Новости

Советский троллейбус не то, чем кажется!

РецензииКнигиКомментарии: 0

На фоне уже сформировавшегося пантеона российского хоррора со всеми крепкими сборниками, авторскими и не только, романами под грифом "Варго" и разного вида одиночными выстрелами, мне явственно хотелось вкусить чего-то нового. Не то чтобы мне надоели "Самые страшные книги", "Темные стороны" или "Паззлы", просто возникает невольная зависть к вариативности хоррора заграничного. Когда ко мне в руки попал роман "Черный троллейбус" доселе известного только в узких кругах Дмитрия Глебова, ничего хорошего я не ждал. Что ж, ошибаться иногда приятно!

Глебов сумел создать нечто отличное от общей конъюнктуры. Конечно, юмористический хоррор - для России явление не новое, но "Троллейбус" представляет собой литературный винегрет из комедии, доли ужаса, постмодернистских мотивов, сарказма и чернейшего гротеска. Эта книга одновременно и о больной современности, и об обратной стороне нашего советского прошлого. Создается впечатление, что автор не испытывает иллюзий по поводу эталонности как дня сегодняшнего, так и дня вчерашнего. Он смело идет по дну, неоднократно признаваясь в любви той части общества, которой многие представители нашей псевдоинтеллектуальной элиты предпочитают не касаться своими дорогущими перчатками. Если подбирать ближайшие аналогии среди современных писателей, я смело назову вам имя Зорана Живковича. Его "Четвертый круг" всплывал в памяти часто. И речь не о похожести сюжетов, этого нет и в помине! Просто сербский кудесник и молодой ленинградец удивительным образом чувствуют грань между безумными фантазиями и суровым реализмом. Живковича называют сербским Пелевиным, но поверьте: Зоран и Дмитрий ближе друг к другу, чем любой из них к Виктору.

Пора бы и о романе. Автор с ходу ошарашивает нас задорным рассказом о бытовом каннибализме, корейских чернокнижниках и о том, что не все настойки на золотом усе одинаково полезны. Именно в первой главе мы знакомимся с тремя обаятельными студентами питерской путяги, которым суждено сыграть центральную роль в борьбе добра с..., э..., ну... хорошо, назовем это злом! Познакомившись с приквелом, перейдем к основному сюжету. Вышеупомянутые четкие парняги под руководством массовика-затейника из очередной организации молодых волонтеров отправляются в свеженький наукоград, дабы прояснить истинный смысл событий приквела. Да вот беда, прямо перед их приездом ученые наукограда вступают в неравную схватку с антигероями советских страшилок, возглавляемыми зловещим кондуктором Черного троллейбуса. По случаю, хочется передать привет создателям фильма "ССД". В отличие от них, Глебов не кормит читателя бабуйнёй типа истории о свинье с двумя сердцами (живым и мертвым), после прослушивания которой хочется сделать сценаристу лоботомию. Дмитрию есть, чем вас поразить, кроме филейных частей Анфисы Чеховой.

В книге просто отсутствуют "пластмассовые" персонажи, каждое действующее лицо имеет свою историю. Всех их автор выписывает с большой любовью, включая даже бородавки, уродующие лица. Самое интересное, что и описание сексуальных отношений и фантазий разнится в зависимости от личности участников. Глебов не возвеличивает секс как высшее проявление любви, он показывает его тем, что он есть - частью жизни, самовыражения, да и просто той животной похоти, что живет в каждом из нас. Секс, как и прочие удовольствия, является сугубо характеристикой человека, без прикрас. Из особо запомнившихся персонажей я бы выделил Черную Ромашку, наивную и беспощадную, и Ленгварда Захаровича – человека, ставшего советским экспериментом, но не потерявшего любви к жизни и стране, несмотря на довольно неприглядную специфику этого самого эксперимента. Ну, про карикатуры на Сколково, я думаю, и говорить не стоит!

Безусловно, без недостатков не обошлось. Дело в том, что ближе к середине роман начинает страдать серьезным аутоиммунным заболеванием. Те легкость, ироничность, да и советский гротеск, что привлекал читателя в начале, начинают убивать все дело. Этого великолепия становится слишком много. Но, в отличие от повести "Ярмарочный замок" Евгения Фоменко (рецензию на которую я писал ранее), Глебов сумел себя излечить и выдать вполне достойный финальный поворот, переходя от стаккато к легато. Финал читатель получит вполне жизненный, - любая буря сменяется штилем, пусть и приходится оценивать ущерб. Победит ли добро зло или всё будет наоборот, - а поди угадай, дело ведь не в этом, а в том, что наша жизнь в большинстве своем проходит даже слишком спокойно и рутинно! И это совершенно не спойлер, просто впечатление!

Автору твердая девятка и пожелание - ПИШИ!

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!