ПРОКЛЯТИЕ

Люди, группы, компании

Уильям Гирдлер (режиссер)

William Girdler

Общая информация

Место рождения: Джефферсон Кентукки, США

Дата рождения: 22 октября 1947 года

Дата смерти: 21 января 1978 года

Род деятельности: , ,

О человеке

Другие имена, прозвища, названия: Уильям Брент Гирдлер, William Brent Girdler.

Родившийся в Кентукки, независимый кинодиссидент Уильям Гирдлер снял 9 фильмов в период между 1972 и 1978 годами. Он сам писал сценарии к большинству своих лент, а также сочинил музыку к трем, включая фильм Пэта Паттерсона "Магазин тел" ("The Body Shop" aka "Doctor Gore", 1974). Четыре картины Гирдлера честно собрали отличную кассу. Его пятый фильм "Grizzly" до сих пор остается одним из самых успешных независимых кинокартин за всю историю Голливуда. Опус в стиле "Экзорциста" 1974 года с чернокожими актерами в главных ролях – "Abby" - так широко пользовался успехом среди кинозрителей, что Уорнер Бразерс подала в суд на Гирдлера за то, что он слишком много заимствовал из классического сюжета Уильяма Блэтти о демонической одержимости.

В 1978 году лишь небеса стали пределом для Гирдлера. Но как раз, когда эта звезда малобюджетного кинематографа начала восходить на более высокую орбиту, жизнь Гирдлера трагически оборвалась в возрасте тридцати лет во время крушения вертолета. Он искал подходящую натуру на Филлипинах для своего нового фильма "Opium" с Марлоном Брандо в главной роли. Он прошел длинный путь, начиная со скромных малобюджетных эксплуатационных луисвилльских лент, за очень короткое время. Впрочем, его ранние фильмы, такие, как "Asylum of Satan", стоят в ряду его наиболее интересных и амбициозных творений.

Уильям “Билли” Гирдлер родился 22 октября 1947 г. в Луисвилле, штат Кентукки. Семья Гирдлера была одной из самых уважаемых и старинных в Луисвилле, так что его положение было весьма привилегированным. Его любовь к кинематографу проходила через все его детство и юность. Билл был одержимым фильмами. Он предпочитал Хичкока домашней работе, но в то же время он не стремился посещать киношколу. Уильям женился на своей школьной подруге и пошел служить в ВВС, когда ему исполнилось 18 лет. На службе в Калифорнии он работал в области аудио-видеопроизводства, где набрался опыта, снимая документальные и образовательные фильмы. Потом он служил в Пуэрто Рико, в погодной разведке. Когда Гирдлер вернулся в Луисвилль в 1970, он привез с собой Голливудскую искорку, впоследствии охватившую пожаром весь его родной город, заражая всех настоящей кинолихорадкой.

Гирдлер организовал компанию "Studio One" со своим близким другом и шурином Патриком Келли. Вспоминает Патрик Келли: "Я встречался с его сестрой, Линн, 9 месяцев; затем мы поженились. Когда Билл вернулся домой со своей женой Барбарой и сыном Брентом, он начал делать рекламные ролики для радио и ТВ. Его хороший друг Роберт Ли владел рекламным агентством, и он снабжал Билли заказами на раннем этапе его творчества".

"Я стал во главе компании "Allied Van Lines", которой управлял дедушка Билла вплоть до самой старости, когда его здоровье пошатнулось. Именно тот склад и грузовики использовались на протяжении многих лет в качестве транспорта и съемочной площадки для нашего кинобизнеса. В какой-то момент, на этом раннем этапе, мы придумали название компании "Studio One Production". Она стала более постоянной структурой – организованная не только для производства рекламы, но и для разработки и продажи креативных идей студиям и дистрибьюторам. К тому времени уже трое, нет, двое, братьев Асманов, Билл и Боб, работали с нами. Билл Асман стоял за камерой, а Боб монтировал. Джон присоединился позже. Асманы были отличными парнями. Все трое. Каждый из них представлял собой незаурядную личность. Они были профессионалами, и очень талантливыми".

