Новости

Пятилетка новых русских киноужасов - от "Пиковой дамы" до "Бывшей" (СПЕЦИАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ)

РазноеКиноБокс-офисКомментарии: 54

Говорить, что русский (российский) хоррор в кино начался в 2015 году - будет большой ошибкой. Знатоки помнят культовые ленты еще советского и раннероссийского периода, да и в 2000-е что-то снималось, что-то было на слуху ("Жесть", "Ведьма", "Юленька", "Путевой обходчик" и т.д.). Однако все это были пробы от случая к случаю. В 2015-м же году случилось то, что в дальнейшем породило целую волну "новых русских киноужасов". Эта волна захлестнула отечественный кинобизнес, а брызги ее до сих пор долетают до зрителей. Пожалуй, когда-нибудь этот период - с 2015 по 2020-2021 годы - историки кино в наших краях могут назвать "пятилеткой российского хоррора". Но вот куда эта волна нас вынесла, не идет ли она уже на спад и что нам останется в итоге после нее?..

Собственно, чем примечателен конкретно 2015 год? А тем, что именно в 2015-м на экраны вышел фильм "Пиковая дама: Черный обряд", который стал ПЕРВЫМ коммерчески успешным отечественным фильмом ужасов. При бюджете в 45 миллионов рублей "Черный обряд" собрал в российском кинопрокате более 131 миллиона (здесь и далее в части бюджетов и кассовых сборов, если отдельно не оговорено, мы ориентируемся на данные сервиса ЕАИС как наиболее достоверные). Плюс продажи зарубеж и иные доходы - в коммерческом плане это была серьезная удача.

Критики, да и публика в целом тоже приняли картину пусть без восторга, но с оптимизмом. Рейтинг в районе 5,1 на Кинопоиске, 25 "положительных" рецензий там же (против 18 "отрицательных") к настоящему моменту (все-таки, прошло немало лет) кажется, более-менее объективно отражают уровень фильма. С поправкой на то, что современное русское кино, как и хоррор в целом, на "мультижанровых" киносайтах обычно получают среднюю оценку где-то на балл-полтора ниже того, чего заслуживают, просто в силу предвзятого отношения части тамошней аудитории... Бывают, увы, и случаи иного сорта, когда по выходу релиза недобросовестные прокатчики/создатели специально "натягивают" рейтинг при помощи ботов - но это отдельная тема и к "Пиковой даме" она отношения не имеет, здесь соотношение позитивных и негативных рецензий, рейтинг и количество голосов выглядят вполне адекватно.

В любом случае главное - был успех коммерческий, которого удалось достигнуть без господдержки и каких-то безумных вливаний в пиар по центральным телеканалам. Что, конечно, вдохновило многих. Собственно, практически все, кто каким-либо образом участвовал в создании "Черного обряда", в дальнейшем пытались развивать этот успех.

Так, режиссер и сценарист Святослав Подгаевский и креативный продюсер "Пиковой дамы" Иван Капитонов позже организовали собственную, заточенную под производство хорроров студию QS Films (в аббревиатуре без труда угадывается Queen of Spades - "Пиковая дама" по-английски).

Продюсер Владислав Северцев еще раньше создал студию 10/09 (а именно 10 сентября 2015 года - 10/09/2015 - вышла в российский прокат "Пиковая дама"), также специализирующуюся исключительно на ужасах.

Продюсеры Георгий Малков, Владимир Поляков, Даниил Махорт - собственных хоррор-студий не создавали, но жанровое кино делать продолжили - "Маршрут построен", "Гости", "Запретная зона"...

Даже оператор "Пиковой дамы", Антон Зенкович, не только продолжил активно работать в этом качестве в жанровых фильмах, но и сам снял как режиссер одну картину - "Фото на память".

А спустя пару лет, в январе 2017-го, на экраны вышла "Невеста" - фильм, который зрители сейчас в основном ругают, но в то время - "проголосовали рублем". Причем не только в России.

Успех "Невесты" в коммерческом плане был просто феноменален. Картина, бюджет которой составил 50 миллионов рублей (из которых 20 миллионов были выделены на безвозвратной основе Фондом Кино, то есть были спонсорской помощью со стороны государства) собрала в прокате более 176 миллионов... а зарубежный прокат принес в два с лишним раза больше.

После этого поток новых российских киноужасов было уже не остановить. Но, кажется, это сыграло с жанром дурную шутку, так как ни превзойти этот успех, ни хотя бы более-менее его повторить - до сих пор никому не удается.

Что же случилось с русскими киноужасами? Почему после столь многообещающего, казалось бы, старта не случилось "продолжения банкета" и жанр оказался там, где он оказался?

Мы изучили данные по всем основным жанровым российским лентам этого периода: бюджет, спонсорская поддержка государства, кассовые сборы в России, рейтинги и количество зрительских рецензий разного рода. Все собранные данные приводим в том хронологическом порядке, в каком фильмы выходили в России, тем самым фиксируя состояние жанра вплоть до настоящего времени. За точку отсчета берем дату премьеры первой "Пиковой дамы" (сентябрь 2015 года), а финишируем окончанием проката "Бывшей" (апрель 2021 года) - последнего на сегодня (но не вообще в этом году) российского кинохоррора.

Расшифровка столбцов таблицы:

  • - порядковый номер релиза в таблице;
  • Фильм - название релиза;
  • Дата релиза - число, месяц, год премьеры;
  • Рейтинг - средний рейтинг фильма на Кинопоиске (в скобках указываем количество голосов в тысячах);
  • Рецензии позитив. - количество хвалебных рецензий зрителей на Кинопоиске, выделены зеленым цветом;
  • Рецензии негатив. - количество отрицательных рецензий зрителей на Кинопоиске, выделены красным цветов;
  • Бюджет - производственный бюджет, в рублях;
  • Помощь - господдержка в виде безвозвратных кредитов, в рублях;
  • Сборы - кассовые сборы в России, в рублях.

