КУКЛОВОД

Фэнзона

Отзыв о романе Антона Вильгоцкого «Пастырь мертвецов»

РецензииКомментарии: 2

Антон Вильгоцкий – человек разносторонний. Прежде он был известен мне как постоянный автор музыкального издания «Dark City». Его статья о деградации молодёжных субкультур, «Поколение Хэ», произвела сильное впечатление. Помню, отправляясь на встречу с университетскими друзьями, среди которых есть трепетно относящиеся к панк-культуре, я захватил с собой тот номер журнала. Позже я познакомился с материалами Антона для «Даркера», затем начал регулярно читать (и читаю!) материалы его блога. Пару лет назад Вильгоцкий поделился со мной текстом романа в новеллах «Лавка ужасов» (к сожалению, существующего пока только в электронной версии), а вот теперь настала очередь «Пастыря мертвецов», изданного «Эксмо» в серии «Русский хоррор».

Скажу сразу, что надпись про хоррор вводит потенциального покупателя в заблуждение. Причём, чтобы понять этот обман, достаточно прочитать аннотацию: «Его зовут Егор Киреев. Он владеет книжным магазином и время от времени занимается дизайнерскими проектами. Но его основной источник дохода состоит совсем в другом. Егор - практикующий некромант... Он видел в жизни всякое. Он не боится выйти против трех сотен оживших трупов, заручившись помощью одной лишь маленькой девочки. Он знает подлинную цену жизни... и, разумеется, смерти. Но вот однажды происходит нечто, способное шокировать даже его - некроманта. Теперь Егор и его друзья… должны вчетвером решить проблему, угрожающую безопасности города и способную послужить толчком к началу новой войны между Светом и Тьмой…». Возможно, для человека неискушённого слова «некромант», «ожившие трупы», «Свет и Тьма» являются своеобразными маркерами жанровой принадлежности книги к литературе ужасов, но опытный читатель, скорее всего, сразу сообразит, что перед ним – городское фэнтези. (Впрочем, приделать на обложку надпись про хоррор – решение издательства. Автор тут ни при чём.)

Итак, мы погрузимся в мир современного Ростова-на-Дону, в котором наряду с обычными горожанами существует мир Магов и Магии. Маги, как и положено, делятся на Светлых и Тёмных, Белых и Чёрных. Но не спешите кривить рот и махать рукой, мол, всё это мы уже читали и видели! Действительно, добрыми и злыми магами на улицах российских городов читателя уже не удивишь. Но не всё так просто: Добро и Свет, Зло и Тьма в этом романе отнюдь не синонимы!

Автор умело играет со знакомыми всем любителям мистики и хоррора образами. Вот бар, где собираются вампиры, – явные отсылки к «Королеве проклятых», «Блэйду» или даже «От заката до рассвета». А вот бармен, чёрт Горри, - и сразу вспоминается фильм «Константин». Вот Мальгедорн - человек, превратившийся в демона путём познания запредельной боли (привет «Восставшим из Ада»!). Вот похожий на ёжика с человеческими руками домовой Дормидонт, приговаривающий «Ой, беда, беда, огорчение!» - знакомые с советской мультипликацией читатели конечно же узнают присказку домовёнка Кузи. Вот толпа оживших покойников, бродящих по кладбищу и алчущих плоти. И это не тупые бессловесные зомби, какими их выставляют в современном кинематографе, нет – это ходячие мертвецы, способные разговаривать. А это уже в традициях классических ужастиков вроде фильмов Лючио Фульчи и франшизы «Возвращение живых мертвецов».

Помимо аллюзий (не знаю, насколько уместен здесь этот термин) читателя ждут почти энциклопедические авторские вставки. Из них вы узнаете о домовых и чертях (последние в «Пастыре» совсем не похожи на бесов христианской мифологии и, вообще, чёрт и демон суть не одно и то же), познакомитесь с историей легендарной куртки косухи, получите представление о Ростовском Северном кладбище (крупнейшем кладбище европейской части России, между прочим). И, разумеется, поймёте, что такое некромантия и кто такие некроманты.

А ещё с первых страниц романа вы наверняка обратите внимание, что вводя в повествование того или иного персонажа, автор сразу же высказывает отношение к нему. Гопника он прямо именует гопником, алкаша – алкашом, уголовника – уголовником, а жители казачьего городка Уманска и вовсе изображены почти карикатурно. Кому-то это может показаться грубым приёмом: мол, автор ничего не должен навязывать читателю, читатель сам для себя решит, кто герой, а кто подонок. Но лично я не вижу ничего плохого в таких вот авторских оценках. Примерно то же самое делает Джесс Буллингтон в «Печальной истории братьев Гроссбарт», прямо именуя пресловутых братьев негодяями и всячески подчёркивая их моральное уродство.

Другим условным недостатком романа является отсутствие конфликтов. Разумеется, я имею в виду конфликты внутренние. Так уж мы привыкли, что в сюжете обязательно должен быть какой-то разлад: между друзьями, единомышленниками, однопартийцами, супругами, половинками собственного «я». А в «Пастыре» этого нет: Егор Киреев не мучается добрую половину романа перед необходимостью какого-нибудь нравственного выбора. Его соратники тоже не ссорятся, не борются за лидерство, не пытаются «перетянуть одеяло на себя». Люди (а вместе с ними – уже упомянутые черти, упыри, домовые) просто делают своё дело, действуя единой командой и пытаясь предотвратить армаггедон в отдельно взятом южном российском городе.

Итак, подведём итоги. Если вы поклонник ужасов и надпись на обложке «Русский хоррор» сработает для вас как приманка, купив «Пастыря», вы, скорее всего, будете разочарованы. Потому что, повторюсь, хоррора в чистом виде в романе нет. А вот если вы - читатель с более широкими литературными взглядами, особенно – поклонник фэнтези, в первую очередь, городского (в духе «Дозоров») - роман Антона Вильгоцкого наверняка придётся вам по душе. А заодно вы узнаете, зачем всё-таки чертям нужны человеческие души.

И последнее. После прочтения романа мне пришла в голову мысль: а что если наши провалы (соликамский и березниковский), о которых в своё время трубили федеральные СМИ, образовались вовсе не в результате природных процессов и не вследствие деятельности одной крупной горнодобывающей компании? Что если они на самом деле – следы попыток Великого змея Ёрмунганда выйти на поверхность? Ведь он, как уверяет нас А. Вильгоцкий, не опоясывает Земной шар, а перемещается под землёй подобно чудовищному дождевому червю.

Ознакомительный фрагмент книги:

Скачать: PDF

Превью:

PDF

Просмотры: 465

Комментариев: 2 RSS

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!