ДЕМОН ВНУТРИ

Вечерний свет. Рецензия ЗУ

НовостиРецензииИгрыКомментарии: 0

По сравнению с "Книгой ужасов" Стивена Джонса (коего в недрах издательства АСТ некоторые знают как "Джона Стивенса") плюс этой подборки рассказов в том, что почти все они легко читаются и на самом деле как минимум занятны. Жирный минус антологии - то, что ее антологией-то довольно сложно назвать: здесь всего десять рассказов, среди которых нет ни одного длинного. Собственно, "Летний гром" батьки Кинга кажется в сравнении с "Зевакой" (Стив Резник Тем) или "Куколкой" (Клайв Баркер) едва ли не повестью, хотя по меркам самого Кинга это практически зарисовка.

Еще один довольно серьезный минус книги: не полное ее соответствии заявленному жанру. Впрочем, журнал "Cemetery Dance", к юбилею которого была выпущена книга, заявляет себя как издание, посвященное не только хоррору, но и саспенсу - это в какой-то мере оправдывает наличие в подборке таких рассказов как "Мгновенная вечность" (Брайен Джеймс Фримен) и "Одиночный полет" (Эд Горман). К слову, рассказы эти в книге - из лучших, даром что лишены элемента пугающего как такового: первый скорее следует отнести к околовоенной прозе (по сюжету герой спасает девочку, наступившую на мину), второй делает откровенный реверанс в сторону классических crime story (не даром в тексте много раз упоминают Клинта Иствуда и полицейский триллер с его участием "Грязный Гарри"), только в героях тут ходят два дышащих на ладан пенсионера.

Жемчужиной сборника (удивительно, что ее недооценили многие читатели) является рассказ Бентли Литтла "В комнате", наиболее страшный и жуткий из всей десятки, собранной Ричардом Чизмаром. Жути он нагоняет с первых же строчек, причем жути профессионально-непонятной. Литтл еще раз доказывает, что талант у него есть, причем в короткой форме этот талант проявляется едва ли не ярче, чем в романах.

Помянутый рассказец Стивена Кинга "Летний гром" не представляет ничего особого для творчества самого мэтра и, опять же, довольно косвенно относится к хоррору, ведь по сути это история о постапокалипсисе (если прямым текстом) и о смерти как таковой (если говорить о метафорических смыслах). Мастерство Кинга никуда не делось, и во многом именно фирменный стиль и владение словом вытягивают ничем прочим особо не выделяющийся текст.

К неудачам следует отнести "Цвет крови" Нормана Партриджа - история трэшевая, маловразумительная, да еще и поданная в псевдо-эстетском, "вышоколитературном" "штиле". Безымянные персонажи, безымянный монстр, некоторое количество мистики и той самой крови, которая, по идее, должна нагонять атмосферу ужаса и страха, а нагоняет лишь зевоту и тоску. Тот редкий случай в рамках этого сборника, когда радуешься краткости произведения.

Второй случай такого сорта - литературное упражнение за авторством Питера Страуба под названием "Собрание рассказов Фредди Протеро, с предисловием Терлесса Магнуссена, кандидата филологических наук". Название целиком и полностью отражает саму суть произведения: это и правда сборник в сборнике, да еще и с вполне себе филологическим языком написанным вступительным словом. "Фишка" в том, что Фредди Протеро - мальчик, исчезнувший, когда ему было девять лет. Соответственно, "рассказы" его - это коротенькие косноязычные, полные ошибок тексты. Автор усиленно стремится копировать "детский" стиль письма, в общем небезуспешно, а попутно подводит читателей к мысли о том, что несчастный ребенок из неблагополучной семьи Фредди Протеро, по всей видимости, страдал шизофренией (вплоть до раздвоения личности), а дни свои закончил, прыгнув с моста в реку. Интересная задумка, интересная реализация, но слишком уж все неясно остается в этой истории, экспериментально-литературно, а наличие того самого "предисловия" выглядит довольно сатирически и напоминает неуместную насмешку над детской безграмотностью и смертью.

"Вестерн с мертвецами" (Джек Кетчам), "Сортир" (Рональд Келли) и "Зевака" (Стив Резник Тем) - короткие, легко и быстро читающиеся, но, увы, довольно примитивные истории. Такие рассказы не портят дешевые издания, не испортили они и эту книгу, однако в силу своей краткости и простоты (в случае с Келли скатываюшейся в откровенный трэш), не могут стать и "жемчужинами".

Наконец, "Куколка" маэстро Баркера, даром что задевает политкорректные донельзя темы (бытовое насилие, однополая любовь и "сексуальность для себя"), заставляет с тоской вспоминать лучшие истории из культовых "Книг крови", прославивших Клайва. Где тот автор, что сочинял "Полуночный поезд с мясом" и "Свиньи Тиффердауна", "Страх" и "Сумерки над башнями"? Такое ощущение, что он исчез, канул в неизведанное подобно Фредди Протеро.

Вот и получается, что имеем мы книгу хоть по именами авторов и громкую, но по наполнению довольно среднюю, к тому же совсем уж непростительно короткую.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 485.


    Оставьте комментарий!

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.