Последние три параметра мы также выделяем разными цветами: зеленый значит, что фильм принес прибыль одним только театральным прокатом в России; красный говорит об убытках.

Важно понимать, что речь идет о доходности только и исключительно от российского театрального проката, которую мы вычисляем по следующей упрощенной формуле: Z-(X-Y)/2, где Z - кассовые сборы, X - производственный бюджет, Y - господдержка в виде безвозвратных кредитов, а параметр "2" используется на основе того, что, как правило, 50% кассовых сборов остаются в кинотеатрах. То есть сопоставляются кассовые сборы с бюджетом, из суммы которого вычтен объем безвозвратной господдержки.

Отметим также, что в таблице отсутствует ряд небольших релизов (например, "Атакан" и "Дочь тьмы"), которые выходили в малом числе кинотеатров. Мы также не включили в нее "Спутник", который стал заметным явлением в онлайн-кинотеатрах, но в прокат из-за пандемии вообще не попал. С другой стороны, можно сомневаться в жанровой принадлежности таких лент, как "Черная вода", "Проигранное место" и "Проводник", но позиционировались все они именно как ужасы (а не, допустим, артхаус) и пытались агрегировать именно аудиторию любителей хоррора. По той же причине мы НЕ включили в таблицу данные по фильмам трилогии "Гоголь" - имея в себе серьезный элемент хоррора, все три части этой саги все же позиционировались скорее как псевдоисторические фэнтези-блокбастеры и охватывали аудиторию за пределами жанровой "ниши".

Таблица №1 (большой размер - по клику):

Примечания:

* - Данные в ЕАИС отсутствуют, приводятся ориентировочные данные по сведениям других источников (Кинопоиск и т.п.) - при наличии таких сведений.

** - Данные отсутствуют.

Как видим, в таблицу включен 21 релиз. Совокупный производственный бюджет этих картин (за вычетом "Вдовы", по которой какие-либо данные найти не удалось) составляет более 1,1 миллиарда рублей, из которых 392 миллиона были выделены государством в качестве безвозмездных кредитов. Эти деньги продюсеры не должны были возвращать Минкульту или Фонду Кино (в отличие от кредитов воз, то есть речь идет о реальном и значительном снижении трат благодаря государственной поддержке. За вычетом этой поддержки совокупный бюджет рассматриваемых релизов составляет около 710 миллионов рублей.

Что касается кассовых сборов, то в совокупности в российском прокате эти фильмы собрали около миллиарда рублей. С учетом отчислений кинотеатрам эта сумма уменьшается в два раза. Проще говоря - на производство потрачено было порядка 710 миллионов, а заработать эти фильмы в российском прокате смогли только 500. Даже солидная помощь государства - не спасает.

Это хорошо заметно по малому числу "зеленых" (успешных в российском прокате) релизов. Их всего три, два из них ("Невеста" и "Русалка") имели поддержку от государства, но - интересный факт - по сборам выходили в плюс даже без оной.

Конечно, не совсем корректно учитывать в тратах лишь стоимость производства фильма, ведь есть еще и траты на рекламу. Иногда это очень крупные суммы, однако рекламные бюджеты часто остаются в тайне, данных по ним крайне мало. В "доходной" же части нельзя сбрасывать со счетов выручку от проката зарубежом, продаж прав на ремейки и т.п., доходы от цифровых релизов в легальных онлайн-кинотеатрах и т.п., но, как и с рекламой, собрать такие данные сегодня пока не представляется возможным.

Однако и тех данных, что есть, вполне достаточно, чтобы видеть некие тенденции. Для пущей наглядности, возьмем данные по пяти самым кассовым фильмам из этого списка. У нас получается такой вот мини-топ:

  1. Невеста (2017 г.) - 176,2 млн. рублей;
  2. Пиковая дама: Черный обряд (2015 г.) - 131,7 млн. рублей;
  3. Русалка. Озеро мертвых (2018 г.) - 100,9 млн. рублей;
  4. Пиковая дама: Зазеркалье (2019 г.) - 86,3 млн. рублей;
  5. Яга. Кошмар темного леса (2020 г.) - 73,0 млн. рублей.

Видно, что с 2017 года самые кассовые отечественные хорроры собирают все меньше и меньше. И с той же "Ягой" на пандемию ее результаты не спишешь - фильм успел выйти в прокат еще до введения карантинов, ограничений и т.д.. Более того, с 2017 года ни один российский фильм ужасов не собрал не только сопоставимые с "Невестой" деньги, но даже к первой "Пиковой даме" (2015 года выпуска!) не смог по сборам приблизиться. Ближайший конкурент по этой части - "Русалка" - собрала на 30 с лишним миллионов меньше.

В период пандемии (2020-2021 года) эта тенденция, естественно, сохраняется и усиливается. Самый кассовый российский кинохоррор этого времени - "Кольская сверхглубокая" со сборами около 41 миллиона.

Однако сборы, как мы уже сказали, это еще не все. Посмотрим, как будет выглядеть топ, если принимать в расчет разницу между тратами на производство (за вычетом господдержки) и сборами, то есть все та же тройка успешных релизов плюс парочка наименее убыточных:

  1. Невеста (2017 г.) - 58,1 млн. рублей прибыли;
  2. Русалка. Озеро мертвых (2018 г.) - 28,5 млн. рублей прибыли;
  3. Пиковая дама: Черный обряд (2015 г.) - 20,9 млн. рублей прибыли;
  4. Пиковая дама: Зазеркалье (2019 г.) - 0,2 млн. рублей убытка;
  5. Черная вода (2017 г.) - 2 млн. рублей убытка

Как видим, убытки "Зазеркалья" составляют символическую сумму. Но гораздо показательнее не это, а то, что с 2019 года речь о прибыли от российского проката для отечественных киноужасов вообще не идет - даже с учетом господдержки. После "Зазеркалья" наименьшие убытки (речь о сумме порядка 2 миллионов рублей) нес релиз "Черная вода", а уже "Яга" по этому показателю из пятерки лучших выбывает, т.к. потери были еще значительнее.

