Новости

Тонкие зрачки смерти: рецензия на сборник "9" Максима Кабира

РецензииКнигиКомментарии: 0

Русскоязычных поклонников русскоязычного же хоррора в последние годы не держат на голодном пайке — спасибо успешной серии "Самая страшная книга", которая уже помогла некоторым отличным писателям вырасти в читательском мнении до "мастеров ужасов" и которая каждый год знакомит нас с новыми яркими именами. Но не одной "ССК" жив русский хоррор. В апреле этого года украинский писатель и поэт Максим Кабир собрал несколько историй, в которых так или иначе принимают участие представители семейства кошачьих, и дал получившемуся сборнику лаконичное наименование "9" (согласно фольклору, число жизней вышеупомянутого животного). Ваш покорный слуга последующий месяц неторопливо занимался его прочтением и теперь хочет поделиться мнением — весьма положительным.

Итак, ведущий в очереди — Дмитрий Костюкевич и его "Изъяны". На первый взгляд рассказ кажется простым повторением хорошо знакомого читателям шаблона клаустрофобического триллера, но не спешите расслабляться. В финале Костюкевич припас для нас очень забавную "черную" шутку, связанную с одним широко известным экспериментом из области квантовой физики, которая прекрасно выделяет его творения из всех подобных сюжетов. Следующим в игру вступает Александр Подольский с миниатюрой "К кошачьей матери", где сразу же передает большой привет Говарду Лавкрафту. Некрономикон, каким-то чудом угодивший в руки практикующей ведьмы (и, к тому же, кошатницы), вновь стал причиной столкновения миров. А в роли посредников выступили любимые зверьки Лавкрафта — мэтру этот рассказ точно пришелся бы по душе.

Николай Романов приводит с собой довольно необычную кошачью "банду", терроризирующую главного героя "Кошачьего савана" после того, как он своими действиями обижает их умершую "соплеменницу". Автор прекрасно сгущает краски, показывая переход героя от ужаса к финальному раскаянию, а огромный "котозавр" вполне заслуживает звания главного монстра сборника. Еще одну великолепную историю про плотоядных усатых-хвостатых, "Этажом ниже", нам дарит сам зачинатель сборника, Максим Кабир. Те, кто хотя бы поверхностно знаком с другими работами Кабира, прекрасно знают — его фамилия в указании авторства сама по себе выступает надежнейшей защитой от банальностей и скуки. И в этот раз мастер "необычного" хоррора все так же изящно умудряется обмануть читателя: жуткой и ироничной концовкой истории о начинающем писателе ужасов, который на спор решил провести ночь в квартире почившей кошатницы.

Двигаемся дальше. В "Котятах Анны" речь идет о странной воспитательнице детского сада с "кошачьими" повадками, которая сводила с ума как своих подопечных, так и их родителей, а потом внезапно исчезла вместе с малолетней "стаей". Не могу сказать, что я сильно впечатлен рассказом Евгения Абрамовича — в диалогах персонажей он грешит шаблонностью, да и напугать толком не успевает, но интересный взгляд на тему заслуживает исключительно одобрения. Андрей Миллер задорно рассказывает "Невероятную историю про мертвую японку, сорок кошек и Анджелину Джоли". Логичного в ней мало, страшного — восточный кот наплакал, но яркий сеттинг и непредсказуемость каждой следующей страницы вполне справляются с задачей развлечь и увлечь читателя, не перегружая лишний раз его мыслительную систему. История Михаила Павлова "Там, где ты всегда один" во многом перекликается с "Веерным отключением" Алексея Провоторова из "Самой страшной книги 2016" (что подтверждает эпиграф с цитатой из рассказа). Полагаю, что эта история отлично бы смотрелась на экране — к примеру, как один из эпизодов встречи со злом в "Оно" Андреса Мускетти. Впрочем, её смело можно было бы добавлять и в оригинальный кинговский роман, ведь тут достаточно и пугающих описаний, и отлично созданной атмосферы детского страха перед темнотой, и едва уловимой метафоричности истории про то, что пережить можно лишь раз в жизни.

А самый мощный писательский мастерпис в сборнике выдают Елена Щетинина и Наталья Волочаевская. В "Пустоте, что осталась после" важно каждое предложение каждого абзаца — и то, как прочно страшное вплетается в бытовое, вызывает настоящее удовольствие от прочтения, при котором сложно хоть на секунду оторваться от текста. История несчастливой семьи, которой пришлось столкнуться с совсем не эфемерной "пустотой", получилась убедительной и пронзительной. Но, увы, эта история не завершает сборник "9" на звонкой ноте — в последнем вагоне нашего поезда ужасов разместился Дмитрий Манасыпов, держа огромную ложку дегтя под названием "Мрак наступает мягкими лапками". Сложно сказать, что побудило составителя добавить в сборник эту графоманию, автор которой не дружит ни с грамматикой, ни с русским языком, зато радостно демонстрирует знание навязанных второсортным кино стереотипов, а также свою "колкость" в адрес "зажравшегося" общества, которая звучит не громче и не убедительнее ворчания кухонного алкаша. И если Манасыпов вдруг вздумает заявить об индивидуальности стиля и творческом потоке сознания, то ему можно смело возразить, предоставив контрпример, в котором такой поток действительно играет роль и несет содержание — "Золотую пулю" Шимуна Врочека и Юрия Некрасова. Признаюсь честно — до конца я "Мрак..." не осилил исключительно из-за его нечитабельности.

Подведем приятный итог. Сборник "9" выполняет свою первостепенную задачу — показывает, что хоррор на определенную тему может быть многогранным, неожиданным, забавным, жутким. В общем, разным. Очень здорово, что под одной обложкой в очередной раз собрались те, кто действительно любит и умеет рассказывать истории ужасов. А классных хоррор-альманахов много не бывает. Ждем следующего!

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 401.


    Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!