Летом 1971 года, в возрасте 23 лет, Билли стал набрасывать план съемок своего дебютного фильма ужасов, "The Satan Spectrum", впоследствии названного "Asylum of Satan". Сам себе промоутер, Гирдлер – этот неистовый дервиш, смог использовать свои редкие контакты с Голливудом, приобретенные во время службы в ВВС, а также связи Роберта Ли для обеспечения финансирования местными владельцами кинотеатров, бизнесменами, и просто друзьями.

Вспоминает Пэт Келли: "Клэр Пирс, наследница капитала хлебопекарни "Buttercrust" и жена доктора Чарлза Пирса, была нашим с Биллом лучшим другом. Многие годы она работала у нас секретарем, и была что-то вроде "мамаши" для нас. Именно Клэр – ныне покойная – вкладывала большую часть денег в наши фильмы. В этом было заслуга и Чарли, но вдохновляющая идея была исключительно ее – и, как я подозреваю, вложения состояли из ее личного бюджета, хотя теперь мы этого так до конца и не узнаем".

Помощник режиссера Ли Джонс характеризует Билли как "человека, который все схватывает налету. Он мог смотреть, как другой что-то делает, а потом перенять это и сделать по-своему. Он обладал чрезвычайно мощным эго. У него также была сильная воля, и он легко убеждал других. Билли не видел себя никем другим, кроме как боссом. В общем, если он принимал участие в проекте, то он должен был быть режиссером. Для него не существовало такого понятия, как "человек номер два". Билли бы невысокого роста. Его рост был 5 футов и три или четыре дюйма. Думаю, что такой рост побуждал его предпринять что-то, чтобы компенсировать этот "недостаток". Что бы это ни было, он хотел делать все сам и быть "царем горы".

Пэт Келли соглашается: “Мы - я, Клэр Пирс, Боб Ли, и Асманы - давали Билли полную свободу работать и творить, то, что он всегда хотел делать. Мы сами занимали нижестоящее положение и старались, чтобы он всем заправлял во время съемок его ранних фильмов; в противном случае, он бы все забросил”.

Поздней осенью 1971 года, имея в распоряжении немногим больше 50 000 долларов, Гирдлер запустил в производство "Asylum of Satan". Он написал сценарий вместе со своим шурином Пэтом Келли. С помощью рекламного агентства на главную женскую роль пианистки, похищенной дьявольски хитрым доктором Джейсоном Спектром, была выбрана старлетка мыльных опер Карла Борелли ("Days of our Lives", "Falcon Crest"). Спектра сыграл Чарльз Киссинджер - ведущий шоу ужасов на местном телевидении, которым восхищался не только Гирдлер, но большинство луисвилльцев. Персонаж Чарльза Киссинджера “Паникер” - ведущий шоу “Ночь страха” - был луисвилльским эквивалентом "Сына Свена-гоблина" или "доктора Шока". Само шоу было чрезвычайно популярным, выходило в прайм тайм, во время которого демонстрировались пара фильмов, таких как "Curse of the Demon" и "Robot Monster". Местный телегерой снялся в семи из девяти фильмов Билли.

На самом деле, Киссинджер взял на себя сразу несколько ролей в "Asylum of Satan", наиболее интересная из которых, ассистентка доктора Спектра Мартина. Разношерстная шайка во главе с доктором Спектром планирует принести в жертву Карлу и остальных пациентов, чтобы обрести вечную демоническую жизнь. Причудливо выглядящий жених Борелли (наряд Ника Джолли причудлив даже по мерках моды 70-х) пытается перехитрить ее похитителей, переигрывая и переругиваясь с ними. Но хватка доктора Спектра сильна. Жених обращается к скептически настроенному инспектору за помощью. Карла находится на грани безумия, сталкиваясь лицом к лицу с зомби, обернутыми скатертями и упырем, чьи дешевые пластиковые зубы так и норовят выпасть, когда тот стонет (его сыграл будущая звезда "Three on a Meathook" Джеймс Пикетт). В результате все заканчивается смесью из крови, сухого льда, ошибочной девственности и сменой пола. Самому сатане приходится вмешиваться и прояснять столь запутанное дело. Но по шкале страха, сатана проигрывает клетчатому полиэстровому костюму жениха; в общем, добро в финале торжествует. Или нет...?

