Имперский стиль

ФэнзонаБлогиКомментарии: 3

Когда говорят о рождении отечественного кино-хоррора, обычно вспоминают о культовой экранизации «Вия» Михаила Ершова. Но, «Вий» 1967 года не являлся ни первым фильмом ужасов, созданным на территории России, ни даже первой киноверсией гоголевской повести.

О причинах забвения, которому придали фильмы мистического характера снятые в период Российской Империи, можно рассуждать бесконечно. Сыграла своё и политика правительства СССР, цензурирующего все отрасли искусства в соответствии с постулатами советского реализма, не только давя молодые ростки, но и отрекаясь от предшественников, которых по причине идеологических догматов стыдилось. И то, что царский кинематограф не успел встать на ноги хоть отчасти настолько же твёрдо, как впоследствии его социалистический наследник. И, безусловно, тот печальный факт, что в пламени смутных лет страна потеряла многие из творений жанра, судьба которых остаётся неизвестной.

Так или иначе, но традиции хоррора, пусть и позабытые, у русского кинематографа имелись задолго до того, как Наталья Варлей сыграла панночку-ведьму в фильме, ужаснувшем советских зрителей.

Период с 1898 по 1913.

Около пятнадцати лет, разделяющих первые отечественные заигрывания с киноискусством и начало первой мировой войны характеризуются преобладанием документальных и исторических картин.

Принято оправдывать бедность российского кинематографа тех лет жёсткой конкуренцией, с которой он сталкивался со стороны западных производителей. Определённо, это действительно имело место. Европейские киностудии, окупающие затраты у себя на родине, могли продавать свои творения в России почти за бесценок, заглушая спрос на российский товар, создатели которого были вынуждены просить большие суммы за показ. Так же сыграла своё длительная монополия зарубежных производителей на изготовление киноаппаратуры.

Основными экспортёрами кинолент являлись Франция и Италия, что сказалось на большом влиянии школ этих стран на формировании российского кинематографа.

Именно этот период подарил миру первую экранизацию «Вия», снятую в 1909 году Василием Гончаровым. Фильм до нашего времени не сохранился. Известно, что он был благословлён российским филиалом французской кинокомпании Pathé Frères, для привлечения русской аудитории к своей продукции.

Гончаров, создавший ряд кинолент, основанных на классике русской литературы, возвратился к мрачной тематике, сняв 1910 году фильм «В полночь на кладбище» - первый русский фильм в жанре гиньоль (стилизации под ярмарочные кукольные представления), который пропал, разделив судьбу первого «Вия». Оба фильма считаются пионерами российской кинофантастики.

Помимо Гончарова к темной стороне творчества русского классика обратился Владислав Старевич, экранизировав в 1912 году повесть «Страшная месть» .

Утерянным считается фильм В.П. Касьянова со звучным и многообещающим названием «Мороз по коже» 1912 года.

Кроме, фильмов откровенно пугающего содержания, за это время вышел ряд трагических картин, наполненных атмосферой декаданса и безысходности.

«Пиковая дама» 1910 года, снятый Петром Чардыниным по одноименному произведению А.С. Пушкина напугал современников призраком старой графини, явившимся Герману.

Чардынин, экранизировал пьесу Л.Н. Толстого «Власть тьмы», повествующею о крестьянине, убившего своего незаконнорождённого ребёнка от падчерицы. Также ему принадлежат интерпретация поэмы Лермонтова «Боярин Орша» 1910 года. История рассказывает о том, как пасынок знатного боярина влюбляется в свою сводную сестру и, избежав мести отчима, возвращается за заключённой возлюбленной, найдя лишь её истлевший труп.

