УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

Фобос: Клуб страха. Специальный обзор

КиноРецензииКомментарии: 0

Что ни говорите, а Интернет — штука полезная. Завидев в Зоне Ужасов информацию о том, что создатели нового отечественного хоррора — "Фобос. Клуб страха" — собирают на предпремьерный показ обитателей Блогосферы столицы, не мог отказать себе в удовольствии настрочить письмо с заявкой. Как выяснится позднее, никаких проверок паспортов, данных анкеты или отпечатков пальцев не будет, пустят всех.

"Ударник" хоть и старенький, но зато довольно уютный кинотеатр. Прогуляться до него по набережной ночной Москвы, любуясь Кремлем, занятие во всех отношениях приятное. Место сбора стало обрастать народом еще за полчаса до часа Икс. Попадались и журналисты. Людей собралось много, ощутимо больше списка фамилий счастливчиков на сайтах, поддерживающих мероприятие. Но организаторы разумно не стали кого-то отсеивать, благо просторный зал смог вместить всех желающих. Единственным проявлением власти на начальном этапе стало сообщение о работающем в зале снайпере, которому поручено отстреливать всех любителей снять мобильником очередной "камрип". В общем, настроение у всех было хорошее, оставалось только не испортить его зрелищем, ради которого ценители хоррора и просто халявщики рискнули прилипнуть к сиденью на полтора часа экранного времени.

Завязка истории довольно проста. Группа людей оказывается запертой в замкнутом пространстве, откуда теперь и попытается всеми правдами и неправдами выбраться. Будь это хоть заброшенный склад с камерами Конструктора, хоть Куб, смотреть за персонажами в таких условиях почти всегда интересно. Наши киноделы замуровали героев в недостроенном клубе, который в советские времена являлся бомбоубежищем. Сотовая связь в таких фильмах не ловит по умолчанию, так что герои сему печальному факту не особо и удивились. Теперь им предстояло шататься по черным коридорам с обязательными криками "нужно разделиться", а нам за этим привычным безобразием наблюдать.

Персонажей рисовали выпуклыми, чтобы они отличались друг от друга, и зритель, не дай бог, их не перепутал. В "Фобосе" оказались знакомые всем характеры: Мажор, Тихоня, Герой, Шут, "Блондинко" и т.д. С этим ничего нового и ничего удивительного, ведут они себя так, как и положено людям, легко характеризующимся одним словом. Актерский состав обилием знакомых имен не блещет, что для хоррора с бюджетом в 1,5 млн. американских рублей не самое страшное в жизни. Петра Федорова, конечно, знают все ("Обитаемый остров", сериал "Клуб"), а вот остальные мелькают на экранах от случая к случаю. Алексей Воробьев живет где-то на музыкальных каналах и, надо сказать, лучше бы там и оставался. Все-таки для актера важно не только умение сверкать белыми зубами. Потуги что-то изобразить на экране смотрелись неубедительно, особенно это касается тех сцен, где требовались эмоции, а не гламурное хождение взад-вперед с постоянным напоминанием кто тут крутой, а кто какашка. При этом не скажешь, что молодые актеры играют плохо. Девчонки визжат громко, ноздри раздувают уже почти профессионально. Другое дело, что все это порой бывает невпопад, но тут скорее вопросы к сценаристу. "Будущее нашего кинематографа" (по словам Бондарчука) — Агния Кузнецова ("Груз 200") со своей ролью справляется нормально, к исполнившему главную мужскую партию Тимофею Каратаеву так и вовсе придираться не хочется, парень на удивление уверенно смотрится. Общий уровень вполне пристойный, ведь откровений никто и не ждал. За редким исключением плеваться в экран желания не возникает.

Отдельная история с Федоровым. Его персонаж по-настоящему украшает картину, неся с собой хорошую дозу черного юмора. Беспрерывно шутящий диджей-наркоман парой фраз моментально превращает ужасы в комедию, не давая заскучать зрительному залу. В фильме вообще достаточно иронии, что не может не радовать, особенно когда она к месту. В наше время можно и на комедии так ни разу и не улыбнуться, поэтому реплики крашенного раздолбая в "адике" как глоток свежего воздуха.

Итак. Наши герои в западне. Бункер советских времен хранит много сюрпризов. Причем иногда таких, что сам собой назревает вопрос: каким же боком правительство проморгало этот объект с такими, кхе, внутренностями и отдало его под очередной клуб? Нашлось в "Фобосе" место и мистике, а ее источник передает пламенный привет всем фанатам LOST. Причем аналогия настолько очевидна, что создатели после сеанса сами не стеснялись проводить точно такие же параллели. Видимо, творящиеся на Острове ABC события не оставляют равнодушными никого.

"Фобос" — название говорящее. У каждого из героев есть своя фобия, свои тараканы. А вот экранного страха не хватает. Саспенс практически отсутствует, напряженные моменты можно пересчитать по пальцам, так что до полноценного хоррора фильму Асадулина далеко. Равнение на Запад в плане сдирания сюжетов и образов на инструменты создания атмосферы, видимо, не распространяется. Характерные черты большинства молодежных ужастиков здесь и не ночевали. Крови, простите, кот наплакал. Оператор стесняется показать зрителю суть, ограничиваясь одинокой капелькой с потолка или компьютерным взрывом. Убийства купированы, словно предпоказ готовился на детском утреннике. Впрочем, это не далеко от правды, ведь когда после фильма Бондарчука спросили о том, на зрителя какого возраста изначально рассчитан проект, продюсер спокойно ответил: 12+. Так что обнаженки не ждите, в "Фобосе" нет на нее даже намека.

