Новости

"Видоизмененный углерод": Ренессанс киберпанка (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииТВКомментарии: 16

Может ли быть так, что сиквел "Бегущего по лезвию" стал причиной возрождения подзабытого жанра? Причем именно в классическом его виде. Потому что сериал Altered Carbon, недавно вышедший на Netflix — это тот самый олдскульный киберпанк, каким мы его запомнили еще до "Матрицы". Это не только антиутопическое будущее, но также элементы нуара и крутого детектива. Это история одиночки, человека не без греха, циничного и усталого. Его путь в футуристическом мире, не сумевшем правильно распорядиться чудесами технологии и погрязшем в пороке. И это вопросы. Фундаментальные вопросы. Что такое жизнь? Что отнимает смерть? Что дает? Что делает человека человеком?

"Видоизмененный углерод" подает мораль в лоб. Сериал вообще попроще будет, чем упомянутое в начале творение Дени Вильнёва, например. Тут у нас экшен, секс и рок-н-ролл. Ну, и расследование убийства, конечно. И это работает! Благо история получилась очень насыщенной, событий уйма, ярких персонажей целая толпа, а картинка временами — загляденье.

На этом можно было бы и закончить, но вам ведь нужны детали, не так ли?

Итак, "Видоизмененный углерод" является адаптацией одноименного романа Ричарда Моргана. Разворачивается история в 2384 году. Благодаря технологиям загадочной расы Древних, люди по большому счету победили смерть. Каждому теперь вживляют особый прибор, который сохраняет в себе все воспоминания, мысли и характер человека. Таким образом, можно перенести любую личность в другое тело, как жесткий диск из старого компьютера в новый. Прибор, правда, можно уничтожить. Да и на покупку новой "оболочки" далеко не у всех хватит средств. Богачи же могут себе позволить не только любые тела, но и создание резервных копий своих "я". Так что подлинно бессмертными становятся именно они. Возомнив себя богами, они выделяют себя в отдельную касту, живут выше облаков и морали. И вот старейший, богатейший и влиятельнейший из них погибает при неясных обстоятельствах. Ну, точнее, погибает одна из его "оболочек", но разобраться-то надо. И для этого из небытия возвращают личность чувака по имени Такеши Ковач. Когда-то он воевал против ныне существующего строя, так что считается государственным преступником, и Лоренс Бэнкрофт, тот самый олигарх, предлагает ему сделку: находишь убийцу — получишь помилование и право на жизнь.

И тут надо сказать, что Юэль Киннаман в роли Ковача получился крайне брутальным. То есть его "РобоКоп" просто встал и пошел лесом. Мужик без всяких спецэффектов выглядит внушительнее, чем здоровенный стальной киборг. Ну, и характер, конечно, под стать: весь такой под грузом прошлого, на всех плевать, курит в самых неподходящих местах и отрывает говнюкам головы.

Кстати, про отрывание всякого. Это не Тарантиновское кино, однако на недостаток крови не пожалуешься. Постановка драк тоже чаще всего хороша. Кажется, даже лучше, чем в "Сорвиголове", а это очень высокий уровень для сериалов. Разве что во время боя без гравитации остро ощущалась нехватка масштаба. Но в целом хорошо, жестко. И обнаженки достаточно. У дам то и дело мелькают соски, а постельные сцены подаются медленно, обязательно под музыку, с красивым кадром, фиксирующим позу, в которой замерли тела после финала.

Не буду расписывать каждого персонажа и актера, но с харизмой у них в основном все в порядке. Тут и маленькая, но бойкая женщина-коп с горячей испанской или мексиканской кровью в жилах, и ветеран, ищущий способ вернуть к жизни дочь, и девушка, чье цифровое сознание застряло в травматическом предсмертном опыте, и сам Эдгар По, искусственный интеллект, управляющий заброшенным готическим отелем, в котором поселяется Ковач. Последний же предстает перед нами в двух ипостасях , в двух временных линиях. Героя преследуют флэшбеки, в формате которых его роль играет Уилл Юн Ли. Одна история накладывается на другую, а потом замыкается с ней в одно целое.

