ЗАКЛЯТЬЕ. НАШИ ДНИ

Отзыв на фильм "Седьмая печать" (Det sjunde inseglet, 1956)

НовостиРецензииКиноКомментарии: 0

Этот фильм был первым фильмом Бергмана, который я посмотрел в своей жизни (на ретроспективе на канале "Культура" - следом шли "Персона" и "Осенняя соната). Поначалу я не очень им проникся, поразившись гениальности "Персоны", но со временем именно "Седьмая печать" стала для меня самым дорогим, самым личным фильмом Бергмана. Этот гениальный автор был совершенно прав, как-то заметив, что "Седьмая печать" - это единственный фильм, который будет близок каждому, ибо всем нам придётся встретиться со смертью. Бергман в предельно лаконичном, отточенном до совершенства фильме задаёт самые глобальные вопросы и не даёт ответов, предлагая зрителю думать самому. Есть ли в жизни смысл, который не уничтожается смертью? Для чего живёт человек в этом мире? И как смириться с тем, что существует смерть? "Если бы бог существовал, как бы вынес я, что я не бог?" писал Ницше.

Картина Ингмара Бергмана "Седьмая печать" лишь формально разворачивается в декорациях средневековья. Подставьте любое другое время - ничего не изменится. Но надолго впечатлительный зритель, способный сопереживать не только бандитам из "Бумера" или "Бригады" (вот он - герой нашего времени!), запомнит глубинное отчаяние рыцаря Антония Блока, благородного воина, ушедшего от семьи сражаться за веру. Десять лет он смотрел в глаза смерти, уже сколько раз мысленно умирал в каждом сражении - и ради чего? Разве достоин его смерти святой град Иерусалим, где нужно защитить от мусульман гроб Господень? И есть ли он вообще - Бог?

Антоний Блок внутренне умер (позднее мотив смерти при жизни проявится в другом важнейшем фильме Бергмана "Земляничная поляна"), но слабый росток жизни ещё теплится в нём. И он хочет знать не о себе - про себя он давно решил, а о всём человечестве - зачем каждый человек живёт на свете, где повсюду глад, мор и скрежет зубов. Гениальным прозрением Бергман сводит своего героя с самой смертью (фу-фу, позор Брэду Питту - Бенгт Экерот - истинная смерть!). Он готов умереть и желает этого, но перед смертью он хочет понять, зачем человек живёт. Отсрочка, данная смертью - один день. День как целая вечность. И игра в шахматы, три кона. Проиграет Блок - заберёт его смерть, выиграет - нет. А шахматы - это как зеркальное отражение всей конструкции фильма. Как на шахматной доске есть чёрные и белые клетки, так и в "Седьмой печати" Бергман сталкивает противоположные вещи. Вера и безверие, желание смерти и жажда жизни, жестокость и любовь. Поначалу они играют на фоне воды и поля, как будто то есть ставка на кон, но в третьем раунде на кону уже семья бродячих актёров, с которой волею судьбы Блока свела жизнь.

Вера - это такая мука. Всё равно, что любить того, кто скрыт во мраке и не являет лица, как ни кричи. Но сейчас это вдруг стало не важным. Это потеряло всякий смысл... Я запомню этот момент, этот покой, безмятежность, чашу молока, спящего Микаэля, Ёфа с лютней, ваши лица в вечернем сумраке. Я буду нести это воспоминание так бережно, словно в моих руках чаша, до краёв наполненная парным молоком. Это будет моим знаменем и источником радости.

Видя их любовь и привязанность друг к другу (а зовут их Иосиф и Мария - ну как святое семейство), Антоний Блок понимает, как многого он лишился, десять лет охраняя Иерусалим от сарацинов. Истинная святость внутри человека, а не где-то вовне. Семья куда важнее всех реликвий мира. А любовь - это то, что освещает путь человека посреди мрака жизни. До самой смерти.

Бергман уже в "Седьмой печати" доказывает евангельскую мысль, что Бог - это любовь. Поиск Бога вне себя приводит к пустоте и отчаянию. А любовь к фантомам, созданным людьми, является лишь жалкой тенью единственно священной любви - любви к человеку. Не случайно также, что младенец Микаэль, которого так любят родители, сопоставляется с самим Иисусом, хотя только начинает жить. Жизнь - поистине священный дар природы, и его не уничтожить смерти. Ибо жизнь, как феникс, всегда рождается вновь.

Антоний Блок не нашёл подтверждения существования Бога, но зато он обрёл гораздо большее. Смысл жизни в самопожертвовании. Видя, что проигрывает, смерть стала интересоваться спутниками рыцаря, в том числе и семьёй актёров. Выиграет он - погибнут они. "Никто не умрёт вместо меня" - категорический императив философов-экзистенциалистов. Блок поддался смерти и проиграл, но "а я и не заметил". Партия со смертью вдруг стала неважной. Он исполнил свой долг воина и человека, отдав свою жизнь, чтобы жили другие.

Финальная сцена фильма происходит в замке Блока, где он, наконец, встречается со своей женой, которая ждала его десять лет. Только он изменился, и уже не тот, кого она любила. Мой дом - моя крепость. Но лишь пока есть любовь. Но стоит ей уйти - и вот уже смерть в образе клоуна стучится в дверь, чтобы, исполнив танец смерти, увести процессию в страну теней.

И не так уж важно есть ли Бог. Главное, что есть любовь.

Оценка: 10,5

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 254.


    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!