УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Фэнзона

Истинный смысл фильма "Игра" Д.Финчера. Как крупные бренды управляют вашим сознанием?

РецензииКомментарии: 0

Сегодня истинный смысл фильма Д.Финчера "Игра" 1997 года. Картины этого автора не нуждаются в дополнительном представлении, как и их создатель. Многие из фильмов Финчера стали культовыми, некоторые из них находятся в топ 250 на Кинопоиске, а зрители постоянно обсуждают и пересматривают их. Особенно популярны такие фильмы, как "Бойцовский клуб", "Семь", "Загадочная история Бенджамина Баттона" и "Игра", уже ставшие частью массовой культуры.

Ладно, мы здесь собрались для обсуждения фильма "Игра", а не заслуг режиссёра. Но при всем этом, на мой взгляд, большую долю популярности картине создало именно звёздное автора, которое уже неплохо привлекает людей к просмотру. Это не означает, что фильм "Игра" плохой, нет, он глубокий, достойный, поднимает интересные темы, но все-таки воспринимается как фантастический.

Итак, главный герой, Николас, в исполнении Майкла Дугласа, представляет очень интересного для анализа персонажа. С одной стороны, у него есть все: деньги, власть, дорогой особняк, домработница и шикарный автомобиль - атрибуты успеха, которые поощряет современное общество потребления. С другой, герой глубоко несчастен, ведь при всех своих возможностях у Николаса нет близких людей. Ему банально не с кем поговорить вечером, поэтому каждый раз он просто включает на фоне ТВ шоу о бизнесе, чтоб заглушить тишину дома.

Он избегает общество. По мнению Николаса, тому, кто знает истинное общества, вдвойне приятно его избегать. Причину подобного поведения режиссёр предлагает искать в детстве героя. Жизнь маленького Николаса была окружена роскошью и гламурной обёрткой благодаря богатству семьи, но за всей этой ширмой скрывалась пустота. Ребёнка с детства приучали к тому, что главным показателем успеха являются деньги, а достигает их тот, кто умеет держать себя в руках, быть расчётливым и контролировать каждую мелочь.

Главным примером для подражания Николаса был его отец. Он воплощает все те качества, которые сформировали мировоззрение взрослого Николаса. Никаких искренних эмоций такие люди, как отец главного героя, не допускают, потому что они не просто отвлекают от работы, но и могут привести к ошибочным решениям или убыткам бизнеса. Николас впитывал подобную философию жизни с самого детства, но на практике она привела лишь к пустоте в его жизни.

Серьёзной травмой, которая ещё сильнее доказывает ему необходимость закрыться от других, стало самоубийство отца. Очевидно, отец Николаса слишком долго сдерживал себя от проявления эмоций, пытаясь жить только разумом, контролируя все и всех вокруг, что в какой-то момент не выдержал. В преддверии своего 48 дня рождения мысли об отце приходят к герою все чаще, поскольку именно в этом возрасте отец совершил самоубийство.

По пути отца идет и сын. Николас не понимает цели своей жизни, потому что застрял в зоне комфорта и в своём одиночестве, отгородившись когда-то даже от жены и брата. У него нет ничего, что его радует, но при всем этом в мире нет ничего, что он не мог бы получить за деньги. Финчер создаёт этим весьма интересное противоречие богатства.

Однако Финчер, на мой взгляд, сильно преувеличивает эту проблему. Он хочет, чтоб зритель проникся сочувствием к миллионеру, который не знает, чем занять себя, чтоб уйти от скуки. Может в кино с харизматичным главным актёром Николас и вызывает сопереживание, но в реальной жизни такой человек, избалованный деньгами, вызвал бы в лучшем случае недоумение. Такие люди в случае скуки не будут погружаться в самоанализ, а пойдут тратить многочисленные деньги в клубах, барах, покупать машины, устраивать голые вечеринки и прочее.

Дальше мы переходим к тому, что, собственно, означает у режиссёра сама игра. Впервые с компанией CRS Николаса знакомит его брат, по мнению которого, их услуги не оставят скучающего Николаса равнодушным. CRS символизирует крупный бренд будущего, рекламодателя, способного подобрать для каждого клиента персональный подход через свои технологии. Для этого компания проводит глубокие психологические и поведенческие исследования характера, психики и особенностей своих участников, чтоб создать дли них персональное предложение, способное впечатлить даже самого требовательного.

