Двери, сулящие смерть

РецензииРецензии на книги и комиксыКомментарии: 2

Думаю для тех, кто попал в Зону Ужасов не случайно, совершенно не нужно пояснять кто такой Нил Гейман. Но в своей рецензии я позволю себе много говорить о самом (для меня) известном уроженце Портсмута. Библиография Геймана не так велика, как у собратьев по жанру: Кинга или Баркера, но он сверхузнаваем, как мастер темных сказок. Он мне напоминает томных и загадочных сказочников из советских кинофильмов, а еще больше И.О.О. из "Отроков во Вселенной" - тихое, вкрадчивое повествование, боль, ужас, отстраненность и какая-то самая настоящая справедливость, без сантиментов и жалости к читателю. Хорошие книги (о других и не хочется говорить) делятся на два типа: 1. после которых хочется жить и 2. после которых ты сомневаешься в целесообразности бытия, по крайней мере в его классическом виде. Гейман заставляет жить и делает тебя лучше, ведь даже самого тёмного его персонажа можно понять и полюбить, как я полюбил мистера Крупа и мистера Вандемара из "Задверья", ну или "Никогде", кому какой перевод достался.

История должна была оказаться сказкой, в лучшем случае мальчишеским ужасом: наивный шотландец Ричард Мэхью едет в недружелюбный Лондон, чтобы стать финансовым аналитиком. Дальше все развивается классически: знакомство с красивой (какая редкость в этом плане) англичанкой, командировка под каблук, вяло текущий быт, да еще эта самая англичанка искренне говорит о любви только во время оргазма... ах да ещё помолвка длинной в полторагодие... Все бы так "счастливо" и шло, если бы наш герой Дик не решил отнести к себе домой израненную девушку, найденную на улице, вместо ужина с боссом любимой. Он и не мог предположить, что реальность на этом для него закончится.

Если Вас, как и меня тошнит от преображений классического задрота в супермэны - читайте книгу Геймана смело! Такого Вы там не прочтете. Изменения в лучшую сторону всегда возможны, но автор четко выдержал их степень и не переборщил с градусом. И это касается не только главного героя. В очередной раз не соглашусь с проклинаемым мною Шевчуком (по личностно-политическим причинам) - добро не всегда без кулаков и не всегда трясет культяшками, а звание Воина получают не за то что ты крут, как Стивен Сигал. Зло в романе Геймана однозначно сильнее, я больше скажу, обаятельнее добра, но оно не видит самого страшного - зародыш зла в добре, в чистом и невинном ребенке. Я увидел это в начале книги, где добро и имени то не имело, а Гейман не дал искомого знания своим антигероям. Какой тут вывод: я более зол, чем Круп и Вандемар? Или они и не есть зло?

Для Ричарда дорога по оборотной стороне Лондона оказалась даже сложнее и опаснее, чем дорога к стране Оз для Дороти. Как Вы поняли эти произведения зримо пересекаются, не говоря уж о прямых ссылках. Я бы сказал, это "Волшебник страны Оз" ("Волшебник Изумрудного города") для повзрослевшего ребенка, хлебнувшего алкоголя разного качества, познавшего секс, временами в не самых приятных местах, но все еще во что-то верящего. На грани разочарования, а может и безысходности, как герой в ключевой сцене, но не за ней.

А как прекрасно Зло! Чистое Зло, без примесей корысти или похоти, просто зло. Круп и Вандемар экзистенциальны до нельзя в своей натуре, в своих пристрастиях. Из персонажей, относящихся, более или менее, к светлой стороне впечатляет маркиз Карабас, но уж больно обидно, что автор потерял с ним ментальную связь ближе к развязке. В итоге персонаж вышел смазанным. Хочется сказать, что не смотря на общее переживание за победу протагонистов и злодеев без симпатии оставить сложно! Скажу больше, хочется встать на другую сторону. Как писал любимый мною Есенин:

"Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий!".

Просмотры: 698

Следующая рецензия
То, за что стоит платить
Предыдущая рецензия
Враг глубоко внутри
Комментариев: 2 RSS

  • Интересная рецензия, в стиле Alfera. С сарказмом и толикой желчи, а главное злом внутри.

    Но Круп и Вандемар - реально и есть зло мира в вашем понимании???

    Мелко, они всего лишь исполнители. Да - мощные, да - сильные, да - гроза Нижнего Лондона (кстати о котором Вы ничего не сказали и очень много упустили!), впрочем и верхнего,что дает понять Гейман не однократно.

    Гарри Поттер отдыхает со своими приключеними по этому магическому городу.

    Таинственные переходы и лабиринты улиц, жизнь в параллельно существующем Лондоне,с пересекающимися переодически сверхъестественными существами и простыми "маглами". А сакральные места, рынки, мощное описание Лондона сверху- с крыш. Движение по кругу.Главное это гениальный дом главной героини.

    Столкновение мира настоящего и фантастического - вот соль книги. А также интересные трактовки автора зданий и сооружений, станций метро и море еще фантасмагории на всякий вкус.

    Абсолютно согласна с Вами по поводу Маркиза, глубокое разочарование пришло от поверхностной линии повествования столь заманчивой персоны!

    На сторону зла встать не захотелось как Вам, но понаблюдать за их дальнейшими перепетиями было бы здорово! Они явно где - то еще появятся.

    Спасибо за возможность вспомнить еще раз книжку!

    • Неоднократно пишется слитно! Уважаемая Мун, можно вообще про все рассказать, только хотелось сохранить загадку и написать рецензию-впечатление (извините за прямоту)!

Оставьте комментарий!

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.