Джон Мелтон в «Энциклопедии вампиров», упоминает фильм «Тайна дома номер 5» 1912 года, как «возможно, вообще первый фильм о вампире». Сюжет фильма, снятого Каем Ганзеном, рассказывает о ревнивой куртизанке, решившей отомстить бывшему ухажёру, уговорив провести ночь в доме с дурной репутацией. Собственно вампиры в фильме не упоминаются и единственное проявление сверхъестественного – легенда дома номер пять о загадочном портрете неизвестной женщины. Каждую ночь дух женщины покидает свой портрет и расправляется со смельчаками, рискнувшими провести ночь в заброшенных стенах. Смерть героя, хоть и трагическая, не имеет под собой сверхъестественных причин. Единственная связь картины с мифическими кровососами – хрупкая параллель с пародией на «Дракулу» напечатанной в 1912 году в России неизвестным автором под псевдонимом Б’Ольшеври. В пародии, называвшейся «Вампиры», упоминалось о женских портретах, вызывавших у героя мистические переживания.

В фильме «Страшная месть горбуна К» главным злодеем выступает отталкивающий горбун-миллионер. Фильм был снят Бауэром в 1913 году и позиционировался как уголовное-приключение.

Предположительно снята Бауэром не сохранившаяся психологическая драма с мистическим сюжетом «Тайна портрета профессора Инсарова» 1913 года.

Фильмы вроде «Чародейка» 1909, «Драма в Москве» 1909, «Драма в таборе подмосковных цыган» 1909 рассказывают криминальные истории, основанные на страсти и ревности, не оставляющие героям надежды спасти свои душу и жизнь.

Период с 1914 по 1918.

В период первой мировой войны спрос на киноискусство в России возрос, количество ежедневных сеансов увеличилось чуть ли не вдвое. Параллельно с этим, война оборвала поток кинофильмов, движущийся с запада, и дала шанс отечественным производителям. Также на популизации кинематографа сыграл тот факт, что в то неспокойное время различные политические силы увидели в нем имеющий огромный потенциал инструмент пропаганды.

Если верить расчётам советского исследователя истории кино С. Гинсбурга, то количество проданных только за 1916 год билетов в кинотеатры превысило сто пятьдесят миллионов, что составляет от пяти до шести просмотренных фильмов на одну прочитанную книгу.

На фоне злободневных патриотических картин 1914 года: «Алёша-доброволец», «Тайна германского посольства» и прочих, вышел фильм компании Акционерное общество «А. Ханжонков и Ко» - «Таинственный некто» о котором сохранилось весьма интересное впечатление современника: «Эта своеобразная, далёкая от шаблона картина очень сходна по духу с таинственными рассказами Эдгара По, в которых так много чарующей прелести и глубины. Поставлена и разыграна картина хорошо».

Название фильма «Маска смерти» Владимира Гардина вызывает ассоциации с творчеством Эдгара Алана По, но никаких сведений о его содержании не сохранилось.

1915 год ознаменовался выходом двух экранизаций мрачных произведений русской классики: «Портрет» Владислава Старевича по одноименной повести Гоголя, и «После смерти» Бауэра по рассказу Тургенева «Клара Милич». В «После смерти» рассказывается о явлении призрака девушки, покончившей с собой из-за не разделённых чувств, молодому человеку, и постепенно доводящего его до безумия и смерти от сердечного приступа. Оба фильма сохранились до наших дней, как и кино-адаптация «Портрета Дориана Грея» снятая Всеволодом Мейерхольдом в том же году.

В 1916 вышла новая интерпретация «Пиковой дамы» Якова Протазанова и сюрреалистичный фильм «Пляска смерти» Александра Волкова, повествующий о дирижёре, сходящем с ума от галлюцинаций во время исполнения одноименной симфонической поэмы Сен-Санса Камиля

Фильм «Жизнь в смерти» Евгения Бауэра, снятый в 1917 году по сценарию, написанному классиком российского символизма Валерием Брусовым, рассказывает о безумном докторе, убивающим и бальзамирующем свою возлюбленную, желая на веки сохранить её красоту.

