Новости

Трудно быть с Богом: Рецензия на фильм «Дьявол всегда здесь»

КиноРецензииКомментарии: 4

Представьте себе компашку товарищей, которые то и делают, что ищут Бога. Да, попутно они убивают жен, совращают малолетних девочек, при погонах подчиняются мафии… а потом идут вглубь леса к самодельному кресту и молятся. За жизнь возлюбленной, за бессмертие души человеческой, да за что угодно. Вот только отдачи никакой. Назревает вопрос: может, вера не та и Бог не тот? Об этом с нами попытался поговорить Антонио Кампос в своём новом фильме «Дьявол всегда здесь».

Что нужно знать сразу на берегу? Это четвёртый фильм американского кинорежиссёра и сценариста, хоть и не особо плодовитого (Антонио Кампос автор всего четырех фильмов). «Дьявол всегда здесь» – фильм, где Кампосу впервые выдалась возможность поработать со звёздным составом – здесь Роберт Паттинсон, Райли Кио, Джейсон Кларк, Том Холланд, Билл Скарсгард и многие другие. Фильм снят по одноименному роману Дональда Поллока, который был опубликован в 2011 году, но уже успел стать классикой американской литературы.

О чём?

Действие фильма разворачивается в Америке 1940-1960-х гг. Солдат Уиллард Рассел (его играет Билл Скарсгард), повидавший ужасы на Тихоокеанском театре военных действий, возвращается на родину. По пути он останавливается в городке Мид (штат Огайо), где встречает официантку Шарлотту (Хейли Беннетт), свою будущую жену. Вскоре у них появляется дом, а затем – сын Арвин. В один день Уиллард возводит посреди леса простой деревянный крест, но бог не может или не хочет отвести от этой семьи беду…

Через какое-то время Арвин перебирается жить к бабушке и дяде, которые заботятся о девочке Леноре, чьи родители однажды пропали. Спустя несколько лет повзрослевшие Арвин (Том Холланд) и Ленора (Элайза Сканлен) держатся вместе, как родные брат и сестра… но лишь до того момента, пока в захолустный городок не приехал священник Престон Тигардин (Роберт Паттинсон).

Параллельно в фильме развивается ещё одна сюжетная линия – Сэнди (Райли Кио), другая официантка из Мида, знакомится со своим будущим мужем Карлом (Джейсон Кларк). У них есть общие, но весьма специфические интересы. Периодически к Сэнди заглядывает её старший брат, коррумпированный шериф Ли (Себастиан Стэн).

На лицо все признаки семейной саги – действие фильма охватывает почти два десятилетия, ну и героев, оказывавшихся в центре сюжета, много. Я бы сказал, слишком много. И это, наверное, главный минус картины. Переносить крупный материал с дюжиной человеческих судеб на экран – дело рисковое. И Кампос с этой задачей, на мой взгляд, не справился. Во-первых, негде развернуться таланту актеров. Например, у одной голливудской актрисы экранного времени от силы минуты 7 (в то время как сам фильм идёт 2 часа 20 минут). Во-вторых, при таком многообразии сюжетных линий, которые то возникают, то тут же исчезают (уверен, читать синопсис вы устали), у зрителя явно поедет крыша. Режиссер не дает нам шанса почувствовать сопричастность, идентичность с героями. Хотя в целом получилась крутая, пропитанная кровью история о вере, доведённой до крайности.

Каждая сцена здесь имеет тематическую или повествовательную важность. Сюжет продвигается вперёд, причём использует смерть героев в качестве двигателя этого действия. Конечно, с сюжетной стороны лента не всегда поражает, но она сильна атмосферой. «Дьявол всегда здесь» – это такой своеобразный портрет места, населённого мерзавцами и негодяями, где даже церковь и полиция прогнили насквозь.

Бог + американцы = массовый психоз

Интересно, люди становятся монстрами из-за давления внешних условий, или же напротив – внутренняя сущность человека создаёт условия для зла? В том и в другом случаях люди – это заложники обстоятельств. Но кто ответственен за эти обстоятельства? Природа? Вселенная? Сам человек? А может, тот чувак из названия фильма?

Кампос показал, насколько людям трудно уживаться друг с другом в том мире, который они сами для себя создали. И бог им нужен лишь для того, чтобы удовлетворить потребность в смысле. Голая правда по Вольтеру: если Бога нет, его следовало бы выдумать. Выдумать, чтобы потом найти. И герои фильма ищут, правда, по-своему. Кто-то отчаянно молится и, чтобы доказать бытие бога, вываливает на себя банку с пауками, кто-то хочет уловить лик святого в предсмертном взгляде жертвы и оттого продолжает серию убийств, кому-то внезапно приходит озарение, что нужно распять животное в знак жертвы всевышнему.

О том, что любая идея, доведенная до крайности, становится бесноватой, говорил ещё Достоевский. Так вот, тот бог, который служит оправданием насилия, обращается в дьявола. Но насилия и убийств слишком много, бога нет, а дьявол здесь. И это основной лейтмотив фильма – бесконечное и заразительное насилие (символом преемственности которого является трофейный немецкий пистолет). Неслучайно один из героев ближе к финалу уезжает с облегчением подальше от родных мест, но его попутчиком оказывается волосатый хиппи, который направляется в Цинциннати. Место рождения небезызвестного Чарльза Мэнсона.

Но всё же «Дьявол всегда здесь» – это двухчасовая история о том, что зло будет наказано. А палачом станет тот, кому в детстве отец сказал: «Вокруг слишком много плохих людей, и каждый норовит сделать тебе больно». Вообще, тема наследственности тут раскрыта хорошо. Грубо говоря, родилась ты в семье наивной набожной дамочки, такой ты и станешь. Да ещё её судьбу повторишь. А если твой отец раздаёт всем бандюгам тумаки – твои кулачки вскоре тоже зачешутся… Но попутно будут страдать высоконравственные и добрые люди.

Интересен здесь главный герой, которому с детства навязано, что бог есть. Но чем отчаянней он ищет этого бога, тем больше убеждается в отвратности этой идеи. Такое ощущение, будто главный антагонист фильма это не люди, а религия. Ведь все поступки совершаются ради близости с богом. От этого становится страшно. Но этот фильм не является антирелигиозным. Именно псевдорелигиозность американского Юга, помноженная на бедность и невежество, становится источником мистического зла.

Ради чего ещё стоит посмотреть?

В основном, зрителя может привлечь актёрский состав. Том Холланд сыграл одну из своих лучших ролей, Райли Кио вновь влюбилась в маньяка (как в «Доме, который построил Джек»), а Роберт Паттинсон носит рубашку с рюшами и мастерски пародирует южный акцент. Как бонус – повзрослевший Дадли из «Гарри Поттера» (Гарри Меллинг), который, чтобы доказать бессмертие души, решается на отчаянный поступок…

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 965.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Более 17,000 человек подписаны на наши страницы в социальных сетях. Подпишитесь и вы, чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео!

Комментариев: 4 RSS

  • Спасибо за рецензию. Фильм хороший, да, сам думал написать о нем.

  • Почему это не справился? Вполне справился. Нафига размазывать? Коротко, но предельно ясно. Не пишите чушь. Все, даже Скарсгорд, сыграли замечательно. Фильм оставил очень хорошее впечатление несмотря на крайний мрачняк повествования.

    Отзыв так себе. Я вообще не люблю эту хрень, люди не умеют писать объективно.

    "Налицо" в этом случае пишется слитно. Если вы цепляете себе "на лицо" какую-то фигню, тогда да, раздельно.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 6,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!