Таким образом, с 2017 года (релиз "Невесты") кассовые сборы отечественных фильмов ужасов резко снизились и далее лишь снижались - даже у самых разрекламированных и кассовых релизов - из года в год: Со 100 миллионов "Русалки" (2018) до 41 миллиона "Кольской сверхглубокой" (2020). И чем дальше, тем хуже.

Заметно, что в целом для жанрового российского кино даже сборы на уровне "Рассвета" (2019) и "Маршрут построен" (2015) - то есть в районе 52-53 миллионов - мечта. Ведь из 21 рассматриваемого фильма лишь 7 могут похвастать тем, что достигли или превысили этот уровень. И это при том, что прибыльными успешными релизами в российском прокате можно считать лишь те хорроры, которые собрали от 100 миллионов...

Цифры кошмарные. Львиная доля российских киноужасов не собирает даже половины той кассы, которая нужна для того, чтобы считаться успехом в российском прокате.

Диаграмма №1 (большой размер - по клику):

Кассовые сборы падают из года в год.

Кажется очевидным, что доверие аудитории к российскому кинохоррору неуклонно снижается, а реклама хоть и помогает (это как раз заметно по сборам "главных" хитов, которые имели серьезный пиар - на фоне прочих они собирают больше), но точно уже никого не спасает. И без того кризисную ситуацию со сборами пандемия еще значительно усугубила, так что приходится констатировать очевидный факт: надеяться на то, что фильм ужасов российского производства принесет прибыль только российским кинопрокатом сейчас просто бессмысленно.

Да, есть еще зарубежные продажи и стриминги, что вкупе с господдержкой порой спасает продюсеров от значительных убытков - насколько нам известно, это как раз история "Бывшей". Или даже помогает принести серьезную прибыль. Но факт в том, что первая "Пиковая дама" и "Невеста" показали отличные сборы в прокате, а потом еще принесли доход в зарубежье, а все остальные в лучшем случае выходили в плюс за счет стриминга, зарубежья и помощи государства, но такого успеха и таких прибылей - не имели.

В этих условиях совершенно точно выглядят неоправданными производственные бюджеты на уровне 70-80 миллионов рублей и выше (5 фильмов из рассматриваемых 21). Тот максимум, который сейчас могут позволить себе продюсеры - даже с расчётом на господдержку! - это 40-50 миллионов. Во ВСЕХ остальных случаях убытки гарантированы, а при бюджете в 40-50 миллионов есть хоть какие-то шансы на окупаемость пусть не прокатом, но прокатом, стримингами и зарубежьем.

Возникает естественный вопрос - а почему? Почему в 2015 и 2017 годах отечественный хоррор мог быть хитом, а позже все стухло? Безусловно, здесь работает масса факторов, но если мы говорим о падении доверия к ужасам российского производства у аудитории, то важно рассмотреть такие показатели как рейтинги фильмов, количество позитивных и негативных рецензий.

К нашему большому сожалению, опираться в плане оценки конкретных фильмов на статистику Кинопоиска по рейтингам, количеству голосов и количеству рецензий очень сложно. Мы пытались рассматривать эти показатели, но столкнулись с очевидными статистическими аномалиями, перекосами в отдельных показателях - то у какого-то кино со средне-паршивым рейтингом внезапно много позитивных отзывов, то явно завышенное число голосов в рейтинге, то сам рейтинг подозрительно высок. Иногда это просто нелепо: 42 тысячи голосов, отданных за "Кольскую сверхглубокую" 2020 года выпуска - откуда, если по этому показателю ближайшие конкуренты - "Русалка" (2018) с 25 тысячами и первая "Пиковая дама" (2015 год!) с 24 тысячами?

Диаграмма №2 (большой размер - по клику):

Даже по сравнению с какими-то другими аномально высокими показателями ("Дизлайк", "Русалка") - "Кольская сверхглубокая" имеет запредельный.

И речь не только о накрутках "в плюс", которые наверняка имеют место. Мы копнули статистику этих рейтингов и убедились, что сотни юзеров ставят низкие баллы вообще ВСЕМ русским фильмам нового времени, вне зависимости от жанра. Случаев, когда аккаунты пользователей на Кинопоиске создаются с целью поставить "кол" одному конкретному фильму (иногда для проформы оценивают еще 2-3 фильма) - тоже очень много.

И хотя сам Кинопоиск утверждает, что использует "специальные, постоянно совершенствующиеся алгоритмы" для формирования рейтингов - в то, что эти алгоритмы работают качественно, поверить сложно.

Кроме того, на количество голосов (и, похоже, на сам рейтинг) Кинопоиска явно влияет доступность фильма для просмотра в самом онлайн-кинотеатре Кинопоиска - у таких релизов и голосов гораздо больше, и рейтинги почему-то повыше.

Проще говоря, показатели рейтингов, голосов и рецензий отдельных фильмов в конкретных случаях далеко не всегда выглядят достоверными. Единственное, что можно отметить, обобщая эти данные: в общем и целом рейтинги российских киноужасов болтаются в районе между 4,5 и 5,5 по 10-балльной шкале.

Диаграмма №3 (большой размер - по клику):

Подытоживая сказанное, можно констатировать, что хорроры российского производства в рассматриваемый период в лучшем случае стагнировали либо вовсе деградировали даже по сравнению с лентами 2015-2017 годов, что и сказалось - у массовой аудитории такие премьеры не вызывают доверия, кассовые сборы падают, а реклама и господдержка уже не спасают. Тот большой аванс, которым стали успехи первой "Пиковой дамы" и "Невесты", не оправдался, так как создатели этих и других отечественных фильмов ужасов ошибочно трактовали, восприняли эти удачи как некую готовую рабочую схему по извлечению коммерческой выгоды.

