ССК 2018

Фэнзона

Дарио Ардженто (Dario Argento)

БлогиКомментарии: 0

Дарио родился 7 сентября 1940 года в Риме, в семье кинопродюсера Сальваторе Ардженто, который был довольно важной фигурой в послевоенном итальянском кино. Его дядя Клаудио Ардженто также был продюсером и сценаристом, так что у Дарио с самого начала был открыт путь в большое кино. Сам он утверждает, что одним из первых воспоминаний его детства является момент, когда он сидит на коленках у киноактрисы Софи Лорен. Свою карьеру он начал как кинокритик в ежедневной римской газете "Paese Sera", но не слишком удачно. Затем в 1968 году он стал писать сценарии для спагетти- вестернов. Вестерновская карьера достигла своего пика, когда Дарио участвовал в создании такого признанного лидера жанра как "Однажды на Диком Западе" Серджио Леоне (он написал вступительные сцены и все сцены "воспоминаний", а также был помощником режиссера). Его следующий сценарий - "Один вечер за обедом" привлек внимание Гоффредо Ломбардо, главу итальянской кинокомпании "Титанус". Всего за пару лет он написал двенадцать сценариев для второсортных итальянских фильмов.

Но это все предыстория. История начинается в 1970 году, когда 30-летний парень снимает фильм под названием "Птица с хрустальными крыльями" (L' Uccello dalle piume di cristallo; Bird With The Crystal Plumage). Фильм продюсировала компания его отца. Это был джиалло - чисто итальянский жанр, своеобразный закрученный детектив-триллер, до предела наполненный кровью и жестокостью. Сейчас все джиалло относят не к детективам или триллерам, а к нашему родимому жанру - ужасам. Жанру на тот момент было семь лет (он появился в 1962 году благодаря Марио Бава), но он никогда не добивался такого успеха. Можно смело сказать, что если Бава и создал джиалло, то именно Ардженто дал им популярность. Дебют Ардженто в качестве режиссера оказался более чем успешным. Этот фильм сделал его известным даже за пределами Италии. А джиалло стал его коронным жанром, которому он практически не изменил за всю свою жизнь. Вскоре он заслужил прозвище "Висконти насилия", и на мой взгляд заслуженно - насилие в его фильмах не просто вездесуще, это не было бы большой новинкой. Его насилие настолько изысканно и искусно, что захватывает дух, у него есть талант не только шокировать и пугать зрителя, но и завораживать разворачивающимся на экране жестким действием. Этот год стал знаменательным для Дарио и по другой причине - у него родилась дочь Фиоре.

В 1971 Дарио снял фильм "Кот с девятью хвостами", (Шд Gatto a nove code) а в 1972 - "Четыре мухи на сером вельвете" (4 mosche di velluto grigio; Four Flies On Grey Velvet), в которых он продолжил воплощать на экране идеи, уже виденные в его дебютном фильме. Его три первых фильма обычно объединяют в "животную" трилогию, которая весьма схожа по исполнению и является предтечей того Ардженто, которого полюбили во всем мире, и чьи работы окружены поклонением фэнов. Также в 1972 он участвовал в создании мини-сериала на итальянском телевидении под названием "Дверь тьмы" (Testimone oculare), в котором он написал и режиссировал две из четырех серий, а также представил все четыре.

В 1973 году вышел новый фильм Ардженто, названный "Пять дней Милана", который на данный момент все еще является единственным фильмом мастера, выполненным не в стилистике джиалло. Это вообще не фильм ужасов, а комедия, которую сам Ардженто называл "очень итальянской и странной". Этот фильм не демонстрировался за пределами Италии и Франции и до сих пор остается раритетом (который, правда, интересует только самых преданных поклонников режиссера). Примерно в это же время Ардженто пытался совместный проект вместе с угасающей студией "Хаммер" - новую версию "Франкенштейна", чье действие перенесено в 30-е годы, параллельно со взлетом Гитлера. И хотя на главную роль подписался даже Тимоти Далтон, этот проект умер, не родившись.