Вторую экранизация «Вия», предпринятую Владиславом Старевичем в 1916 году постигла та же печальная участь, что и фильм его предшественника 1909 года. Известно только, что Старевич помимо режиссуры, взял на себя написание сценария и операторскую съёмку. Роль ведьмы исполняла популярная актриса Российской Империи - Мария Болдарева, снимавшаяся в, по меньшей мере, восьми фильмах под продюсированием одного из крупнейших кино-предпринимателей своего времени - А.Ханжонкова.

Фильм Евгения Бауэра «Чужая душа» - фантастическая драма об обмене душами между живыми людьми.

Н.П. Ларин в 1916 году снял бытовую драму «Лихо одноглазое», основанную на народных суевериях о вмешательстве злой силы в судьбу человека.

В период 1917-1918 года вышло целых две экранизации популярного тогда романа Василия Немировича-Данченко «Болотные огни» криминально-психологического содержания.

В драме 1917 года «Сатана ликующий» дьявол подталкивает обитателей дома священника к греховной жизни. Другой фильм о враге человечества, вышедший в 1917 году - «Венчал их Сатана» режиссёра Вячеслав Висковского по роману «Адские чары» В.И. Крыжановского-Рочестера наглядно демонстрирует вред от обращения к гадалкам и ворожеям. В этом же году Георгий Азагаров экранизировал роман В.Дорошевича «Убийство». Фильм вышел под пафосным названием «Женщина-Вампир» .А в 1918 году Чеслав Сабинский снял свою версию «Власти тьмы» Толстого.

«Дети Сатаны» - экранизация одноименного романа польского писателя С. Пшибышевского, вышедшая в 1917 году под руководством Владимира Гардина и Алексея Смирнова не сохранилась до наших дней, и скорее всего, связано это с активной антикоммунистической позицией Пшибышевского.

Борис Светлов в 1918 году снял фильм «Замурованная» (другое название «Заживо погребённая»). Фильм пропал и точное его содержание не известно, но сохранилось определение, данное ему современниками – «жуткая драма».

Так же этот период породил множество криминальных драм и трагедий: «Тьма и её сокровища», «В омуте Москвы», «Убийство балерины Пламеневой», «Грех», «Кровавая слава», «Симфония безумия», «Скальпированный труп», «Скерцо Дьявола», «Шкаф смерти», «Власть демона» и другие мрачные по содержанию фильмы, среди которых примечательны киноленты с элементом мистики: «Любовь монаха» Владимира Гардина, «Она» Михаила Вернера. От многих фильмов остались лишь названия: «Проклятая собака», «Сатана тут правит бал», «Чёрная стая» (другое название «Чёрная сила»), «Великий аспид», «Дьявол», «Загадочный мир» и другие.

Период с 1919 по 1922.

Не успев освободится от довлеющей, но все же либеральной в отношении жанровых критериев царской цензуры, по сути ограничивающейся запретами на фильмы порнографического содержания, подрывающие авторитет правящей элиты, и рядом архаичных табу на изображение царственных особ и религиозных святынь, отечественное кино постепенно сковывается цензурой социалистической. В 1919 году был подписан декрет «о национализации кинематографа». Львиная доля фильмов того времени – пропаганда, нацеленная главным образом на проповедь марксистского учения. Но, время полного «освобождения от буржуазных предрассудков» ещё не настало.

Показателен в плане характеристики этого периода случай с А. Г. Талдыкиным руководителем кинокомпании «А. Талдыкин, А. Дранков и Ко», который зарыл в землю негативы шести полнометражных, ещё не выпущенных фильмов, скрывая их от правительственной комиссии. Зарытые Талдыкиным ленты отсырели и стали навсегда потерянными для человечества. Среди похороненных картин была экранизация «Маскарада» Михаила Лермонтова.

Определённо питавший тёплые чувства к творчеству Гоголя Владислав Старевич экранизировал в 1918 году «Сорочинскую ярмарку», а в 1919 году повесть «Майская ночь, или утопленница». Фильмы канул в лету вместе с его «Вием» и «Страшной местью», но, до нас дошла другая его гоголевская экранизация фольклорного колорита – «Ночь перед рождеством», снятая в 1913 году, что позволяет провести мысленную реконструкцию того, как выглядели спецэффекты и декорации утраченных картин.