Увы, "волна новых русских киноужасов" идет на спад по всем параметрам. И незначительные всплески, которые мы в ней наблюдали, общие тенденции не меняют.

Очевидно, что на российский кинопрокат нет никакой надежды, а свою работу отечественные хоррормейкеры должны переориентировать на: а) стриминги; б) зарубежные рынки. При этом крайне желательно еще и расти в творческом плане, и продвигать те релизы, которые выдерживают критику - со всем этим у нас точно громадные проблемы.

Впрочем, нельзя считать эту пятилетку и совершенно бездарно проваленной. Да, наши киноделы не "родили" общепризнанных шедевров жанра, но создали несколько крепких середняков, за которые, в общем-то, не стыдно. Но это уже отдельная тема, которой мы посвятим отдельный материал.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 2890.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Более 19,000 человек подписаны на наши страницы в социальных сетях. Подпишитесь и вы, чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео!

Комментариев: 54 RSS

  • Прорветесь, выхода нет.

  • занимательно. спасибо. я думаю, частично еще сказалось быстрое развитие стрим-платформ. как раз на этот период бурный рост леагального стриминга и приходится. потому как те любители хоррора, кто смотрел на трекерах и прочих пиратских ресурсах они все равно в кино не ходили, а платформы все таки отожрали часть хоррор гоуеров у кинотеатров. я даже по личному опыту скажу, что дома ужасы гораздо приятнее смотреть, чем в кино. в кино, если и идешь то за чем-то крупным. думаю в кино массово вряд ли стоит ожидать успехов ужасов, но будет вполне вотсребовано для стрима и других площадок. тот же нетфликс пришел и уже готов заказывать локальным производителям контент. это даже хорошо, потому что не будет всей этой лобуды с ценузрой и рейтингами и создателям вполне можно будет поиграть и с артухой, слоубернами и в жескач - авось вырулит кривая русского хоррора куда-нить в никуда )))

  • Тот большой аванс, которым стали успехи первой "Пиковой дамы" и "Невесты", не оправдался, так как создатели этих и других отечественных фильмов ужасов ошибочно трактовали, восприняли эти удачи как некую готовую рабочую схему по извлечению коммерческой выгоды.

    Да! Да! Именно так я и думаю каждый раз когда вижу новый сомнительный трейлер, или читаю рецу из нашего ЗУ-комьюнити на какой-нибудь посредственный фильм жанра. Я всегда задавался вопросом, неужели вы не можете на ошибках поучиться? Но нет.

    И вот думаю вы абсолютно четко и правильно сформулировали корень проблемы.

    Но главное что у нас есть блестящий русский книжный хоррор. Это уже победа, спасибо ССК и сериям-ответвлениям.

  • Все просто.

    Фильмы плохие, потому и сборы никакие.

    И дело не в том, что на Кинопоиске ставят заниженные оценки, а в том, что фильмы реально никакие.

    Да еще и скроены по одному шаблону.

    Неведомая потусторонняя бяка в каком-нибудь заброшенном доме.

    Как же такой шлак конкретно надоел.

    И эта проблема не только российских, но и зарубежных ужасов.

    Все почти одинаковые, реально мало чего-то нового.

    Вторая проблема, в том что все эти российские ужасы сняты по зарубежным стандартам.

    В них практически нет ничего ни российского, ни чего-либо, отражающего российскую реальность и действительность.

    Даже действие почти всегда разворачивается в каких-нибудь богатых домах, в которых в действительности проживает очень малая часть населения.

    Снимите ужастик про оборону квартиры или подъезда обычной жилой многоэтажки от зомби апокалипсиса.

    Будет же круто и интересно.

    С этим кстати очень классно справились например корейцы в недавнем зомби ужастике.

    Да даже если учесть, что у нас в подъездах в квартирах практически все двери открываются НАРУЖУ, а не ВНУТРЬ, как в американских фильмах и реальности.

    А ну-ка, попробуй такую дверь вышиби, а если еще и двойная стоит....)))

    Запарятся зомби в нее долбиться.))

    И вот кстати такие маленькие, но на мой взгляд, интересные детали, почти никогда в российском кино не учитываются.

    • а можно вопрос вам? вы в кинотеатры ходите на ужасы? только честно.

      • а можно вопрос вам? вы в кинотеатры ходите на ужасы? только честно.

        Если вопрос ко мне, то да, хожу, честно-честно.

        И даже "Кольскую Сверхглубокую" в кино смотрел. )

        А на Яге вообще один в зале сидел, а ходил в день премьеры, в четверг.

    • Все просто. Фильмы плохие, потому и сборы никакие.

      То-то и оно, что нет тут связи прямой между качеством и сборами. Ее можно усмотреть в том, как долго кино идет в прокате и как медленно снижается динамика сборов, но это уже вторичные такие показатели, т.к. главное - сборы в первый уик-энд, в первые 2 недели максимум. И если фильм провалился на старте - его уже не спасет хороший "сарафан" отзывов (показатель качества).

      И в этом, кстати, возможно кроется источник проблем не русского, а общемирового кино современного. Качество во многих отношениях отходит на второй план для всех, кроме зрителей. Потому что важнее создать хайп вокруг релиза, привлечь внимание к премьере, а не сделать хорошее кино. Первое обеспечивает сборы на старте проката, а не второе, увы.

  • На мой взгляд единственные удачные хорроры с нулевых у нас снял Руминов. Из этого волна конечно не родилась бы, слишком они своеобразные. Но скорее стоило двигаться каким-то своим путём, а не копипастить американский стандарт как сейчас. В итоге единственное, что получилось из такого подхода - условная европейская бэха. Причем чем дальше, тем хуже. Из положительных примеров за последние годы назвал бы только «Проигранное место» и «Чёрную воду». Вопросы к ним конечно есть, но это хотя бы не конвейер.