Далее Ардженто подарил миру такие великолепные фильмы как "Кроваво-красный" (Profundo Rosso), о котором еще пойдет речь в этом выпуске, "Подозрение" (Suspiria) (1977), "Инферно" (Inferno) (1980) и "Дрожь" (Tenebre) (1982). За этот период Ардженто отметился также в еще одном историческом проекте - он был со-продюсером "Рассвета мертвых" Ромеро. 1975 год вновь отмечен рождением дочери Дарио - на этот раз родилась гораздо более коммерчески успешная дочка - Азия (или как ее еще называют в русских переводах - Эйша или Ася), которой отец помог проложить карьеру в кино, и которая пару раз становилась главным героем его фильмов.

Также впервые в "Кроваво-красном" снялась его гражданская жена Дарья Николоди, чья карьера тесно связана с карьерой мужа. Не смотря на то, что в печати довольно регулярно появляются информация об их официальной свадьбе, эта информация не соответствует действительности - Дарио и Дарья (которая на 10 лет младше) не женились.

1984 год открыл новую грань творчества Дарио - он режиссирует "Феномен", один из самых личных (как он сам утверждает) фильмов в его фильмографии. А также наиболее полярно оцениваемый как поклонниками творчества Дарио, так и критиками. Причем отзывы варьируются от гневных и презрительных до восторженных (я ближе к восхваляющим фильм). Это первый фильм Ардженто снятый на английском языке, оказался очень успешным в европейском прокате. New Line Cinema назвала фильм Creepers (не могу нормально перевести, что-то вроде "Ползущих"). Фильм был жестоко порезан (в разных версиях было вырезано от десяти минут до получаса). В "Феномене" впервые на экране появилась старшая дочь Дарио - Фиоре, чья актерская карьера ограничилась участием (на вторых ролях) в фильмах "Демоны", "Травма" и также в новом фильме ее младшей сестры Азии "Assenzio". В следующем году Ардженто участвовал в написании сценария и продюсировал фильм Ламберто Бава "Демоны", а в 1986 году принял такое же участие и в создании его продолжения.

В 1987 он во второй раз принял участие в создании телевизионного проекта, который довольно незатейливо назывался "Джиалло" (Giallo). Каждая из двадцати четырех "серий" мини-джиалло состояла из трех минут вступительного фильма, после чего участники игры должны были угадать, чем же "фильм" закончится. Сам Ардженто режиссировал девять мини-серий, а также присматривал за созданием оставшихся пятнадцати. Еще в этом же году он участвовал в создании рекламного ролика "Фиата Кромы" (интересно было бы на него посмотреть :) ).

В том же 1987 году мастер снова вернулся к большой режиссуре - на этот раз плодом его творчества стала "Опера" (Opera), которую в американском прокате назвали "Ужас в опере" (Terror At The Opera), и практически уничтожили дикой цензурой (что для фильмов Ардженто становится практически правилом). Затем он продюсировал (и писал сценарий) два фильма своего ученика Микеле Соави. А в 1990 году он снова сошелся с Джорджем Ромеро, и они поставили фильм, на самом деле состоящий из двух независимых историй, основанных на рассказах Эдгара Аллана По. Фильм назывался "Два злобных взгляда" и Ардженто режиссировал его вторую часть - "Черный кот". Провал фильма вызвал раздор двух грандов, Ардженто часто заявлял, что он был не удовлетворен работой Ромеро (хотя на мой вкус обе новеллы вышли хорошими).

