Новости

СОЛНЦЕСТОЯНИЕ: Праздник жизни, семьи и смерти (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 19

С сегодняшнего дня в российских кинотеатрах можно увидеть фолк-хоррор "Солнцестояние" (Midsommar). Да что там, не просто можно, а нужно увидеть. Есть подозрение, что перед нами самая главная жанровая картина этого года. И тут, в общем-то, нет ничего удивительного: после сногсшибательного дебюта Ари Астера в прошлом году мы с нетерпением ждали его новую работу. И тут даже дамоклов меч завышенных ожиданий не смог сыграть над режиссером злую шутку. Астер превзошел себя прошлогоднего.

Подумать только, мы говорим о человеке, которому не так давно стукнуло тридцать! При этом первая же его полнометражная лента, "Реинкарнация", отличалась зрелостью и безукоризненным исполнением. "Солнцестояние" лишь закрепляет впечатление: мы видим сформировавшийся стиль, видим перфекционизм и поразительное внимание к деталям, видим очевидный талант рассказчика.

"Солнцестояние" поведает нам историю девушки по имени Дэни. Она пережила страшное потрясение, потеряв всю семью, и теперь ищет поддержки в своем бойфренде Кристиане. Тот, однако, тяготится такими отношениями, только не находит смелости для разговора начистоту. В жанровых фильмах традиционно жертвуют реализмом в таких вещах, эксплуатируя зарекомендовавшие себя клише в описании персонажей, в оформлении конфликтов, да и попросту в диалогах. Астер же скрупулезно срисовывает своих героев и их взаимоотношения из нашей с вами повседневной жизни. А потом забрасывает этих ребят в совершенно другой мир, прячущийся, как оказалось, у нас под боком, но вместе с тем такой далекий от глобальной цивилизации с притупившейся христианской моралью и социальной разобщенностью. Отправляясь в шведскую глубинку на фестиваль, посвященный солнцестоянию, герои собираются повеселиться, закинувшись галлюциногенными грибочками, и, возможно, узнать что-то новое о местной культуре. Что ж, радушные хозяева действительно рады будут поделиться своими знаниями. Только никто из гостей, конечно, не был готов узнать такое.

В "Солнцестоянии" не нашлось места актерскому перфомансу, сопоставимому по яркости с тем, что устроила Тони Коллет в "Реинкарнации", но стоит отдать должное: каст подобран хорошо и аутентично там, где это нужно, актеры убедительны, а Флоренс Пью в главной роли заслужила только похвалы в свой адрес.

А вот что ярко в "Солнцестоянии", так это картинка. Оператор Павел Погоржельский вновь исполняет чудеса по указке Астера. С первых секунд фильма зрителя будто поднимают над землей, мягко, без усилий, и несут по немыслимым траекториям, повторяя филигранный и гипнотический танец камеры. Неудивительно, что карьера Погоржельского тоже пошла в гору, и в ближайшем будущем мы должны увидеть плод его сотрудничества с Аной Лили Амирпур.

Подборка натуры, очень зеленой и живописной, воздвижение затейливых декораций, тонкая работа с цветом — каждый элемент безупречен и причудливо играет в калейдоскопе рассказанной нам сказки, которая то тревожит, то смешит, то пугает, но не перестает очаровывать.

Отдельно хочется отметить монтаж звука и музыку в фильме. Разумеется, нас ждет немало прекрасных народных песен, при этом на роль композитора Астер пригласил британца Бобби Крлика, более известного под творческим псевдонимом The Haxan Cloak и специализирующегося на мрачном индастриле и эмбиенте. В "Солнцестоянии" нет драйва, но есть ритм, ощутимый пульс, как и в "Реинкарнации", и именно музыка, звуки заставляют сердце истории биться.

Словом, Ари Астер сотворил поистине чудесное размашистое полотно. Если в прошлом году он обращался к сатанинским ужасам в духе молодого Полански, то теперь берет и возрождает славные традиции фолк-хоррора времен его короткого рассвета в 60-е. Развивая мотивы "Плетеного человека", режиссер сталкивает современных молодых людей с культурой, настолько другой и древней, что кажется инопланетной. Жители шведской деревни проповедуют идеи гармонии с природой и друг с другом, но это не избитая и переваренная "Диснеем" "Хакуна Матата", не наивный и беззубый пафос хиппи, как может показаться поначалу. Это представление о мире без добра и зла. Здесь люди умирают страшными смертями, и нет никого, кто бы подошел и прикрыл ваши глаза заботливой ладонью, чтобы вы не увидели, как чье-то лицо превращается в расплющенные куски мяса. Но уже спустя десять минут вы будете улыбаться, а может, и усмехнетесь. Жесть на удивление естественно вписывается в общую очень солнечную картину этого мира, здесь даже мертвая плоть может стать материалом для прекрасного весеннего арта. Единство рождения и смерти, единство семьи — вот о чем поют жители таинственной коммуны. Еще одна вещь, которая может вызвать культурный шок — то, какую важность для этих людей имеет сочувствие друг другу. Эмпатия тут принимает потрясающие экстатические формы, вызывающие смесь отвращения и восторга.

