ДО-РЕ-МИ...

Новости

МЭНДИ - действительно 5 из 5 (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 3

Так называемое "авторское" кино многие не любят. Зачастую за вывеской "авторское" скрываются творческая импотенция и эгоизм режиссеров, попросту не способных внятно поведать миру свою историю. Попытался снять, допустим, слэшер, получилось дерьмо - заявляешь, что "я так вижу, а вы ничего не понимаете" и с гордым видом удаляешься в закат на поиски новых дурачков, готовых дать денег на твой очередной творческий высер. И даже по-настоящему талантливые работы в этом специфическом направлении далеко, далеко не всегда получают признание у широкой публики - достаточно взглянуть на кассовые сборы фильмов Амирпур, Рефна, Линча и компании, больших хитов вы там не найдете.

Значит ли это, что авторское кино не нужно, бесполезно, что это все лишь некий бесполезный аппендикс на теле искусства?.. Разумеется, нет!

См. также: МЭНДИ: Великолепный бэд трип Николаса Кейджа (РЕЦЕНЗИЯ)

Массовое и "элитарное" не существуют в каких-то параллельных реальностях, они живут и взаимно влияют друг на друга в одном мире на протяжении всего времени существования. И здесь же, рядышком, обретаются всевозможные "низкие жанры": все виды эксплотейшна, порнография, псевдо-снафф, культура дешевых комиксов и грайндхауса.

"Мэнди" Косматоса-младшего (который одним этим фильмом превзошел всю фильмографию своего отца, режиссера - если уж на чистоту - довольно посредственного) - это сплав элитарно-авторского, массово-зрительского и низко-эксплуатационного. Подобно герою Ника Кейджа, Косматос у нас на глазах выковывает блистающую чудо-секиру для того, чтобы ею же и снести нам башку.

Где-то на краю света, в поросших густыми лесами горах живут в мире и любви дровосек Ред и художница Мэнди. С ними сталкивается маленькая псевдо-христианская секта хиппи-наркоманов возомнившего себя Богом похотливого "пророка" Иеремии. Последний нанимает банду сумасшедших байкеров для похищения Мэнди, но, не добившись от художницы ни восхищения, ни взаимности, в бешенстве жестоко расправляется с ней на глазах у Реда. Обезумевший от горя дровосек встает на путь кровавой мести...

Косматос берет сюжет из фильмов 70-х (revenge и gore), наполняет его стилистикой 80-х (музыка, визуал и множество деталей, включая анимационные вставки в духе мультсериалов типа "Повелителей Вселенной", палп-фэнтези литературу и рисунки в манере модных художников той поры вроде Луиса Ройо), сшивает одно с другим сквозными темами (анти)религии и наркотического трипа, чтобы, сплясав на костях сект 60-х (привет в Ад дедушке Мэнсону), воспеть оду культуре прошлых десятилетий и поставить жирную точку в околорелигиозных вопросах нашего времени.

Как в любом по-настоящему авторском фильме, каждый кадр "Мэнди", каждое движение камеры или актера в кадре, каждый звук - выверены от и до. Кино полнится символами и отсылками, но остается зрительским и интересным (особенно, если вы вытерпите первые минут этак 20 хронометража). здесь все одновременно просто и сложно, но фокус в том, что если вы не улавливаете какие-то отсылки или символизм - ничего страшного, сюжет остается кристально чистым, ясным и понятным от и до. Вам не требуется понимать ВСЁ для того, чтобы понять эту простую историю - этим "Мэнди" выгодно отличается, например, от страшной, но переусложненной для восприятия "Реинкарнации".

Допустим, Иеремия - собирательный образ лидера секты. Биография Чарльза Мэнсона практически один-в-один - история Иеремии. Но если вы не знакомы с этой биографией - вам это никак не помешает понять фильм, образ психопата-лжепророка остается раскрыт.

С другой стороны четко и по назначению использованы наиболее знакомые массам элементы пазла. Ник Кейдж с его репутацией Nick the Sick, всю жизнь нещадно переигрывающий в сценах безумия и горя (начало этим его фирменным трэш-перформансам положено было еще в "Поцелуе вампира"), но способный и к нормальной, качественной актерской игре... Именно в "Мэнди" он - такой, какой есть, - уместен на все 1000%. Без Кейджа это было бы совершенно другое кино, но абсолютно не важно, знаете вы Ника только по мемам из ВКонтакте или по ролям, принесшим ему славу и признание. И так во всем.

"Мэнди" это кино о культе как о понятии в разных его значениях (культ как секта, культовые произведения искусства и т.д. и т.п.). И "Мэнди" - это кино-культ как таковое, квинтессенция всего "культового", что нам подарила эпоха. "Теперь я твой Бог", - хрипит обдолбанный окровавленный демонический Кейдж-Ред в финале картины, не без доли иронии (каковая вообще - важная составляющая фильма, потому и Nick the Sick тут более чем к месту) обозначая авторский взгляд на время и КУЛЬТуру.

Но это еще и просто современный грайндхаус, который можно и нужно воспринимать, не особо копаясь в отсылках и смыслах. Так и задумано, а потому - 5 из 5.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 513.

Комментариев: 3 RSS

  • Атмосферный - да, однако непозволительно затянутый. И это большой минус.

    • Я тоже думал во время просмотра, что затянутый в типичном для "авторского" кино стиле. Но потом понял, что это сделано специально, фильм же из трех частей состоит, и вот финальная - собственно "Мэнди" - контрастом хорошим выступает к первой и отчасти ко второй. Общее впечатление - норм в итоге, концепт понятен и работает.

  • Я же говорю - Безумный Макс и Другие Ипостаси

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!