В 1993 году появился новый фильм Ардженто - "Травма" (Trauma), классический джиалло "от Ардженто". Фильм полностью снимался в США, и из итальянских актеров в нем присутствуют только дочери Дарио - младшая Азия снялась в заглавной роли, а старшая Фиоре - во второстепенной. В 1994 Ардженто на Втором международном фестивале фантастического кино в Монреале (2nd Montreal Festival International Cinema Fantastique) получил премию за "Достижения всей жизни". В 1996 году появился новый фильм - "Синдром Стендаля" (Sindrome di Stendhal), на мой взгляд самый мистический и сюрреалистический из всех фильмов Ардженто. В нем опять главную роль исполнила его дочь Азия. Также в нем чувствуется и наибольшее отступление от привычного формата - впервые убийца не только режет кого-то ножом, но и стреляет из пистолета, что ранее было для Ардженто просто недопустимо - все его убийцы были строгими приверженцами холодного оружия. И всегда, когда в кадре появлялась безымянная рука с ножом, это была рука самого Ардженто. Мне кажется, что "Синдром Стендаля" стал первым признаком временного упадка сил Мастера. Потому что его следующий фильм - очередную экранизацию романа Гастона Леру "Призрак в опере" (Fantasma dell'opera), вышедший в 1998 году, иначе как откровенно слабым не назовешь. Это без сомненья самый плохой фильм Ардженто, даже не верится, что это снял сам Висконти Насилия. Фильм поверг в уныние множество фанатов по всему миру - Мастер потерял свой стиль, он больше не может снять Правильный фильм! Поэтому с таким нетерпением они ожидали выхода в 2001 фильма "Я не могу спать" (Non ho sonno), который либо окончательно утвердит падение Ардженто, либо еще даст поклонникам шанс насладиться качественной кровавой бойней. И поклонники не остались разочарованными - Ардженто вернулся к классическому джиалло, с которого и начинал свою карьеру. И выполнил его в присущей ему манере, показав, что Ардженто еще рано списывать со счетов.

В Риме Дарио открыл музей с магазином, который называется Profondo Rosso. В нем можно найти множество вещей, связанных с ужасами, снятыми в Италии. В подвале магазина находятся спецэффекты, которые Ардженто использовал в некоторых из своих фильмов.

Ардженто всегда сам пишет (или по крайней мере активно участвует в написании) сценарии фильмов, которые потом режиссирует. Он привнес новое видение ужаса не только в итальянский, но и в мировой мир хоррора. Он не только подтолкнул грань приемлемого для экрана насилия, которое в его исполнении стало для того времени по настоящему шокирующим, а эпическую жестокость сделал мэйнстримом итальянского ужаса, он еще и стал крушителем давних традиций. Например, очень прочной цветовой традиции - он ушел от мрачных, черно-серо-синих и блеклых цветов, а использовал напротив - цвета яркие, кричащие и сочные. И доказал, что они могут быть еще страшнее, чем традиционные. То же самое он сделал и с музыкой - до его сотрудничества с группой "Гоблин" никто бы не поверил, что громовой рок может быть настолько пугающим. Думаю, что каждый, видевший хоть один фильм Дарио Ардженто поймет, что имею ввиду.

Творчество Ардженто можно разделить на две части - строгие джиалло, и фильмы, которые выходят за рамки жанра. Многие их считают частью более старой итальянской "готической" традиции, другие спихивают их еще куда-нибудь. Но на мой взгляд такие фильмы как "Подозрение", "Инферно", "Феномен" или даже "Синдром Стендаля", не смотря на присутствие мистики (что в принципе не приемлемо для джиалло) используют те же самые приемы, что и ранние фильмы. И единственное их различие - это как раз наличие мистического, нерационального элемента, уводящего от "детективной" подоплеки жанра. Поэтому я считаю эти фильмы своеобразным мини-жанром - "сверхъестественными джиалло".

Ардженто является одним из немногих режиссеров, чьи работы регулярно подвергаются довольно жесткой цензуре. Сам режиссер говорит по этому поводу, что "они как бы убивают моих детей", но с другой стороны все же соглашается на цензуру (из-за чего Лучио Фульчи называл Ардженто всего лишь дельцом, а не истинным художником, впрочем, мне кажется что в данном случае второй итальянский Маэстро был не прав, и за него говорила его зависть). Чтобы выпустить фильм на экран, Ардженто предстояло пройти цензорскую комиссию Италии, состоявшую из судей и психиатров. По его собственному признанию:

Психиатры исследуют Вас и спрашивают Вас о вашей жизни и работе, и затем они решают, можно ли ваш фильм показывать или нет. Это - ужасный опыт!

Просмотры: 95

Следующий пост
Мой Art #46
Предыдущий пост
Хоррор-Анимэ
Еще в Фэнзоне

    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!