"Солнцестояние" — это праздник для глаз, для ушей, для мозга. И испытание для нервов. Фильм мучает тревогой, шокирует кровавыми образами и снова убаюкивает, превосходно играя на контрастах. Фильм заставляет думать о том бесполезном багаже, что мы тащим за собой из поколения в поколение, о привязанности без любви, о лжи из лучших побуждений, о тотальной невозможности достучаться до другого человека. "Солнцестояние" Ари Астера — будто языческий гимн, призывающий к пробуждению и свободе. Пусть эта лучезарная свобода и покажется кому-то сумасшедшей и страшной.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 2715.

Чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео, подписывайтесь на наши страницы Вконтакте, Facebook, Twitter и на наш Telegram.

Комментариев: 19 RSS

  • Супер! Спасибо за рецензию!

  • К огромному сожалению, Солнцестояние уступает дебюту Астера практически в каждом отдельном элементе фильма. Кроме, разве что, хронометража. На протяжении двух с половиной часов (!) Ари Астер рассказывает "двух копеечную" историю, которой самое место в получасовой серии какой-нибудь Сумеречной зоны. Финал фильма даже неискушенный зритель может предсказать уже на пятнадцатой минуте. По какой-то причине режиссер решил, что рассказать своего Плетенного человека в 2019 году, не изменяя практически ничего в истории - это хорошая идея. Неожиданных поворотов или нестандартных решений в картине нет от слова совсем. Вот вам шаблонные безумные культисты, вот вам шаблонные глупые американские студентики (тут они временами бьют просто все рекорды тупости), чем все это закончится, догадайтесь сами. Но всю эту банальную историю Астер (уверовав после дебюта в собственную неоспоримую гениальность) заливает просто кубометрами пафоса и самолюбования. Тривиальные, никуда, по сути, не ведущие сцены он может растягивать так, что любой Виндинг Рёфн обзавидуется. Это и многое другое можно было бы простить фильму если бы он был пугающий и жуткий, но увы, по-настоящему страшная сцена в фильме одна, что для хоррора длиной в 147 минут есть окончательный приговор.

    К огромному сожалению после шикарной Реинкарнации - Солнцестояние это главное разочарование года.

    Осторожно спойлер

    P.S. Кто-нибудь понял зачем была добавлена семейная трагедия главной героини в начале фильма и её мучение с бессонницей?

    На протяжении фильма то тут, то там это вспоминалось, но в последствии эта линия так логически никуда и не привела.

    • Хех, вы как будто подогнали фильм под собственные шаблоны и жалуетесь на шаблонность. Безумных культистов в фильме нет, как и шаблонных студентиков, а у Николаса Виндинга Рефна нет буквы ё в фамилии. :)

      • То есть сумасшедшие обитатели коммуны сжигающие заживо людей во славу богов урожая - это не безумные культисты, а ребята собирающие данные для написания дипломных работ и сующие в рот любой дурман который им подсунут приводящий к диким трипам (и не единожды - дважды, при том что у главной героини даже на настойку грибов был дикий приход с видениями мертвых родных), наблюдающие двойное убийство, а после пропажу двух других ребят из Англии с сопутствующими криками со стороны чащи, потом пропажу еще пары, но уже собственных друзей - это не шаблонные глупые студентики которые даже не пытаются предпринять каких-то конкретных шагов к спасению при творящейся вокруг вакханалии безумия? Да про таких товарищей отдельный фильм даже сняли - Убойные каникулы называется.

        Про Рефна тут да, был неправ прошу простить.

        • Если человек рожден и воспитан в странных или даже неприемлемых для нас традициях, это еще не делает его безумным. Как не безумны те же психопаты, например: они лишены рамок морали и не способны к сочувствию, однако вполне вменяемы. А культисты из "Солнцестояния" - даже не психопаты, просто у них иная культура, иная мораль, а эмпатия имеет особое обрядовое значение.

          Что касается студентов, так чего бы им не угорать по наркотрипам, если большая часть за этим и отправилась в путешествие? Ритуальный суицид (а не двойное убийство) их шокирует, при этом кто-то хочет свалить, а кому-то интересно, потому что людям всегда интересна всякая дичь, благо переживать о собственной безопасности поначалу не приходится. Они же не знают, что являются героями хоррора. :D

          Вообще меня забавляет, что фанаты жанра часто обвиняют персонажей в глупости, но повели бы они себя умнее в схожих ситуациях? Люди в массе своей не слишком сообразительны и каждый день умирают при самых нелепых обстоятельствах.

          Возвращаясь к фильму, герои там пропадали довольно подозрительно, но не настолько чтобы остальным было не наплевать. А людям опять же в массе своей наплевать друг на друга. И фильм это подчеркивает на примере Кристиана.

    • Ну, а семейная трагедия героини имеет ключевое значение в сюжете, ведь в этой шведской коммуне ей предлагается, во-первых, принять факт смерти, а во-вторых, вступить в настоящую семью, которая никогда не бросит.