Клод Фалкерсон, шоумен луисвилльского радио и ТВ, сыграл елейного помощника доктора Спектра, не брезгующего работой со скальпелем. Он вспоминает: “В начале я работал над рекламными роликами Билли, и поэтому я получил роль в "Asylum of Satan". Карла Борелли была милой, но немного отстраненной. Но она была профессионалом, и всегда наизусть знала все свои реплики. С Чарли (Киссинджер) было одно удовольствие работать. Он такой веселый парень. Как и Ник Джолли... Не знаю, где Билли раскопал такого шутника. Думаю, старина Ник работал вместе с агентом по кастингу у Карлы”.

Ник Джолли с явно не героической внешностью, для многих ставший бревном в глазу, лучше пел, нежели играл. Это он проникновенно-пьяно спел заглавную песню "Red Light Lady" в "Asylum of Satan", которая была написана 17-летним Доном Реджем и его другом Кристофером Ли (не имеющим никакого отношения к тому самому Кристоферу Ли). Джолли завоевал Бродвей в конце 70-х, когда там вновь стали показывать "Oklahoma!" и "The Pirates of Penzance". Ник продолжал играть в театрах и сниматься в рекламных роликах вплоть до своей смерти в 1997 году.

Спецэффекты для "Приюта сатаны" делал, в том числе и Ричард Албэйн, который к тому времени уже успел поработать над сериалами "Bewitched" и "I Dream of Jeannie". Впоследствии он работал над спецэффектами таких фильмов, как "The Fog" Джона Карпентера и "Nightmare On Elm Street 2". Уроженец Луисвилля Вильям Асман, чьи последние работы включают в себя фильмы "The Speed" и "Matinee", в "Asylum of Satan" выступил в качестве оператора. В этом деле ему помогал его брат, будущий номинант на “Оскар” (за "Eraser" и "Space Cowboys") Баб Асман. Уильям, Баб, и третий брат - Джон, в будущем обладатель “Эмми” в номинации “Лучшее сведение звука”, впоследствии работали над всеми картинами Гирдлера.

Из-за ограниченного бюджета, Гирдлер частенько использовал членов своей семьи и друзей в качестве каскадеров. У Клода Фалкерсона есть своя история, которую он был рад поведать: “Я помню, как-то утром, когда началась съемка, Билли ходил под впечатлением от своего сна, в котором он упал на дно шахты лифта. Он сказал мне, что хочет вставить это в сценарий. У него было трое или четверо парней из Голливуда, и он сказал, что они будут каскадерами. Однако, по каким-то причинам, он не смог уговорить их сняться в этой сцене. Поэтому он спросил меня, не соглашусь ли я стать добровольцем в этом деле. Я подумал, что неплохо бы получить за это еще немного денег. Но я их не получил. Так или иначе, на меня надели парашютные ремни, и обвязали обыкновенной веревкой. В какой-то момент меня удерживали простой веревкой четверо или пятеро ребят, а я болтался в это время в шахте лифта на складе у Билли. Им поначалу просто не приходило в голову привязать эту веревку к чему-нибудь. Они были единственной моей страховкой! В конце концов, до кого-то дошло, что надо бы эту веревку закрепить, но не знаю, сколько было снято дублей, пока этого не было сделано. Первый раз, когда меня сбросили в шахту, - ребята просто быстро бежали вперед и придерживали веревку, - все немного нервничали и чувствовали себя неуверенно. Мои ноги ударялись о стенки шахты, пока я летел вниз, и приземление было достаточно жестким. Нам пришлось снимать эту сцену несколько раз, пока все не получилось как надо. Весело было сниматься в этом фильме, но Билли чуть было меня по-настоящему не убил, когда снимал ту сцену, и я до сих пор не могу поверить в то, что я согласился на все это”.

Сестра Билли, Линн Келли, вспоминает, как она пережила похожую кошмарную сцену со спецэффектами: “В фильме есть сцена, где одного из персонажей убивает в бассейне целый выводок змей. У Билли были змеи, присланные ему из Калифорнии, и при них был кто-то типа укротителя. Но актриса (Шерри Стайнер) отказалась в ней сниматься. Потом отказались каскадеры. Поэтому он попросил меня сыграть в роли ее двойника. Мне не нравятся змеи, и не знаю, почему я позволила ему себя уговорить. Мы пошли в клуб. Там я вошла в бассейн, и в него одновременно выпустили кучу змей. И все они поплыли прямо на меня, потому что они хотели выплыть из воды. Они все были на мне, на волосах, вокруг шеи. Это было ужасно! Должно быть, на меня заползло порядка 50 змей (смеется). Классный у меня братец! Бросил свою сестру в бассейн со змеями!”.