    • Меня в свое время очень впечатлила "Жесть".

      Ей бы поменьше заигрыванием с артхаусом и вообще бы цены не было.

      Этакий российский вариант "Дома тысячи Трупов".

      Да я и до сих пор ее люблю и периодически пересматриваю.

      А какая там классная музыка!

  • С одной стороны, конечно, молодцы, что пытаются и пробуют то да сё.

    С другой - у нас катастрофически не получается ни своя Яга с Русалками, ни западная калька Пиковых Дам с Женщины в чёрном и прочие Твари. Причём западные заимствования - это вовсе не плохо. Просто если бы брали лучшее, и показывали "да мы также можем" - уже было бы похвально.

    Не припоминю ни один даже смотрибельный неплохой фильм, который хотелось бы смотреть ещё раз снова, как советские "Вельд", "Вий", "Господин оформитель". Не всё у нас сделано плохо, но пересматривать не тянет ничего из представленного и помимо этого ещё не добравшиеся до кинотеатров фильмы бывали (про кикимору припоминаю какой-то недавний, хотя он может украинский или белорусский).

    Либо несуразный сценарий аля "Конверт" и "Проводник" (это вообще какой-то АДЪ), либо халатная игра актёров даже с кастом уровня ААА-фильма (см. "Тварь").

    Ни малобюджетки, снятые на коленке, ни блокбастеры с иностранными звёздами (как "Вий" который про картографа Грина).

    Уже пытались и в оборотней с "Синевиром" (он вроде белорусский), и в вампиров с "Вурдалаками", а всё какое-то, ну не то, господа.

    И даже атмосфера "аля Видок" не вытягивает на себе никакая "Девятая". Триллеры, хорроры, мистика, сколько попыток и всё такое сырое, всё по сей день, как проба пера, как протаптывание дорожек. С неумелыми диалогами, с ляпами похлеще голливуда, с сюжетными дырами меж которых лоскутное одеяло сцен сложно стыкуется меж собой, спотыкаясь о нелепые клише.

    Я из списка не видел "Приворот", говорят, там наоборот вместо привычных банальностей слишком уж запутали сюжет ВотЭтоПоворот'ами, перемудрили. Не видел "Вдову" и "Бывшую". Но из остального чуть ли не каждый проект мог бы стать гораздо лучше, если бы сценаристы устраивали читку текста и диалогов, выявляя недостатки повествования, если бы режиссёр заставлял народ играть искренними эмоциями и набирать более талантливых пусть даже ноунэйм-выпускников из Актёрских училищь, но которые правда талантливы и готовы отыграть героев.

    Один из наших артистов, не помню, правда, кто именно, однажды говорил, что если твой герой прописан в сюжете плохо и блёкло (например второстепенный персонаж) - ты, как актёр, САМ придумывай ему за кадром: семью, мотивацию, черты характера, и прочее. Всю его предысторию, как до дошёл до момента своего появления в сюжете и (если не помирает по сценарию) куда за кадром делся, чем занялся. Прочувствуйте своего героя, даже если роль у вас посредственная. Почему НИКТО НЕ ХОЧЕТ РАБОТАТЬ?! Ни сценаристы, ни режиссёры, ни актёры. Иногда даже крутой монтаж мог бы вытащить (концовку "Маршрут построен" особенно, внятно и стильно всё обозначить, вы же смотрели ВотЭтоПовороты такие не раз в "Кровавой жатве", даже в каких-нибудь "Грибах", нарезки твистов "Пилы" - ну есть же образцы, как такие финалы подают, под какую музыку, в какой стилистике! Почему нельзя было сделать профессионально и качественно? Скомкали всё в хлам, ужас!). Почему не поискать талантливых гримёров, что бы какая-нибудь "Яга" предстала в лучших образах Дага Джонса и Хавьера Ботета?

    Почему мы Ягу из отвратного "Хеллбоя" и великого нашего советского Милляра помним лучше, чем свежую попытку наших киноделов, скатившихся с катушек до каких-то красных ниточек, божечки! Неужели мы не можем хотя бы жуткую старуху-людоедку на экране воплотить стараниями любителей хоррора? По-моему проблема в том, что сами авторы своих творений не боятся. Если писатель пишет белиберду, от которой ему самому не жутко, то кого он этим пугать собирается? Не ставят себя на место героев, как и играющие этих героев аристы...

    Вы хоть понимаете, что из образа Бабы Яги можно сделать первоклассное русское "Оно" с примесью "Джиперса Криперса" - как она заманивает непослушных или доверчивых к лесу, меняет обличья, склоняет не повиноваться родителям (типа у забора в виде девочки зовёт поиграть мальчишку, которому велено чем-то по хозяйству помогать и на лесную опушку никогда одному не ходить, заманивая к себе, а потом как мать или отец бежит, глядя вверх, как баба яга в ступе тащит ребёнка, зовущего на помощь) - где вот это всё? Где саспенс, где человеческие взаимотношения, где живые персонажи?! При этом со всеми западными взаимствованиями, оставляя уйму черт российской культуры, наш колорит, поверья и собственную атмосферу наших лесов, деревень, небольших городков, куда из мегаполисов приезжают главгерои (или были здесь детьми, потеряли друзей, уехали в мегаполис, а теперь вернулись взрослыми).

    При этом можно дополнять её новыми чертами (например финальный истинный облик реально сделать с копытами, с перепончатыми крыльями - забубенить такую крутую монстрятину, чтобы нам мастера грима и аниматроники завидовали, как мы умеем делать!

    А мы пока только кобру-пришельца из "Спутника" смогли на запад продать более-менее успешно. Ну, и то, наверное, неплохо...