Когда фильм перекатился через середину, создалось впечатление, что в целом выходит смотрибельная вещица. Камерная, довольно мрачная история, которую снимали в специально отстроенных декорациях. Ни хорошая, ни плохая. Зритель воспринимал видеоряд как обычно — ржал. Причем гомерический хохот сопровождал как и очередные перлы героя Федорова, так и, например, появление в кадре портрета Сталина. Про хихиканья во время убийства я лучше промолчу, это беда почти всех наших кинотеатров. По всем показателям должен был выйти нормальный российский ужастик без особых перспектив. Лучше "Ведьмы", "ССД" и "Мертвых дочерей", но по-прежнему далекий от того, чего мы все ждем от своего родного хоррора. Но тут в дело вмешался сценарист, и "Фобос. Клуб страха" в мгновение ока сполз на пару-тройку позиций вниз.

К глюкам сюжета в фильмах ужасов все давно привыкли, персонажами без мотивации тоже никого не удивить, но когда неспешное течение кино вдруг взрывается ударной пятиминуткой, куда впихнули все, что только возможно, закрадываются мысли, что кто-то очень торопился. Сценарий принадлежит перу Александра Шевцова, на которого пал выбор в силу того, что он уже успел себя зарекомендовать с хорошей стороны в работе над проектом "Мы из будущего". Теперь, думается, люди крепко подумают перед тем, как обратиться к нему вновь. Лихорадочное уничтожение персонажей походило на натуральную зачистку, будто у сценариста оставалась всего одна страница, куда нужно было умудриться вместить еще и титры. Но даже это можно было бы простить, коли не концовка. Не припомню, чтобы мне было так обидно, сидя в удобном кресле. Обидно не за себя — за фильм. Теперь и без того скромный проект скорее всего пополнит список "недоужасов", и разговоры о том, что хоррор у нас никому не нужен, разгорятся с новой силой. Может, это слишком категорично, ведь нашлись в зале и те, кому финал показался "удивительным и необычным". Пускай так. Но недовольных будет в разы больше. Жаль, ведь мог в России родиться добротный середняк, но вторая половина фильма этому не способствовала, а концовка вообще выглядит издевательством. Создатели просили не раскрывать финального выверта, так что делать этого не буду. Скажу лишь, что такое мы уже не раз видели. И в кино, и в литературе.

Вот на такой печальной ноте завершился фильм "Фобос. Клуб страха", однако, вечер заканчиваться не спешил. После небольшой перекурной паузы пришло время держать ответ перед зрителем у съемочной бригады. К тому времени половина зала уже убралась из кинотеатра, и остались в основном те, кто приходил именно на "Фобос", а не просто на бесплатный сеанс. Режиссер Олег Асадулин почтить нас своим присутствием не сумел, так что в большинстве своем на вопросы зрителей отвечали продюсеры: Фёдор Бондарчук и Дмитрий Рудовский. Первый, по понятным причинам, был более востребован, отвечал довольно дружелюбно и с изрядной долей самокритики и юмора. Стартовый вопрос (за авторством главреда filmz.ru) из зала о том, а какой, собственно, жанр снимали товарищи кинематографисты, вызвал очередной приступ хохота. Общение шло довольно непринужденно и легко, несмотря на негативный характер большинства отзывов. Бондарчук в охотку дискутировал с залом, при этом ни в чем не оправдываясь и не упираясь лбом, расхваливая фильм. Создатели подчеркивали, что это лишь первая попытка, жанр в стране только зарождается, и оценивать его нужно здесь и сейчас, не глядя на западные аналоги. Если мерить любой фильм Аватарами, то с кино можно завязывать.

В ходе разговора выяснилось, что когда-нибудь может увидеть свет продолжение фильма, но для этого нужны соответствующие сборы. Одним из лучших фильмов ужасов всех времен Бондарчук назвал "Сияние" Кубрика, в то же время признав, что русские попытки пока выходят малоудачными. Подъехавший чуть позже композитор картины DJ Грув рассказывал о саундтреке, хотя тот, если честно, ничем не запомнился. Звуки порой перебивали речь персонажей, но, по словам организаторов, это было связано с особенностями архитектуры кинотеатра и расположением колонок. "Ударник" все же требует некоторого апгрейда. Молодые актеры предпочитали тихонько переглядываться друг с дружкой и даже на прямые вопросы отвечали неохотно, стараясь быстрее передать микрофон товарищу. Более-менее на контакт с залом шла лишь Рената Пиотровски, которой в фильме досталось амплуа недалекой блондинки. Исполнительница главной женской роли Татьяна Космачева ограничилась парой фраз, сказав, что сама страдает фобией — боязнью большого скопления людей. Когда спросить было уже нечего, большую часть мужского населения заинтересовал номер телефона Татьяны, но она не спешила его кому-то озвучивать. Не помогли и сравнения с Настей Задорожной, на которую девушка и правда похожа.

Несмотря на противоречивые чувства, которые вызвал фильм у зрителя, съемочную бригаду поблагодарили за смелость в выборе жанра с непроторенными дорожками и проводили аплодисментами. На лицах расходящихся людей все же читалось удовлетворение. Если сам фильм приглянулся далеко не всем, и повторно сходить на него в прокатное время решиться можно скорее только для поддержки российского хоррор-кино, то прямой и открытый диалог со съемочной бригадой, что называется, нос к носу, понравился, похоже, каждому. Ведь нечасто выпадает возможность обругать создателей фильма с глазу на глаз:)

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!