Новости

Супергерои в замешательстве: рецензия на фильм "Стекло" (2019)

РецензииКиноКомментарии: 28

Погоня неуязвимого борца с преступностью Дэвида Данна за маньяком с расщеплением личности по прозвищу Орда заканчивается тем, что оба сверхчеловека попадают в психиатрическую больницу. Там доктор Элли Стэпл, специалист по излечению мании величия, пытается объяснить им, что их невероятные возможности — не более, чем самовнушение. Однако, когда содержащийся в той же больнице стареющий террорист Элайджа Прайс (также известный, как Мистер Стекло) узнает о своем соседстве сразу с двумя супергероями, ситуация начинает стремительно накаляться.

В 2000 году культовый режиссер М. Найт Шьямалан выпустил "Неуязвимого" — пожалуй, самый недооцененный из своих фильмов. Мрачный и умный драматический триллер был не только превосходно снят — через него режиссер рассказал миру о своей влюбленности в культуру комиксов, причем умудрился сделать это так, чтобы результат не выглядел простенькой фантазией школьника-гика. Но так вышло, что в каком-то плане опередивший своё время фильм провалился в прокате (с точки зрения студии, ожидавшей успеха уровня "Шестого чувства"), и задумку Шьямалана о создании собственной супергеройской вселенной пришлось отложить на неопределенный срок. После череды крупных неудач чуть было не потерявший доверие публики режиссер наконец-то вернулся на поле авторского кино с отличнейшим хоррором "Визит", после чего вновь обратился к своей идее фикс. Вышедший в 2016 году "Сплит" был крайне тепло принят публикой, пусть и не обошелся без недостатков. Теперь ничто не мешало М. Найту наконец-то снять кроссовер, который, при условии вышесказанного, можно было бы окрестить не только долгостроем, но и своеобразным magnum opus автора.

Практически в самом начале ленты на экране происходит зрелищная схватка Неуязвимого с Ордой — вот она, мечта Шьямалана, воплощенная на экране! Герои Брюса Уиллиса и Джеймса МакЭвоя жестоко молотят друг друга несколько минут, после чего попадаются полиции, их арестовывают и... Пора выводить на экран титр "конец", не так ли?

Но, к величайшему сожалению, до конца еще два часа. Режиссер, герои и зрители в замешательстве — а что будет дальше? Ответа, кажется, нет ни у кого, поэтому приходится выворачиваться, как попало. Именно этим и занимается "Стекло" на протяжении практически всего хронометража — переливает из пустого в порожнее. Одна сцена бессмысленного и безынтересного диалога (а чаще — монолога героини Сары Полсон, которая за просмотр успевает надоесть так сильно, что у зрителя есть шанс на всю жизнь возненавидеть эту в общем-то хорошую актрису) сменяется другой. По несколько минут демонстрируется переключение персонажа МакЭвоя между личностями, что исполнено не менее скучно. Не спорю, МакЭвой - отличный актёр, но убедительно роль Орды смог бы сыграть только ПРЕВОСХОДНЫЙ актер, коим он пока еще не является. Из всех показанных на экране личностей удачно сыграны им только тройка Зверь-Патрисия-Кевин, остальные же выглядят кривлянием уровня кружка пародийной самодеятельности. К слову, от того же недочета пострадал, на мой взгляд, и "Сплит", вот только Шьямалан не учел ошибок, продолжив восхищаться довольно посредственной игрой МакЭвоя там, где уже давно пора переводить камеру на куда более интересных персонажей — к примеру, на Дэвида Данна и его сына. Обоим, кстати, экранного времени отведено преступно мало — как будто бы режиссер пошел на поводу у публики, не принявшей замечательного "Неуязвимого", и переключил все силы на потакание фанатам "Сплита".