    Как ни странно, единственное, что впечатлило - это "Гоголь", именно в его хоррор-элементах первых двух частей (третья совсем в сказку-блокбастер обернулась уже с возвращением Меньшикова, к сожалению). Там хоть был какой-то этот "бёртоновский" мрачный стиль, дикие леса вокруг деревни, народные поверья, живые персонажи по большей части, которые на заученным текстом говорят, а как настоящие жители этих мест...

    Да, в "Гоголе" перебор с юмором, да это далеко не чистый хоррор, да там ещё и в основе произведения писателя, а не чисто вымышленные "Вдовы" с "Русалками", которые многострадально с нуля надо делать-сочинять, но такое чувство, будто старались на самом деле только там. Бог с ним образом Петрова, но какие там второстепенные герои колоритные выдались. Со своими проблемами, особенностями, взаимотношениями меж собой. А у нас "Проклятое место" кучка брёвен, которые впервые камеру увидели =(((

    Столько советских страшилок есть, чтобы слэшеры делать. Да даже непопавший в список старый "ССД" выгоднее смотрелся, чем то, что в списке статьи оказалось.

    Не вижу прогресса. Как были неудачные "Мёртвые дочери" или "Путевой обходчик", так всё на том же уровне "ПОПЫТОК в хоррор" и осталось. Почему не сделать реально жутких вампиров и упырей (аля твари из "Спуска", хоть они и не вампиры там, но как пример несложного ахрененно страшного грима). Оборотней (волколаков) на уровне "Псов-воинов" и первого "Воя" с жутковатыми костюмами. Леса, дачные посёлки или богатенький пригород с тусовками в особняках, полная луна, полицейские сбитые с толку от расчленённых трупов, уверенные, что ищут маньяка, а не звероподобное существо...

    Мы спокойно можем снимать про цыганские проклятия, про собственные ужастики на "впускной", "день дурака" и т.д. не делая ремейки, а просто используя тот же повод, добавляя и свои там Ночи Ивана Купала и прочее из легенд и поверий, когда там беснуется вся нечисть. Мы можем снимать про культистов Чернобога с обилием всякой демонической визуальной штуковины и колдовства, либо использовать идолопоклонников в триллере без мистики. Мы можем сделать своего гигантского крокодила (привет "Роковые яйца" 1994), который сбежал из зоопарка и попал в воду с кучей отходов (вводим эко-подтекст особенно с реальной привязкой к местности, где отходы актуальная повестка дня) - делаем из крокодила огромного мутанта, подключаем в сюжет туристов, эко-исследователей, местных жителей и т.п. где по сути образ твари это метафора того, что делают заводы с окружающей природой, "пожирающей" быт и жизни местного населения т.к. деревья не цветут, воды отравлены, жить нельзя, скот гибнет. Да только в любой идее нужно качественно подходить. Требуя максимум и от гримёров, и от актёров, и от логики повествования, чтобы герои завидев чудище не лезли тому в пасть, чтобы сфоткать...

    • Замечательно написано, полностью с тобой согласен!

      Да даже непопавший в список старый "ССД"

      Кстати да, довольно неплохой хоть и напрочь вторичный слэшер, правда с "бревнами" в главных ролях, но на мой взгляд, даже он в чем-то намного лучше современных высокобюджетных (по сравнению с ним), российских ужастиков.

      • Вот удивительное дело. "ССД" реально "с брёвнами", реально не доделан, не идеален, по большей части без зрелищных убийств...

        Но я оттуда помню и Гота (без башки), и Конскую Голову (маску), и злодея, и пролог с этой Семенович или кто там была (она ещё потом в фильме так хрипло визжала, что фэйспалами во время просмотра синяки на лице набить можно было), и взятую из "Поворот не туда" сцену - когда внезапно стрелой мужика убивают в процессе экскурсии (это не упрёк как раз, а ПРИМЕР хорошего заимствования - сцена была рабочей, внезапной, страшноватой и неожиданной). Да и ещё некоторые детали. Он с годами уже кажется отнюдь неплохим. Особенно на фоне коллег той же эпохи как во всех смыслах неудачный "Путевой обходчик".

        Но проблема, что пересматривать всё равно не тянет. Как и рекомендовать людям.

        В отличие там от первых двух "Поворотов не туда" и ряда даже не самых известных слэшеров (не берём там "Хэллоуин" или "Кэндимэна" и иже с ним, но например не всем известный "Сожжение", "Резня на мельнице", "Незваный гость" который 89-ого, первая "Похороненная" и т.д. - но всё это можно многократно смотреть и рекомендовать фанатам жанра, кому-то больше понравится, кому-то меньше).

        А ведь на почве советских страшилок можно целый франчайз сделать, а потом его ребутнуть, когда злодея убьют, переключившись на маньяка-подражателя (а то и нескольких, см. "Крик").

        • Мне кажется сейчас если и может зайти российский кинохоррор, то исключительно в жанре слэшера или же жесткого триллера-ужастика про маньяка.

          Либо же конкретно стебный, но жесткий метахоррор, что-нибудь про оборотней в погонах, которые реально оборотни и служат в полиции.

          А вот мистика, сделанная на российском материале не взойдет. Потому как у нас вся мистика была выкорчевана за советский период, а новая еще не взошла.

          В отличие там от первых двух "Поворотов не туда" и ряда даже не самых известных слэшеров (не берём там "Хэллоуин" или "Кэндимэна" и иже с ним, но например не всем известный "Сожжение", "Резня на мельнице", "Незваный гость" который 89-ого, первая "Похороненная" и т.д. - но всё это можно многократно смотреть и рекомендовать фанатам жанра,

          Вот тут не очень соглашусь.

          Неоднократно пробовал и очень редко что-либо в итоге нравилось.

          На днях попытался пересмотреть трилогию "Маньяк Полицейский", первую часть еще осилил, на середине второй сломался и удалил нафиг.))

    • "Господин оформитель" и сейчас смотрится современно и свежо.

      • "Господин оформитель" и сейчас смотрится современно и свежо.

        Свежо он не смотрится, балансирует на грани артхауса, но в свое время казался крутым.

