ХРАНИЛИЩЕ

Город неспящих — отзыв на триллер «Арбитр» (1992 г.)

ФэнзонаРецензииКомментарии: 0

Аннотация: Маленький городок будто бы вечно погружен в сумрак и тьму, здесь на улицах царит беззаконие. Странный маньяк по кличке Арбитр вершит правосудие над личностями, творящими преступления, и как правило избежавшими суда. Кажется, что весь городок подчинен его беспредельной власти. Следователи старый и молодой идут по его следам, но каждый раз Арбитр опережает их на шаг. /синопсис Александра Поздеева/

Рассвет зарождения жанра «триллер» в нашей стране. Молодые и амбициозные кинематографисты пробуют себя в ранее, как правило, запретных жанрах. Откровенные заимствования из западного кино прочитываются в каждом втором российском фильме, но критики того времени милосердны, если заимствования сделаны хотя бы талантливо.

В сценариях и нескольких поставленных как режиссером фильмах неоднозначного Ивана Охлобыстина, талант и особое чутье на жанр прочитываются. Да и сами сюжеты, как правило, глубоко неоднозначны. Ветерана афганской войны преследует воплотившаяся в человека собственная потерянная на войне нога — «Нога». Младенец рождается сразу взрослым человеком — «Урод». Подобные мистические притчевые метаморфозы вообще как бы свойственны метафизическому кинематографу девяностых годов, бросившемуся в глубины Богоискательства через мистицизм и отрицание многих догм ушедшего советского кино.

Но приведенные мной фильмы все же хоть и мистические, но относимы к редкому жанру философской или даже абсурдной притчи, жанру редкому, но ныне почти забытому. В «Арбитре» же единственный раз в своей карьере Охлобыстин обратился к жанру триллера, но Охлобыстин не был бы Охлобыстиным, если бы и этот устоявшийся жанр кинематографа не подогнал под свое неповторимое виденье.

Маленький городок будто бы вечно погружен в сумрак и тьму, здесь на улицах царит беззаконие (к слову сказать дневные, наполненные светом сцены, сведены почти к минимуму). Странный маньяк по кличке Арбитр вершит правосудие над личностями, творящими преступления, и как правило избежавшими суда. Кажется, что весь городок подчинен его беспредельной власти. Следователи старый (Ролан Быков) и молодой (Иван Охлобыстин) идут по его следам, но каждый раз Арбитр (Александр Соловьев) опережает их на шаг.

Все-таки гениальность Охлобыстина как кино художника в том, что в каждом своем фильме, даже кажущимся нарочито серьезным, он подает знакомую нам всем реальность слегка сдвинутой по фазе. Когда фильмы по сценариям этого человека ставят другие режиссеры, вся эта сдвинутость как правило сразу улетучивается. Но в его собственном режиссерском почерке эта безуминка легко прочитывается; следователя из «Арбитра» легко представить через много лет другим нетривиальным героем Охлобыстина — " Соловьем-разбойником. "

Филигранно по режиссерскому мастерству поставлена сцена встречи Арбитра и следователя в цирке; здесь нет ни одной лишней или тяжеловесной мизансцены, все в ритм кадра, все в точку, именно отсюда идет линия преломления нашего зрительского виденья. Арбитр предстает здесь впервые уже не серийным убийцей, а уставшим и, увы, переставшем ждать справедливого правосудия человеком.

«Арбитр» — редкий, но все же достойный пример попытки скрестить истинно жанровое кино и кино не для всех, временами он очень сильно отдает модной тогда клиповой стилистикой, особо это заметно в сценах с гигантским вентилятором, где оператор ( Михаил Мукасей ) филигранно показывает камерой сочащийся сквозь лопасти мертвенно бледный свет, падающий на героев фильма. Нельзя также не отметить совсем небольшие, но сыгранные ярко и запоминающиеся роли молодых Федора Бондарчука, Алены Хмельницкой, Кирилла Казакова; поневоле подумаешь — тогда актеры играли не столь за деньги, сколько за идею.

Замечательный жанровый с вкраплениями арт-хауса фильм, ныне конечно тоже почти позабытый, к тому же нам он ценен ещё и как пионерская зорька российского триллера.

Просмотры: 134


    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!