      • Мне кажется, плохие тролли никогда не переведутся)) Ну не может человек найти себя в жизни, ну не хватает ему ума заняться делом - вот и занимается чушью.

      • Простите, но когда конкретно ей предлагали принять факт смерти? Они объясняли своё собственное отношение к старению и медленной смерти после ритуала (притом мимоходом и единожды, не пытаясь ей его навязать) это да, но на этом все. И если правильно помню то за время всего фильма ей не разу не предлагали именно вступить в семью и остаться с ними до конца.

        Да и учитывая как они поступают с собственными собратьями под конец - аргумент "семья которая никогда не бросит" как-то так себе.

        Не пытаюсь просто слепо ненавидеть фильм - ожидания после Реинкорнации были очень велики. Но тут Астера после успешного дебюта продюсеры из А24 видимо не стали дергать за рукав. И вышло то, что вышло - а именно два с половиной часа неспешных сцен посвященных проходной, тривиальной истории на фоне отсутствующих хоть каких-то пугающих хоррор элементов.

        • Тут уже не знаю толком, что ответить. :D Придется пересказывать фильм. Все два с половиной часа главная героиня занимается двумя вещами: пытается пережить смерть родных и цепляется за своего парня, которому не нужна. Я не имел ввиду, что ей прям вслух что-то предлагали. :) Я говорил о подтекстах. Впрочем, вслух тоже почти все проговаривается. Сначала Пелле говорит Дэни, что Кристиан ей не нужен, а здешняя семья может помочь. Потом во время финального пира одна из девушек говорит, что теперь они с Дэни сестры, и она останется с ними. Но слова тут не так важны, как в целом действие, инициация.

  • Согласен с рецензентом выше, меня фильм тоже не впечатлил. Показался скучным и пресным. Ничего нового в жанр о безумных сектантах он не добавляет. Так же не понимаю, почему все критики так писаются кипятком. Да и к жанру ужасы, по-моему мнению, его можно отнести с натяжкой.

    На счет семейной трагедии, как я понял, чтобы показать психологическую нестабильность главной героини, тем самым мотивировать ее поступок в финале фильма. Ну, это мое мнение

  • Завтра с женой сходим, заценим... не нравятся мне последние комменты, настораживают... хотя 5 звёзд от Михаила - аттракцион невиданной щедрости)))

  • На сеансе прикольный трейлер к русскому хоррору «тварь» заценил. Солнцестояние на удивление больше понравился жене, чем мне. От фильма странные впечатления, странное послевкусие, но реинкарнацию он не догоняет, и не оставляет некое разочарование. Вообще ещё часа не прошло после просмотра и чувства ещё не улеглись

  • Я вот не понял: жители Хорги каждый год так развлекаются?

  • Это у рецензентов прикол такой - писать, что всё понятно стало на 15-й минуте (к слову к этой минуте ещё никакой поездкой в Швецию даже не пахнет)? Если так рассуждать, то в любом фильме всё понятно просто по названию. So what? Да - это не фильм ужасов. Да, сцены в фильме не пугают, а, скорее, шокируют. Но описать этот великолепный хэппенинг Астера другой жанровой принадлежностью не получится.

    Солнцестояние - отличный фильм, с замечательным сочетанием действия, картинки, музыки, напряжения. Тупые американские студенты, безумные культисты? Это настолько далеко от того, что есть в фильме, что даже не смешно. Относится ли история про смерть родителей главной героини к тому катарсису, который с ней происходит в финале? Хм... любопытный вопрос для человека, который проснулся ближе к концу фильма, если вообще проснулся...

    Каждый достоин того, чтобы сложить о нём своё мнение и только одно можно сказать с абсолютной уверенностью - это не те 2 с половиной часа, о которых вам придётся сожалеть.

    • Но описать этот великолепный хэппенинг Астера

      Немножко поправлю - не хэппенинг, а перформанс. Хэппенинг не продумывается заранее, а полагается на случай. Вот как одна барышня разделась догола и сказала людям, что они могут причинять ей любую боль. Ее чуть не убили. Это хэппенинг.

  • Только сейчас посмотрела эту замечательную картину и согласна с Михаилом – Астер превзошел себя прошлогоднего. «Солнцестряние» (как и «Реинкарнация»), являясь очень неплохой драмой, тем не менее, остается фильмом ужасов, развивающимся по классической схеме и содержащим несколько жестких моментов, которые долго не выходят из головы. Но в данном случае режиссеру не пришлось вырезать половину фильма (а всего лишь полчаса), что положительно сказалось на результате.

    Хотела сказать пару слов о сходстве сюжетов «Плетеного человека» и «Солнцестояния». При внешнем сходстве с шедевром Робина Харди по сути это разные фильмы. «Плетеный человек» это драма о столкновении религий и все действие фильма развивается, так сказать, в религиозной плоскости. «Солнцестояние» практически не касается этой темы, в центре здесь личная драма героини. Болезненная зависимость, усугубившаяся после смерти родных, делает Дэни идеальным кандидатом в члены языческой секты. Ведь именно здесь она может смириться с потерей близких, избавиться от страха одиночества и «токсичных» отношений.

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!