        Сейчас кроме чувства ностальгии ничего не вызывает.

  • По поводу "Жести", "С.С.Д." и прочих. Мне кажется, это тупо элемент ностальгии срабатывает - все-таки мы те фильмы смотрели уже давно, какие-то недостатки забылись, что-то хорошее в памяти осталось. Я так пробовал пару таких фильмов пересматривать - они не лучше (скорее хуже) многих нынешних.

    • Ну, "Жесть" и изначально мне не понравилась, а вот у "С.С.Д." были признаки зачатков адекватности, из которых методом проб и ошибок уже за это время мог вырасти вменяемый русский слэшер. А имеем, прости-господи, "Проигранное место" омг омг омг... По мне так здесь, сравнивая с "ССД", лишь деградация поджанра.

      Хотя из какого-нибудь "По ту сторону волков" уже при должном подходе мог бы свой сельский слэшер вполне выйти, если упор не на детектив и расследование делать, а на маньяка с металлической перчаткой, оставляющего "звериные" раны. Бери да ремейкай в полуторачасовое динамичное кино, ещё и в прессе хайпануть можно в память о сериале, если повезёт. Но нет, у нас всё что о маньяках обычно вместо Слэшера превращается в НТВ-уголовщину. Вон пример тому свеженький Сарик-Бездарик с Нагиевым-Чикатиллой... Впрочем, от Сарика ничего толкового и не ожидалось. Он уже свою "Батори" тоже угробить умудрился. Кстати у нас своя была "Кровавая барыня" аналогичная, даже сериал снимали, а то и не один, бери да адаптируй сквозь мифологию о вурдалаках всю молву о ней в русскую графиню-дракулу для полновесного качественного хоррора... Ещё про садистов-опричников с собачьими черепами на поясах можно всякое любопытное наснимать. Хоррор эпохи Грозного, думаю, выглядел бы оригинально вполне.

      • Moonspell очень рад найти единомышленника почти по всем критериям, касаемо русского хоррора!))

      • "Проигранное место" - это просто НЕ слэшер вообще. Рекламировали как ужасы-слэшер для молодежи, да, но на самом деле там смесь драмы, сатиры, детектива... а хоррор-элемент носит пародийный характер. Как вещь в себе, кстати, фильм неплох.

        Ну и специально слэшер снимать сейчас мало кто рискнет в принципе.

        были признаки зачатков адекватности

        такие признаки у нас на самом деле почти в каждом втором фильме есть. То есть обычное дело (для меня, по крайней мере), когда смотрю и думаю что-то вроде: "блин, ну вот потенциал же был, почему такая слабая реализация?".

    • Мне кажется, это тупо элемент ностальгии срабатывает

      Не согласен.

      "Жесть" пересматривал в том году, планирую в ближайших месяц-два во время поездки, снова пересмотреть, на планшете лежит.)

      "ССД" пересмотрел буквально месяц назад и внезапно осознал, что маньяка играет ныне довольно известный режиссер Юрий Быков.

      • Ну, каждому свое, вкусы и фломастеры и все такое. Я пересматривал ту же "Жесть" N лет назад - вообще не зашло ничего, кроме музыки. Артхаус неуместен, местами наиграно, местами наоборот, есть логические ляпы и нелепости. Опять же, вон, выше говорят про то, что герои наших фильмов живут в каких-то нереально дорогих хатах, так это прям про героиню-журналистку. "ССД" еще хуже по ощущениям - его я уж совсем плохо помню.

        • Опять же, вон, выше говорят про то, что герои наших фильмов живут в каких-то нереально дорогих хатах, так это прям про героиню-журналистку.

          Это верно, но с другой стороны, она же была типа очень крутая журналистка, с серьезными гонорарами. Да и время на экране ее хаты совсем незначительное, в фильме практически так сказать не участвует.)

      • внезапно осознал, что маньяка играет ныне довольно известный режиссер Юрий Быков.

        Ничоси!

    • По поводу "Жести", "С.С.Д." и прочих. Мне кажется, это тупо элемент ностальгии срабатывает

      Про "С.С.Д." - возможно, он неплохо смотрелся на полном безрыбье как вполне компетентный слэшер класса B. Пересматривать, думаю, не стоит. А вот "Жесть" лично я впервые посмотрел не так давно, может около 4-5 лет назад — и зашло отлично. Все-таки он и сценарно, и актерской игрой силен, но с современными рус-хоррорами я бы его вообще не сравнивал - он, как и отметили Джулиан Слинк с Мунспеллом, с уклоном в артхаус, сам по себе.

      • А вот "Жесть" лично я впервые посмотрел не так давно, может около 4-5 лет назад — и зашло отлично. Все-таки он и сценарно, и актерской игрой силен...

        Очень радует, что есть поклонники "Жести".

        Жаль, что у режиссера Дениса Нейманда, после этого фильма карьера особо не задалась и ушел он в основном сериалы снимать,

        хотя его следующий фильм "Открытые Пространства" визуально очень "вкусный".

        Да и сценарист, Константин Мурзенко, тоже почему-то со сценариями практически завязал.

        Очень жаль.

        Возможно они смогли бы что-то интересное на поле "деревенских ужасов" в дальнейшем выдать.

  • Мне кажется, все мы знаем рецепт хорошего русского хоррора...

    (экранизации ССК)

    (толковыми людьми)

    (пожалуйста...)

    • Мне кажется, все мы знаем рецепт хорошего русского хоррора...
      (экранизации ССК)
      (толковыми людьми)

      Неа, либо провалится, либо выйдет фигня.

      Это если брать и делать полнометражку.

      Исключительно экранизация рассказов и в стиле "Баек из Склепа", чтобы серии длились минут по 20, максимум по 40.

      И бюджет нужен сопоставимый, что к сожалению невозможно.