Стоит ли говорить о том, что "Стекло" практически никак не двигает супергеройскую вселенную Шьямалана вперед? Скорее напротив, отбрасывает её куда-то в канаву, чему способствует и невероятно глупая концовка, выполненная в фирменном для режиссера стиле с якобы неожиданным поворотом. В 2000 году слова "супергерой" и "комикс" звучали не так часто, как в 2019-м, и их можно было произносить героям триллеров, не боясь рассмешить при этом аудиторию. Но сейчас дела кардинально изменились. Трилогия Нолана о Темном рыцаре — это исключение, а правилом остаются легковесные блокбастеры вроде "Стражей галактики" и "Аквамена". Так что как бы не старался Шьямалан, но когда герои "Стекла" в очередной раз рассуждают о сакральном смысле комиксов о сверхлюдях в трико, зрительский зал не слушает эти речи с замиранием сердца, а иронично хихикает. Потому что это смешно, пафосно и нелепо. Теперь автор уже не выглядит оригинальным рассказчиком со свежим взглядом на современное искусство, скорее инфантильным сумасшедшим, доказывающим, что в примитивном сюжете можно откопать некую вселенскую истину. И делает это с таким серьёзным лицом, что становится сначала забавно, а потом — тоскливо. Последние двадцать минут фильма я, как и сидящие вокруг кинокритики на пресс-показе, просто умирал со скуки, смотря на персонажей, которые чуть ли не пускали корни в землю — настолько им было непонятно, что же делать в сюжете.

Так почему же провальный кроссовер не заслужил от меня более низкой оценки? Если очень грубо говоря, то смотреть его можно. Ради той самой открывающей схватки двух не уступающих друг другу соперников. Ради великолепного Зверя, который пугает не меньше, чем в первый раз. Ради яркого перформанса Сэмюэла Л. Джексона — сложно представить, чтобы мистера Стекло сыграл бы кто-нибудь, кроме него. Для тех, кому не терпится скорее узнать окончание двух незавершенных лент Шьямалана, просмотр может даже доставить удовольствие. А вот в отрыве от них общий сиквел категорически не воспринимается.

Из "Стекла" получился не самостоятельный фильм, а ненужный и затянутый эпилог к "Сплиту". Основной сюжет не вызывает ни малейшего интереса, а маразматичный финал рубит на корню малейшие надежды на возможные продолжения. К сожалению, из грандиозной задумки талантливого творца получилось не революционное или хотя бы увлекательное зрелище, а лишь топтание на месте, после которого лучшим решением было бы извиниться перед всей съемочной группой за то, что их время было потрачено впустую. А заодно — и перед зрителями.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 2700.

Чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео, подписывайтесь на наши страницы Вконтакте, Facebook, Twitter и на наш Telegram.

Комментариев: 28 RSS

  • опередивший своё время фильм провалился в прокате

    С чего бы это? При бюджете в 75 лямов собрал 250. Чувак, это не провал ни разу, ты чего.

    • В родных Штатах фильм собрал $95 млн. Цитирую КП:

      «Неуязвимый» должен был стать первым фильмом трилогии, но его провал в прокате перечеркнул первоначальные планы. Однако снятый спустя 19 лет фильм «Стекло», являющийся сиквелом сразу двух картин М. Найта Шьямалана — «Неуязвимый» и «Сплит» — вернул ленте 2000 года статус первой части трилогии.

      Англ Вики подтверждает (со ссылкой на источник):

      In a September 2008 article, Shyamalan and Samuel L. Jackson said there was some discussion of a sequel when the film was being made, but that it mostly died with the disappointing box office.

      • Спойлерни, пожалуйста: дядю-педофила героини из "Сплита" грохнули хоть?

      • Ну, на КП тоже люди пишут. По сравнению с "Шестым чувством" (40 лямов бюджет, сборы в США 293,5 млн., во всем мире - 672,8 млн.) сборы "Неуязвимого" можно назвать "разочаровывающими", но провал - это явно не правильное слово. Даже с учетом расходов на пиар (26,5 млн.) фильм принес хорошую прибыль. За следующие два фильма гонорар Шьямалана был больше, что также говорит нам о том, что никто не оценивал показатели "Неуязвимого" как провальные.

        Англ Вики подтверждает (со ссылкой на источник)

        Ссылка там, кстати, не работающая, т.е. на сайтах-первоисточниках статей соответствующих уже нет. В сохраненнной копии одной из существовавших страниц говорится, что "Неузвимый" остался в тени "Шестого чувства", но там ни слова нет про провалы или разочарования от бокс-офиса. Что реально было бы весьма странно, ведь при таком раскладе в "провалы" следует записывать 2/3 или даже 3/4 всех фильмов планеты и почти все высокобюджетные фильмы вообще, т.к. картины с бюджетами в 150-250 миллионов крайне редко собирают в разы больше своего бюджета в США.

  • Феликс, какой же ты жесткий человек)) с ужасом ожидаю рецензии на "Рассвет"

    • Если вы сомневаетесь в успехе своего детища, не значит ли, что оно хорошее? У меня с рисунками так.

