УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

ПОССУМ: Немая марионетка ужаса (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 5

Британский хоррор Possum отхватил сразу три премии на прошлогоднем кинофестивале ужасов в Бруклине: за лучшую мужскую роль, за лучшую мужского роль второго плана, за лучшую операторскую работу. И все это, пожалуй, вполне заслуженно. Особенно первая награда. Не каждый актер выдержал бы груз ответственности, ложащийся на плечи с таким материалом, когда от твоей игры зависит судьба всей картины. Шон Харрис справился с блеском. Впрочем, "Поссум" интересен не только его перфомансом.

Оставив за плечами скандал, из-за которого пришлось уйти с работы, главный герой Филипп возвращается в родной городок. Он кукловод, и в руках у него одна только сумка, а в ней огромная странная марионетка, похожая на паука. Филиппу приходится жить вместе со своим единственным выжившим родственником, отвратительным дядей Морисом, в старом доме, пережившем когда-то пожар. Эти места и люди вообще много чего пережили. Филипп явно не в себе, аукаются детские травмы. И вот он неприкаянный бродит туда-сюда со своей сумкой, пытаясь и не умея избавиться от жуткой ноши. Все это было бы комично, если б не было так страшно.

А между тем сломанный телевизор в комнате включается только для того, чтобы рассказать, что в городе пропал подросток. Так же, как и многие годы назад.

Можно подумать, будто сюжет вдохновлен Кингом. Детишки исчезают, и монстр, принявший облик огромного паука, имеется. Даже воздушные шарики летают. Только это, скорее, Кафкианское "Оно", маленькое и личное, не распространяющееся на весь условный Дерри, ограничивающееся рамками одного одиночества. Есть тут детский стишок-страшилка, есть книжка с черно-белыми иллюстрациями в духе "Историй для рассказа в темноте" и "Бабадука". Еще при желании можно провести параллель с "Пауком" Кроненберга, и это, пожалуй, ближе всего прочего, однако в целом "Поссум" ссылается на нечто куда более старое. Эта пожухлая шершавая сепия легко могла выцвести до ч/б, эти редкие диалоги могли бы потонуть в абсолютном молчании. Если называть картины, чье влияние здесь кажется ключевым, то это будет "Носферату, симфония ужаса" и другая классика немого кино.

Интересно, что снял "Поссума" известный британский комик Мэттью Холнесс. Давний поклонник ужасов Hammer и вполне серьезный писатель, он долгое время не мог выбраться из комедийного амплуа на экране. Возможно, поэтому в его дебютной режиссерской работе нет ни капли смешного. И даже нелепое бегство от куклы не вызывает здесь улыбки.

Холнесс делает ставку на тревожность, на недосказанность. Что-то мы узнаем из намеков, что-то — из обрывков фраз. Ожидание, когда же паук шевельнет лапкой, куда страшнее, чем момент, когда лапка действительно шевелится. Впрочем, признаюсь, "Поссум" однажды сумел взять меня на испуг, причем так, как не удавалось, кажется, ни одному фильму за весь прошлый год. Джампскейры лучше всего работают там, где их как будто не должно быть.

В череде прекрасно выстроенных кадров по пустынным улицам и темным коридорам мы следуем за глубоко несчастным потерянным героем. Пытаемся вместе с ним противостоять старику Морису с его зловещими желтозубыми улыбками и грязными пальцами: 72-летний Алан Армстронг и впрямь хорош в этом образе. Вместе с Филиппом мы ищем избавления и боимся, застыв у двери, за которой скрывается правда. Здесь маловато событий, и зритель, подсевший на иглу современных хоррор-аттракционов, наверняка заскучает, однако нам повезло с провожатым, а режиссеру — с исполнителем главной роли. Как уже было сказано выше, Шон Харрис тащит. Почти без слов, только мимикой и языком тела он должен выразить невыразимое, выразить саму невыразимость, и у него получается. Даже не вслушиваясь в разговоры, можно понять, что Филипп — не кукловод, он потерявшаяся сломанная марионетка, преследуемая своим жутким доппельгангером. Но реальна ли эта членистоногая тварь? Что произошло с Филиппом в детстве? Так ли безобиден он теперь?

На некоторые вопросы фильм дает ответы, на другие нет. Иногда полная ясность и не нужна.

Ну, а теперь немного о том, что стоило обсудить в самом начале. Название. Многие, не глядя, перевели его как "Опоссум", и действительно, американцы, например, запросто называют опоссумов и поссумов одним и тем же словом, хотя зверьки-то разные. Однако в этой истории речь все-таки не о зверьках, да и не о американцах. На латыни "possum" значит "мочь", "уметь", а также "пользоваться влиянием". Что ж, кошмарное создание, которое Филипп называет Поссумом, явно имеет на него влияние. Возможно, именно это имел ввиду Холнесс? Может быть, нет.

"Поссум" избегает слов, и сам новым словом в жанре, конечно, не стал. Скорее, наоборот, это нечто очень старое, тревожное, все еще смутно знакомое, но во многом позабытое. Это туманное воспоминание о том, каким был хоррор когда-то. Каким он, возможно, и должен быть.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 5 RSS


В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!