      Тут опять-таки есть исключение "Район Тьмы", который и без бюджета особого шикарен, но если честно, то и у него второй сезон в разы слабее первого.

      А уж финальная серия первого сезона так просто огонь!

      • В экранизациях и "по мотивам" от автора оригинала зависит только то, что в оригинале есть, исходный материал. Реализация этого материала уже зависит от сценариста, режиссера, продюсеров. А чисто экранизаций сейчас мало снимают, увы, в основном переделывают под себя. Мне нравятся комиксы "Ключи Локков" Джо Хилла и роман того же автора "Страна Рождества", а сериалы, которые по ним сняли, я смотрел с громадным трудом, "Страну" так вообще бросил после 2-3 серий. У жены та же история с "Ведьмаком".

    • Я, кстати, надеюсь, что "Голоса из подвала" и "Мухи" из нашей новой серии заинтересуют кого-то в итоге. Обе книги, на мой взгляд, весьма кинематографичны, пластичны в том смысле, что могут быть реализованы и как полный метр, и как сериал, и как веб-сериал, мы даже что-то вроде заявки для продюсеров подготовили по обоим заранее.

      Но до выхода самих книг интерес (к экранизациям) был слабый (хотя все-таки скорее был, чем совсем не было). Посмотрим на продажи (пока вроде бы тьфу-тьфу-тьфу) и реакцию читателей, на отзывы (с этим вроде тоже все хорошо пока) - в случае успеха не исключено, что это сильно поможет. Мы, в общем, готовы ждать, да нам ничего больше и не остается - работать, развиваться и ждать результатов.

  • с цифрами окупаемости/прибыли довольно сильные допущения есть. в целом, все так. а вот ответ на вопрос "почему так?" тянет на отдельный лонг рид)

    PS интересно, что даже здесь в комментариях есть полярные мнения относительно каких то релизов.

    • Думаю, есть люди, которых это уже достало. И они готовы снять свой шедевр чисто затем, чтобы не было так, как сейчас.

    • поделитесь мнением: почему так! оно как раз и представляет особый интерес.

      • Есть такие вещи, как вера в себя, неспособность сдаться и патологический оптимизм. А также страх перед тем, как все может быть при наихудшем раскладе. Так-то есть шанс вырулить, а представьте себе, если российский хоррор станет, как отечественный блокбастер - то есть сразу ясно, чего ждать. Сейчас, пожалуй, главное - избежать коммерческого провала, а если точнее, то коммерческого неуспеха. По себе заметил, что высокие результаты достигаются тогда, когда ты пытаешься избежать х*евого расклада вещей. Отсюда и оптимизм - ты пытаешься воплотить в жизнь свое светлое представление будущего.

    • Про цифры я понимаю, поэтому там по тексту и много оговорок на этот счет. Просто невозможно собрать точные данные по рекламе, продажам зарубеж, на стриминги и по условиям договорным с кинотеатрами, продюсерами и проч. - даже по 1-2 фильмам нереально это сделать, не то что по 21( Поэтому все очень ориентировочно и касается только роспроката.

  • Считаю было бы неплохо сделать какой-нибудь зоо-хоррор про медведя, тут и русский колорит, и не сложный для воплощения сюжет, и экзотика для зарубежных зрителей.

    • В лаптях и с балалайкой! И пусть бегает за студентками!

    • не сложный для воплощения сюжет

      ну да, всего лишь нужен медведь

    • какой-нибудь зоо-хоррор про медведя

      Про медведей этих зоо-хорроров как грязи снято.

      Опять окажется вторичной поделкой.

      Потому что на хороший нужен бюджет, а бюджета нет.

      Повторюсь, на данный момент будущее русского кинохоррора, как мне кажется, не должно включать мистику.

      Потому что во-первых деньги, а во-вторых ниша уже но то что занята, а напрочь закрыта зарубежными коллегами.

      Слэшеры, жесть про маньяков, натурализм, психозы, какой-нибудь бодихоррор.

      Очень жду, когда же вырастет российский Кроненберг...

      Но наверное не моем веку...(((

      • жесть про маньяков, натурализм

        Слишком напоминает чернуху, а это опять таки не очень хорошо. Россия и так ассоциируется у иностранцев со всякой жестью вроде "Слоника", надо уже менять направление.

        • Россия и так ассоциируется у иностранцев со всякой жестью вроде "Слоника", надо уже менять направление.

          А не надо думать что и как ассоциируется у иностранцев, надо в первую очередь для себя снимать, а не пытаться сделать очередной ответ Голливуду и "чтобы им понравилось"

          • Да, что, разве у нас нет нормальных фильмов. Есть-причём и в жанре ужасы тоже.

          • Не обязательно снимать. Достаточно делать все, что можешь сейчас, чтобы русский хоррор все хорошел и хорошел, в том числе и кинохоррор. Рисунки, крипипасты, музыка, что умеешь - но пусть это не будет ничем иным, кроме как шедевром. Именно так: ничем иным. И делай что умеешь. Я так и стараюсь поступать. Пусть будет благоприятная среда.

        • Россия и так ассоциируется у иностранцев со всякой жестью вроде "Слоника", надо уже менять направление

          Ну не скажите. Зайдите на тот же Reddit, почитайте что там люди пишут в специальном разделе. Про Россию и её культуру иностранцы знают намного больше, чем медведи/водка/лапти/балалайка.

  • Также было бы круто что-то вроде исторического слэшера по мотивам истории Салтыковой

  • вот, кстати, трейлер иностранного римейка пиковой дамы

    //www.youtube.com/watch?v=LUOgEZPIT9k

    я даже не слышал, что такой планируется. учитывая, что на невесту в свое время права купили и вот это - иностранцам интересно, хоят бы на уровне идеи.

  • Про "Гоголь" хотел бы ещё заметить, что это единственный из всех упомянутых здесь фильмов который помимо всего прочего обращался хоть к каким-то советским наработкам...

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 6,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!