Режиссёр будто задаёт вопрос: могут ли крупные бренды со временем научиться не просто определять потребности каждого отдельного клиента, а предугадывать его действия, мысли и реакции на свой продукт. На протяжении фильма компании CRS действительно удаётся манипулировать сознанием главного героя, представляя для него реальность в нужном свете, и направляя по ложным следам.

Финчер будто говорит зрителю: не делается ли это с вашим сознанием прямо сейчас через очередную рекламу? Что если крупные бренды товаров и услуг через современные технологии сбора и анализа потребительского поведения, нейромаркетинг, психологию внушения и другие инструменты полностью определяют предпочтения людей и создают их вкусы уже сейчас?

Первый визит Николаса в компанию представляет собой типичную беседу продавца и клиента. Консультант как опытный профессионал очень быстро определяет потребность Николаса в острых ощущениях. Он понимает, что герой скучает, поэтому делает ему специальное предложение: "Признайтесь, вам интересно, чем мы хотим вас удивить, мы ни к чему вас обязываем, вы можете отказаться в любой момент". Подход выбран настолько правильно, что клиент легко согласился предоставить любую информацию бренду о себе и пройти тесты лишь бы получить желаемое.

Финчер создаёт самую настоящую финансовую пирамиду и демонстрирует во всей красе возможности современных компаний по обману людей. Такие крупные бренды могут подобрать подход к любому человеку, войти к нему в доверие и потом воспользоваться собранной персональной информацией для воровства денег. Не зря для работы с Николасом ему подбирают симпатичную девушку, которая на протяжении сюжета направляет его в нужном направлении. Это же типичная красивая продавщица в магазине, способная своими разговорами обдурить клиента и впарить ему любой товар.

Если рассматривать кино в данном смысле, то в новом ключе начинают играть и все фразы других персонажей. Например, разговор клиента с девушкой оператором по телефону, когда Николас только входит в офис: участник другой игры слишком близко к сердцу принял весь произошедший обман. Это касается и слов джентльменов, у которых Николас пытается узнать про игру: "Был я слеп, а теперь вижу", – намекает Николасу один из прошлых участников игры.

Это послание можно понять с двух сторон. С одной, как намек, что герой слеп к тому, как крупная компания играет с его сознанием, будто кукловод, а с другой, с более глубокой, что игра - это путь Николаса к осознанию своих ошибок и неверного поведения по отношению к окружающим. Для переосмысления жизни Финчер помещает своего героя в реальность, где тот теряет абсолютно все и оказывается на грани безумия. Только потеряв все ресурсы Николас понял то, что нужно было ценить на самом деле.

Я не буду разбирать на реализм все подготовленные для героя ловушки, потому что они лишь инструмент для раскрытия смысла фильма. Безусловно, в некоторых моментах Николас ведёт себя очень глупо, будто забывая, что находится в игре. Единственное, удивляет финальная реакция: герой радостно обнимает брата и через несколько минут возвращается в привычное русло, отмечая свой день рождения, хотя минуту назад был близок к смерти. Я бы на его вместе был в шоке, что все близкие люди согласились участвовать в данном шоу и не просто выставили его дураком, а чуть было не заставили покончить с жизнью. Это перемена в его настроении кажется слишком быстрой и необоснованной.

В итоге, фильм Финчера показался немного раскрученным, хотя и интересным. Безусловно тут есть глубокие смыслы, хорошая актёрская игра, неплохой сюжет, но, во-первых, все это не перестаёт от этого быть фантастикой. Хотя бы по той простой причине, что не одна компания не будет подвергать жизни клиента таким рискам из-за угрозы судов. Во-вторых, в невозможности рассчитать каждый шаг своего клиента до такой степени, чтоб настолько удачно манипулировать его действиями. А если бы герой не выдержал бы этих ударов, поступив также, как и его отец когда-то? От лучших фильмов на Кинопоиске все-таки ждёшь чего-то большего, чем просто игры на случайностях.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!