сущего.
Потому что давайте смотреть правде в глаза - самая отвратительная, самая жуткая, самая ужасающая, самая тревожащая тварь, с которой мы могли когда-либо мечтать столкнуться в жанре хоррора, и рядом не стояла с ужасами реального мира. Реальный мир, как нам периодически напоминают, является домом для настоящих ужасов. Маленькие марионетки в нашем театре теней - лишь жалкие подражания, как становится ясно, когда включается свет.
Я поражен тем, что мне напомнили, насколько в реальном мире много настоящей храбрости. Настоящего мужества. Насколько много здесь настоящих героев. И все, что может подвинуть нас хотя бы на миллиметр к их смелости перед лицом таких ужасов... ну, все это - прекрасно.
Просто делайте это по чуть-чуть. Просто пройдите через это сегодня. Понемножку за раз.
Желаю каждому из вас здоровья, безопасности и добра в эти странные, страшные времена.
И тем, кто находится на переднем краю - в больницах, лабораториях, супермаркетах, домах престарелых, грузовиках доставки продуктов и во многих других местах - спасибо за ваши уроки истинного мужества.
Спасибо.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1254.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Более 17,000 человек подписаны на наши страницы в социальных сетях. Подпишитесь и вы, чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео!

Комментариев: 6 RSS


В Зоне Ужасов зарегистрированы более 6,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!