Съемочная группа тоже сталкивалась с опасностями. Вспоминает Дон Редж, отвечавший за свет и хлопушку на площадке: “Особняк, где мы снимали, был известным старинным владением, расположенным на реке Огайо. Это владение, похоже, унаследовала девушка, позволявшая своим пуделям делать в нем все, что заблагорассудится. Во всех комнатах было собачье дерьмо. Хозяйка появлялась там время от времени, а утром уходила с симпатичным парнем. Но большую часть времени она отсутствовала. При таком ведении дел особняк постепенно приходил в запустение. Невероятно красивая, обитая деревом, библиотека вместе со стоящим там органом, была вся в собачьих какашках; там не убирались, наверное, годами. А владелица уделяла все свое внимания вечеринкам. Билл еще снимал натуру в Луисвилле, но, конечно, без всякого на то разрешения”.

В то время как отдельные сцены были снимались в особняке, большая часть фильма была снята на студии-складе Билли. “Это была настоящая комедия ошибок”, - продолжает Клод Фалкерсон. “Все было так дешево и мало-бюджетно. Реквизит всю дорогу ломался. Только ты собрался повернуть ручку двери, а она отваливается и остается у тебя в руках. Помню, в одной сцене за столом сидел человек в инвалидном кресле. Он не привык к электро-креслу и неправильно рассчитал скорость. В результате он врезался стол и буквально вылетел из кресла. Он чуть стену не пробил! Билли постоянно находился в состоянии стресса, и он, можно сказать, работал в поте лица. И, тем не менее, ему удавалось сохранять отличное чувство юмора. Он просто был счастлив, что снимает кино. Ему очень нравилась его работа, и по этой причине все шло вполне гладко. Он превращал весь процесс в веселье”.

На завершающем, самом напряженном этапе съемок, Билли изворачивался, как мог. Невероятно, но он смог достать костюм сатаны, который использовался в фильме “Ребенок Розмари”. Этот костюм появляется в кадре классической картины Полянского всего лишь на несколько секунд, что было сделано явно намеренно, так как костюм был больше похож на реквизит телешоу братьев Крофт, нежели на внушающего ужас обитателя преисподней. Увенчанный жалкой самодельной маской дьявола, костюм занял в фильме Гирдлера гораздо больше экранного времени, чем в “Ребенке Розмари”.

По слухам, Антон ЛаВэй, основатель Церкви сатаны, снялся в эпизодической роли дьявола в “Ребенке Розмари”. Сам он этого не отрицал. Этот миф был недавно развенчан, и тот факт, что Гирдлеру пришлось нанять щуплую секретаршу на роль дьявола, говорит о том, что Антон со своими размерами вряд ли смог бы влезть в этот небольшой дьявольский резиновый костюм.

Частично вдохновленные городскими легендами о ЛаВэе и костюме, Билли и Пэт Келли связались с официальными представителями Церкви сатаны в Калифорнии. Они попросили проконсультировать их относительно финального эпизода фильма. Сатанисты согласились сотрудничать. Высокопоставленный член Церкви сатаны Майкл Акино прилетел в Луисвилль за свой счет. Вспоминает Акино: “Патрик Келли хотел заплатить мне, но я отказался, сказав, что благодарности в титрах будет вполне достаточно”.

Майкл переписал финальную сцену с ритуалом и наблюдал за ее съемками. Также Церковь сатаны предоставила символические реквизиты для этой кульминационной сцены. “Некоторые строчки из переписанного мной эпизода взяты из “Библии сатаны”, - говорит Майкл. “Другие - мои собственные стенограммы действующих ритуалов. Некоторые из них вошли в состав книги “Ритуалов девяти ангелов”, написанной мной для Антона. Для того, чтобы узнать как все происходит дальше, посмотрите фильм "Devil’s Rain" 1974 года с Эрнестом Борнайном, где он цитирует строки из “Ритуалов девяти ангелов”.