Кажется, создатели выжали из темы с перемещением личности все, что могли. Дело выйдет запутанным, фрагментарным, зрителей порадуют парочкой неожиданных поворотов, но постепенно все более или менее сложится в цельную картину. Сразу скажу, злодейская многоходовочка, как это часто бывает, выглядит не столько сложной, сколько ненужной — можно же было проще все сделать! Шекспировские сцены, выспренние диалоги между антагонистами тоже не особо цепляют, их хочется проматывать. Да и командная работа в духе "Одиннадцати друзей Оушена" разгоняет атмосферу нуара. Так что напряжение в двух последних эпизодах сезона заметно съезжает вниз. Впрочем, финал вышел красивым и весьма поэтичным.

Ну, и возвращаясь ко всей этой философии, стоит отметить, что к чести данного произведения (в том числе литературного, видимо) оно не предлагает все-таки однозначного ответа на вопрос о том, что такое смерть, и нужна ли она человеку. На примере богача Бэнкрофта мы можем увидеть, до чего доводят игры в бога. Он берет, потому что может, и старается давать, чтобы люди видели его мощь и жертвенность. Он до последнего не переступает некой моральной черты, но так долго балансирует на ней, что падение было неизбежно. Его называют дьяволом, но сдается мне, мужик просто жалок. И можно было бы согласиться с напрашивающимся выводом, мол, смерть — это необходимый ограничитель, который не дает человеку деградировать окончательно. Однако под конец мы видим прозрачный намек на другую мораль: вечная жизнь — это подарок с небес, просто им неправильно распорядились.

Подводя итог, признаюсь, "Видоизменный углерод" меня приятно удивил. Пусть история эксплуатирует немало штампов, но большая часть эпизодов отличалась почти идеальным балансом напряжения, драмы, экшена и простого эстетического удовольствия. И кстати, вселенная сериала, кажется, в большей мере напоминает "Джонни-мнемоника", нежели того же "Бегущего по лезвию". Киберпанк старой школы, киберпанк, по которому мы скучали. А ведь впереди у Netflix еще один релиз в схожих декорациях! Я про "Немого" от Дункана Джонса, кино более авторское, однако нечто общее в этом неоновом футуристическом нуаре определенно есть. Ждет ли нас еще что-то подобное в ближайшее время? Черт, хотелось бы! Ностальгический тренд все еще на подъеме, успех "Очень странных дел" говорит сам за себя, так что ренессанс киберпанка вполне возможен, как по мне.

Ну, а пока мы можем посмотреть "Видоизмененный углерод".

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1403.

Комментариев: 16 RSS

  • Отличная рецензия! Спасибо!

    Мне аж сразу захотелось посмотреть! Я такие фильмы люблю! Но до этого не особо понимал, что за сериал.

  • Е-мое! Да я по-любому это должен видеть!

  • Жаль, что сериал. А так бы посмотрела.

    • Я все еще не понимаю вашу проблему с сериалами. :D Тем более, в наше время, когда многие такие проекты больше напоминают многосерийные фильмы, нежели привычное "мыло".

      • Однообразные они какие-то. Пропустишь n-ое число серий и ничего не потеряешь. Да и не люблю, когда то, что можно сказать в двух словах, растягивают на несколько часов. Я ведь пробую время от времени посмотреть, но результат один – скучно через пару серий. Есть несколько исключений ( «Твин Пикс», «Секретные материалы» (первые пару сезонов и один из последних) и «Спрут» 4 сезона лет 30 назад смотрела).

        • не люблю, когда то, что можно сказать в двух словах, растягивают на несколько часов

          Вот тут соглашусь. Поэтому бросаю все, что начинает напоминать "мыльную оперу". Ну, и смотрю в основном сериалы, где таки важна каждая серия, благо сейчас таких становится больше. Что касается "Видоизмененного углерода", то это здорово, что он вышел в виде сериала, потому что ужимать такую историю до двух часов киношного времени было бы кощунством. Не скажу, что это лютый шедевр, один друг говорит, например, что флэшбеки ему показались скучными, а меня театральность в финале расстроила немного, но в целом очень крепкая вещь.

          З.Ы. Оу, "Спрут"! Помню, как всей семьей смотрели его, а потом рыдали в финале.

        • "Шерлок" хороший сериал. 13 полнометражек со сквозным сюжетом. 13 фильмов, по сути. Один из моих любимых сериалов. И ничуть не хуже советского, даже лучше, не побоюсь сказать. Он и современный, и классический одновременно, и драматургия просто шекспировская.

  • Главный герой с закадровым голосом напоминает Макс Пейна..)

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!