Режиссёры: Александр Санин и Юрий Желябужский сняли фильм «Девьи Горы», другим названием которого было «Легенда об Антихристе». Фильм был показан один раз и сочтён контрреволюционным. До нашего времени дошли четыре части фильма и известно, что он представлял сплав волжских легенд и философской трилогии Мережковского «Христос и Антихрист» в виде стилизованной сказки-эпопеи.

Утерянный фильм «Люди гибнут за метал», так же известный под названием «Проданная душа» Александра Волкова скорее всего являлся вариацией на тему «Фауста», но подтверждения этому нет.

В 1920 вышел первый и что кажется невероятным русский фильм о Дракуле. Эта информация существует на правах легенды и возможно является мистификацией. Западные критики проявляют в этом вопросе противоречивость. Так Дональд Глут в своей «Книге Дракулы» упоминает о наличии свидетельств о выходе фильмов, опередивших «Симфонию ужаса» Мурнау, один из которых был снят в России, но указывает на отсутствие веских свидетельств в виде кадров, или достоверных, задокументированных упоминаний о нем. Джон Гордон Мелтон проявил больше доверия, указав русский фильм «Дракула» 1920 года, как первую, хоть и неправомочную, экранизацию романа Брема Стокера. Так же есть версия, что вторая экранизация «Дракулы» вышла в Венгрии в 1921 году. Венгерская версия обладает свидетельствами в виде нескольких сохранившихся кадров и информации об актёрском составе, но так же считается не достоверной..

Чуть менее провокационно звучит информация о экранизации «Лигерии» Эдгара По. Споров о существовании фильма не возникало, но его точная датировка отсутствует (самой вероятной датой является 1920 год). Режиссёром и сценаристом «Лигерии» была Тамара Глебова, так же, сама снявшаяся в картине.

«Призрак бродит по Европе» 1922 года, снятый режиссёром Владимиром Гардиным, – история о свержении буржуазии в абстрактной империалистической стране. Не смотря на довольно посредственное отношение фильма к творческому миру Эдгара Алана По и навязчиво агитационный характер, обычно его указывают, как созданный по мотивам «Маски красной смерти». Антропоморфное воплощение чумы в картине сменили возмущённые революционеры.

От многих фильмов этого времени остались только эпатажные названия вроде: «Обезглавленный труп» или «Перстень зла».

Благодаря иммигрировавшей интеллигенции традиции Императорской России продолжили жизнь за рубежом. Так, Владислав Старевич продолжил снимать фильмы во Франции вплоть до 1965 года, прославившись главным образом своими анимационными работами.

Из почти трёх тысяч снятых в России фильмов с 1908 по 1922 сохранилось всего лишь около трёхсот. Некоторая часть которых осела в зарубежных киноархивах. Судьба была одинаково беспощадна, не отдавая предпочтения тем или иным жанрам либо режиссёрам. Но именно для жанра ужасов этот удар можно считать наиболее болезненным.

С 1922 года началось становление советской цензурной системы, познавшей впоследствии как эпизоды жёсткого диктата, так и временных оттепелей. Фильмы, ставившие задачей напугать зрителя, или затрагивающие необъяснимые с позиции материализма темы и образы, котировались как пагубно влияющие на моральный облик советского человека. Большинство жанров продолжило развиваться в рамках социалистических установок, хоррор же на длительно время укрылся в пространстве научно-фантастики, сказки и аллегории, лишь изредка прорываясь в мир кино.

Но все же прорываясь. И иногда в очень интересных жанровых представителях, хоть и отягощённых, обусловленными политикой государства клише и отсутствием у кино-производителей опыта в съёмках картин подобного толка. Но, это уже другая история.

Просмотры: 2811

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!