ГОЛЕМ

Новости

Ковчег Кассини — рецензия на фантастический триллер драму «Дознание пилота Пиркса» (1979)

КиноРецензииКомментарии: 0

Крупная корпорация выпускает человекоподобных роботов, несмотря на общественное мнение, прессу и профсоюзы, которые выступают против. Принимается решение отправить космический корабль к Сатурну для запуска искусственных спутников, а экипаж судна будет состоять из роботов и людей.

Для осуществления полета выбирается пилот Пиркс, известный своей честностью и неподкупностью. Недоброжелатели из корпорации опасаются, что  мнение Пиркса может сорвать прибыльное производство, и принимают свои меры.

К творчеству великого польского фантаста Станислава Лема мировой кинематограф обращался неоправданно редко — пожалуй только роман «Солярис» привлек внимание режиссеров и сценаристов, он был экранизирован дважды (А. Тарковским и С. Содербергом). А между тем цикл рассказов о пилоте Пирксе занимает особое (если не любимое) место в творчестве писателя. Он - самый динамичный и протяженный по времени. Начинаясь в спокойных, даже слегка юмористичных тонах («Полет к Луне»), по мере возмужания главного героя цикл приобретает все более драматичный оттенок (рассказы «Патруль», «Охота на Сэтавра», «Альбатрос») и, наконец, возвышается почти до трагедии («Ананке», «Терминус»). Рассказ «Дознание» принадлежит к серединной части цикла — Пиркс уже давно не желторотый курсант, но еще не достиг высот астрогатора — высшей должности в космофлоте по иерархии автора. В чем фабула рассказа «Дознание»?

Одна известная интэлектронная корпорация приглашает Пиркса совершить полет к Сатурну и выступить в роли эксперта в оценке своего необычного экипажа - экипажа, состоящего из людей и человекоподобных роботов, различить которых невозможно без использования спецсредств (рентрен и т.п.). На прямой вопрос о происхождении робот не ответит, так его запрограммировали, а применять технические средства Пирксу запретили. Цель полета — дать оценку экипажу, не зная, кто робот, а кто — человек. Пиркс сознает, что при положительной оценке начнется массовое производство роботов—космонавтов и многим людям путь в космос будет закрыт. Так почему же именно Пиркс? Он абсолютно неподкупный, у него нет семьи (во всем цикле рассказов вы не найдете упоминания о таковой), космос для него это ВСЕ. Решающим доводом для согласия Пиркса на этот полет было неудавшееся покушение на него со стороны людей, чьи интересы были не на стороне истины, а на стороне бизнеса — любого другого можно было бы запугать, подкупить, но не Пиркса. Полетное задание предусматривало рискованный элемент — пролет через щель Кассини (кольцо у Сатурна неоднородное, есть щель между поясами льда и камней шириной от 20 до 200 км, названная в честь разглядевшего ее астронома) и сбросить там 2 спутника. Именно пролет через щель и был кульминацией полета, моментом истины для экипажа, там и обнаружилось «кто есть кто», а до этого весь экипаж дружно пудрил мозги своему командиру, пытаясь помочь ему вычислить роботов.

Польский кинорежиссер Марек Пестрак, которого иногда называют польским Эдом Вудом, в 1979-м неожиданно выдал фильм, который резко отличается по стилю от всего его дальнейшего творчества, по определению жанра это почти идеальный космический триллер, где совсем непросто разгадать загаданную авторами шараду "где человек? где андроид?".

Напряжение держит зрителя почти до самого финала, очень даже на уровне сняты планы космоса и самого Сатурна, и триллерные экшен-сцены, самая известная из которых - про отрывающиеся руки андроида, сняты почти на уровне мировых стандартов.

Про космический же корабль вполне можно сказать «ковчег», ковчег Нового Завета, где люди настоящие и люди искусственные ищут взаимопонимания друг с другом, только путь к этому взаимопониманию настолько тернист и опасен, что зритель понимает: не все долетят до намеченной цели.

Кстати и до этого фильма режиссер обращался уже к теме пилота Пиркса и к творчеству Лема, поставив телевизионную фантастическую драму «Дознание» (1973). Правда там Пиркса играл другой актер.

Нужно сказать, что в этом же 1979-м году Ридли Скотт поставил знаменитого «Чужого» где был образ андроида Эша, творящего злодейства среди людей. Да и по атмосферности, буквальной мрачности обеих кораблей эти два фильма схожи.

«Дознание пилота Пиркса» так, по сути, и остался лучшим фильмом Пестрака, ничего подобного он в дальнейшем так и не снял. Правда, приключенческая фантастика «Заклятие долины змей» стала в свое время абсолютным лидером проката в СССР, но это уже совсем другая история.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 296.


    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!