Возможно, "Asylum of Satan" и не стал самой яркой кино-презентацией Церкви сатаны, но он остался в ряду прочих фильмов, которые могут похвалиться участием в них этой организации (“Ребенок Розмари” не стоит в их ряду). “Я бы не сказал, что с художественной точки зрения это выдающийся фильм в истории сатанинского кинематографа”, - размышляет Акино. “Однако это не означает, что он нам не нравится. На самом деле, он полюбился нам и остался в нашей памяти как своего рода “полуночный капустник”.

Хотя время очищает от дешевой шелухи, под которой просвечивает малобюджетная жемчужина, в 1972 году отзывы критиков были какими угодно, но только не положительными. Даже такой ветеран монтажа, как Джин Руггьеро, не смог сделать из фильма хорошо продаваемый продукт. Прокат этого фильма провалился. Инвесторам Билли не удалось показать фильм, в который они вложили свои деньги. Местные СМИ поначалу следили за проектом с огромным интересом, но затем просто порвали фильм на кусочки. Некоторые поначалу воодушевленные критики потом выражали свое недовольство, говоря, что "фильм был всего лишь тренировочной площадкой для Гирдлера, и мы за это поплатились".

Бюджет следующего фильма Уильяма Гирдлера, "Three on a Meathook", составлял половину бюджета "Asylum of Satan". Но с таким багажом, состоящим из уже 2-х фильмов, Гирдлер смог распахнуть дверь студии Сэма Аркоффа AIP, где в дальнейшем он снял серию блэксплойтэйшн-фильмов ("Zebra Killer", "Abby", "Sheba Baby"). Сняв 5 фильмов в его родном городе Луисвилле, Билли переместился в Филлипины, где сел в кресло режиссера политического триллера "Project Kill", после которого последовал вдохновленный "Jaws" хит "Grizzly", спродюсированный знаменитым Эдвардом Монторо из "Film Ventures". В 1978 г. Монторо также выступил продюсером экологического хоррора Гирдлера "Day of the Animals".

Но главным блюдом киноменю Гирдлера стала экранизация повести Грэхема Мастертона "The Manitou" (1978 г.), где, объединившись для борьбы со злым карликом-индейцем, главные роли исполнили немного обалдевший Тони Кертис и сверх-слащавый Майкл Ансара. К сожалению, Гирдлер не дожил до того дня, когда этот хоррор-шедевр вышел на большом экране. 21 января 1978 года его жизнь оборвалась в вертолетной катастрофе. Он оставил после себя двух детей и молодую жену Авис Гирдлер.

Когда Билли обсуждал свои ранние работы, он говорил о них предельно честно, как это было в интервью газете "Louisville Times" в 1977 году: "Остальные люди учатся снимать фильмы в киношколах. Я учился этому, снимая фильмы. Никто не заметит ошибок Билли Фридкина или Стивена Спилберга, но все мои ошибки – прямо вон там, на экране, их все видят. Я знаю, каковы мои ранние картины. Я знаю их недостатки. Но я также знаю, что они вполне неплохие, учитывая, за какие деньги они были сняты. Кто угодно смог бы снять неплохое кино за 20 миллионов. Я не стараюсь получить "Оскар" или снять фильм-послание. Все что я хочу – развлекать людей и давать прибыль моим инвесторам. Если я получу "Оскар", и на мои фильмы будут писать хвалебные рецензии, это тоже хорошо. Но на сегодняшний день, самое главное для меня – поддержка, которую оказывают мне зрители".

"Приют сатаны" - фильм кино-мечтателя, звезда которого сверкала на небосводе шесть коротких лет. Он оставил после себя микро-вселенную фильмов по-кентуккийски, до сих пор, спустя 30 лет, доставляющих удовольствие зрителю. "Asylum of Satan" стал тем Большим взрывом, с которого все и началось. Спокойной ночи, мистер Гирдлер, где бы вы ни были.

Патрисия Брин, май 2002.

Перевод fiendover, февраль 2010

Следующая страница
Гэри Мур
Предыдущая страница
Чарльз Е. Селлер мл.
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!