      • не сомневаюсь. сегодня был показ для киносетей. роспись больше, чем на невесте и увеличивается. мы сделали хорошее кино. дальше только лучше и больше!

        • #СамыйОжидаемыйФильмГодаПрямоСейчас - для меня, внезапно)

        • Надеюсь, это вы говорите только для нас. Я не понимаю, как люди могут хвалить созданное ими искусство. Я всегда недоволен своим. И самим собой.

          • это самый верный путь для совершенствования. другого нет.

            • Поэтому я сделал этот выбор. Быть недовольным всем и вся, чтобы совершенствоваться; быть сумасшедшим, чтобы получались хорошие рисунки; мучиться и страдать, чтобы всегда было вдохновение и пища для работ. Никто не говорил, что быть гением легко))) А вы сделали свой выбор для своего дела. Вы меняете отечественный кинематограф. Что-то и я сделаю. И всё будет не так плохо.

            • Я всегда недоволен своим. И самим собой.
              это самый верный путь для совершенствования.

              Вот тут согласен на все сто. Так и надо.

        • эхх, если бы у меня была возможность, то я бы снял хорроры по своим, уже запылившимся сценариям, и небольшой сериал, за который никто не берётся и никогда не возьмётся(

          современная индустрия хоррора в застое, мало, очень мало свежих идей или чего-то амосферного, пугающего не только скримерами и которое бы зашло народу и ещё осталось в истории. Они быстро делаются и тут же забываются)

          ну посмотрим и ваш Рассвет../

  • Вообще, посмотрю фильм и свое мнение составлю. Зря ждал, что ли? Может, мне он зайдет.

  • Шьямалан снова сел в лужу, когда набрал больших амбиций и начал "масштабировать") Кто бы сомневался)

  • Ну, народ вроде неплохо идёт на Стекло. В Соловье длиннющие очереди. Обязательно освежите в памяти первую картину. Часть связана с Неуязвимым. Фильм, конечно, затянутый, но для поклонников Неуязвимого и Сплита желательно посмотреть. И хорошо, что я не читал эту рецензию до просмотра - спойлеров много!)

  • Мы сегодня с женой в кино сходили. Фильм нам понравился (хотя финал, конечно, специфический). Хотя тем, кто не смотрел "Сплит" и "Неуязвимый", кино покажется малопонятным.

  • Тоже сходили всей семьей в кино в выходные и нам тоже фильм понравился. Финал, действительно, специфический и такого я не ожидала, но маразматическим я бы его ни в коем случае не назвала. Также странно видеть в рецензии упреки в несамостоятельности фильма, который является прямым продолжением двух других. И, весьма логично, что для полного понимания сюжета и раскрытия персонажей эти фильмы лучше посмотреть.

    «Сплит» и «Неуязвимый» сложно назвать стандартными супергеройскими картинами и «Стекло» выдержано в том же духе. Шьямалан хотел показать людей с суперспособностями более приземленными и заставить их, так сказать, «платить по счетам». Именно это у него и получилось. Причем снимать продолжение он и не планировал, это законченная трилогия (хотя сами понимаете – никогда не говори «никогда»).

    «Стекло» немного провисает в середине и поэтому уступает «Сплиту», в котором все элементы были подогнаны друг к другу, словно детали швейцарских часов. Однако, картина, все равно весьма увлекательна. Рассуждения о комиксах меня не раздражали, так как ни на какую вселенскую истину они не претендовали, а просто подчеркивали основную идею фильма (хотя может быть слишком подробно и оттого затянуто). Актерская игра меня полностью удовлетворила, и, как это часто бывает у Шьямалана, герои «Стекла» получились очень душевными.

  • К неуязвимому сразу была безоговорочная и сильная любовь.

    Сплит был воспринят прохладно, лишь концовка с анонсом продолжения-возвращения разогрела хорошо.

    Стекло стало для меня, как достойным продолжением Неуязвимого, своеобразным мостиком к Сплиту, заставившим пересмотреть и фильм в канве супергеройской темы, и отношение к нему в лучшую сторону, так и шикарным финалом порождённой им же киновселенной.

    Есть длинный бородатый прикол: что делают ружья на стенах у разных режиссёров. С классического - если у Чехова на стене висит ружьё, то в конце оно обязательно выстрелит; если у Тарковского - то оно будет сниматься 17 минут, одним планом и через сепию и т.д. Про Шьямалана можно сказать, что если у него на стене висит ружьё, то в конце выяснится, что это стена висит на ружье )))

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!